Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Артеменков С.Б. Оценка эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации
Артеменков С.Б. Оценка эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

Несмотря на то, что к настоящему времени проведена большая работа по развитию федерализма, современное состояние межбюджетных отношений ещё не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к качеству и эффективности управления государственными и муниципальными финансами, качеству оказания государственных и муниципальных услуг населению.

Одним из ключевых моментов долгосрочной стратегии развития межбюджетных отношений в РФ является формирование количественных и качественных показателей оценки эффективности межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации.

Система оценки межбюджетных отношений до настоящего времени не создана как на уровне «федерация — регионы», так и на уровне «регионы — муниципальные образования». Попытки оценить действующую систему межбюджетных отношений сегодня являются частным мнением отдельных должностных лиц и авторов научных статей.

Оценка эффективности межбюджетных отношений должна начинаться с выработки критериев эффективности, то есть с выбора приоритетов, которые определяются как с учетом целевой направленности функционирования системы межбюджетных отношений, так и степени остроты тех или иных проблем обеспечения финансовых основ государственной власти в субъектах Федерации и местного самоуправления. Система организации межбюджетных отношений должна решать три взаимосвязанные и в то же время в определенной мере противоречащие друг другу задачи.

1.Обеспечение финансовой автономии субъектов РФ и муниципальных образований для формирования условий их самостоятельной деятельности как уровня публичной власти, что дает возможность выбора наиболее эффективных путей решения вопросов регионального и местного значения, формирует предпосылки для комплексного социально-экономического развития, позволяет создавать стимулы к наращиванию доходов и оптимизации расходов местных бюджетов.

2.Использование механизмов выравнивания финансовых условий деятельности субъектов РФ и муниципальных образований для создания предпосылок обеспечения социальной справедливости в доступе граждан к государственным муниципальным услугам; для формирования стимулов к оптимизации региональных и муниципальных расходов.

3. Обеспечение передачи на региональный и муници­пальный уровень ресурсов, достаточных для решения соответствующих вопросов с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий, без чего невозможно наиболее полное удовлетворение спроса граждан на муниципальные бюджетные услуги.

Для оценки эффективности межбюджетных отношений с точки зрения обеспечения финансовой автономии муниципальных образований под финансовой автономией регионов и муниципальных образований следует понимать возможности органов местного самоуправления получать финансовые ресурсы от обложения местной экономики и самостоятельно использовать данные ресурсы для удовлетворения потребности местных жителей в соответствующих благах.

Для характеристики системы межбюджетных отношений с точки зрения финансовой автономии регионов и муниципальных образований субъекты РФ используют доступные им инструменты, в том числе:

единые нормативы отчислений от налогов, поступающих в консолидированный бюджет РФ;

дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов в счет финансовой помощи;

межбюджетные трансферты в структуре финансовой помощи.

Наряду с чисто количественной характеристикой перечисленных выше инструментов межбюджетных отношений, на финансовую автономию влияют также правила и процедуры применения данных инструментов. При прочих равных условиях финансовая автономия тем шире, чем более стабильны, прозрачны и предсказуемы инструменты, используемые в межбюджетных отношениях.

Первые два из вышеперечисленных инструментов влияют на долю налоговых доходов в местных бюджетах. Тем самым этот показатель можно использовать в качестве измерителя финансовой автономии муниципальных образований. Однако более полно характеризует финансовую автономию в сфере доходов другой показатель — доля налоговых и неналоговых доходов в доходах совокупного муниципального бюджета региона (без субвенций). Этот показатель может оцениваться в динамике за несколько последних лет в сравнении с долей налоговых и неналоговых доходов в совокупном муници паль- ном бюджете регионов (без субвенций) в среднем по стране. По субъектам РФ такое сравнение может осуществляться со странами, имеющими федеративное устройство, схожее с Российской Федерацией.

При проведении оценки необходимо учитывать, что различные способы закрепления налоговых доходов по-разному влияют на финансовую автономию муниципальных образований: закрепление единых нормативов оказывает на этот параметр гораздо более серьезное воздействие, чем дифференцированные нормативы.

При оценке влияния на финансовую автономию применения обусловленной и необусловленной финансовой помощи необходимо определить, насколько ограничивается финансовая самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения; каковы приоритеты при выделении межбюджетных трансфертов — ориентируются ли вышестоящие органы власти, впервую очередь, на укрепление финансовой автономии или стремятся воздействовать на на­правления расходования средств соответствующих бюджетов.

Исходя из этого, в данной сфере могут использоваться следующие показатели:

доля налоговых доходов, неналоговых доходов и дотаций в доходах соответствующих бюджетов (без субвенций);

соотношение необусловленной финансовой помощи (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на сбалансированность и иные межбюджетных трансфертов в форме дотаций) и обусловленной финансовой помощи (субсидии на софинансирование расходов, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение) в общем объеме межбюджетные трансферты соответствующим бюджетам. При этом базовым для оценки является первый показатель, для которого предлагается использовать тот же алгоритм, что и применительно к закреплению налоговыхдоходов. Предлагаемый показатель анализируется в динамике за несколько лет, а также в сравнении со значениями показателей всреднем постране и других федеративных государствах.

Оценка эффективности межбюджетных отношений с точки зрения финансового выравнивания регионов и муниципальных образований должна быть ориентирована на установление показателей, характеризующих сокращение различий в их бюджетной обеспеченности. Это вытекает из того, что целью и результатом выравнивания является сокращение разброса уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований. При этом оценку результатов выравнивания предлагается проводить на основе сопоставления следующих показателей вариации:

подушевых налоговых и неналоговых доходов соответствующих бюджетов до выравнивания (с учетом и без учета ИБР);

подушевых доходов соответствующих бюджетов после выделения дотаций (с учетом и без учета ИБР);

подушевых доходов соответствующих бюджетов после выделения дотаций и субсидий (с учетом и без учета ИБР).

Коэффициент вариации подушевых налоговых и неналоговых доходов соответствующих бюджетов до выравнивания служит базой для дальнейших оценок. На основе коэффициентов вариации подушевых доходов региональныхи местных бюджетов после выделения дотаций можно сделать вывод о том, произошло ли снижение неравенства по сравнению с ситуацией до выравнивания. Необходимость оценки ко­эффициента вариации подушевых доходов региональных и местных бюджетов после выделения дотаций и субсидий вытекает из общей идеологии реформы, в рамках которой финансовое выравнивание рассматривается как основная цель выделения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям.

Оценивая эффективность межбюджетных отношений с точки зрения достаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения, следует, прежде всего, установить, имеются ли в нормативно-правовых актах регулирующих формирование межбюджетных отношений, какие-либо положения, направленные на гарантирование объема финансовых средств, передаваемых в ходе выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.

Для результатов оценки эффективности межбюджетных отношений в части обеспечения регионов и муниципалитетов достаточными финансовыми ресурсами необходимо опре­делить, допускается ли органами государственной власти и местного самоуправления появление в течение финансового года просроченной кредиторской задолженности, так как ее наличие может свидетельствовать не только о низкой финансовой дисциплине органов местного самоуправления, но и о недостаточности их финансовых ресурсов, а также оценить рост государственного и муниципального долга.

В части оценки достаточности выделения субвенции, предназначенных для финансирования переданных государственных полномочий, предлагается использовать показатель соотношения фактических средств, направленных на финансирование переданных государственных полномочий из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, и объема субвенций, выделяемых, соответственно, из федерального и регионального бюджетов на финансирование переданных государственных полномочий. В идеале значение данного показателя должно не сильно отличаться от 100%. Существенные отличия от этого уровня позволяют ставить вопрос о неэффективности методики расчета субвенций.

Артеменков, С.Б. Оценка эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации / С.Б. Артеменков // Финансы. – 2012. - № 7. – С. 79 – 80.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 75 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров