Навигация
 
Морозова, Т. Свидетели и деятели

Морозова, Т. Свидетели и деятели / Татьяна Морозова // Знамя. – 2013. - № 2. – С. 219 – 223. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2013/2/m26.html. – 03.11.2013.

 

О книгах: Архимандрита Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы» (М., 2012) и Владимира Мартынова Автоархеология (1978-1998) (М., 2012).

 

При всей внешней простоте книги о. Тихона она, как и настоящая монашеская среда, как всякая самоотверженная вера, остается почти герметично закрытой для быстрого и стороннего взгляда, пусть и доброжелательного. Да, истории о. Тихона легко пересказывать. Как “вредный отец Нафанаил” “угадал” мысли разобиженного на весь мир молодого послушника Георгия и повторил их слово в слово. Как отец Иоанн Крестьянкин, склонившись над безжизненным телом монаха, сказал: “Нет, это не покойник. Он еще поживет”. А тот, очнувшись, “со слезами начал просить постричь его в великую схиму”. Как отец Алипий, легендарный настоятель Псково-Печерского монастыря, когда его во времена хрущевских гонений принуждали закрыть монастырь, “бросил бумаги в жарко пылающий камин, а остолбеневшим посетителям спокойно пояснил: “Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою”. Все эти истории могли входить в древние патерики, с оглядкой на них о. Тихон и писал. Это и понятно: вера и чудо как предельное подтверждение веры всегда идут рядом.

 

Интересно другое о. Тихон делает достоянием массового сознания уже результат этой веры. Об аскетическом пути, изменяющем внутреннюю и внешнюю жизнь человека, охладевании и горении, рутине, сомнениях он не говорит. Речь идет только о плодах, которые видны простому человеку, внешнему по отношению к монастырской жизни. Каждый, кто любит ездить по монастырям, может рассказать свои такие истории, с такими же просветляющими обыденное сознание встречами, совпадениями, озарениями. Но в таком подходе о. Тихона и проявляется особенное прикровенное отношение к тайне веры, которая совершается в своей внутренней комнате.

 

Простые по форме рассказы на самом деле говорят и об уникальности этого опыта, и о его закрытости для внешнего человека, часто даже не подозревающего, что духовный уровень народа не определяется богословскими конференциями, чтениями и количеством причастников на Пасху в Москве, не исчерпывается этими проявлениями и не сводится к ним. 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 47 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров