Навигация
 
Г.Ю. Местное самоуправление: какое оно?

Местное самоуправление — это огромная ниша в общественной, экономической и политической жизни Японии, напрямую связанная с жизненными интересами жителей страны. Обрисуем сначала территориальный массив местного самоуправления. В административном плане вся территория Японии делится на 43 префектуры (кэн); одну столичную префектуру (то), в которую входит Токио; две специальные городские префектуры (фу) — для Осаки и Киото, и один административный округ или губер­наторство на правах префектуры (до), отведенный Хоккайдо. Эта административная конструкция носит название «тодофукэн» и составляет префектуральный «этаж» системы местного самоуправления. Действующими лицами на нем являются губернато­ры префектур и префектуральные собрания.

Муниципальный «этаж» местного самоуправления составляют города (си), поселки (те), и де­ревни (сон). Эта муниципальная конструкция именуется ситёсон. Она насчитывает 782 города, 823 поселка и 195 деревень. В ней тон задают мэры городов, старосты поселков и деревень, город­ские, поселковые и деревенские собрания.

В системе местного самоуправления Японии имеется ряд нюансов, которые следует иметь в виду. Например, столичная префектура Токио (ее часто называют Большим Токио) делится на 23 т.н. специальных района, имеющих статус городов с выборными мэрами и городскими собраниями. Соответственно, свои органы местного самоуправления имеют и 26 городов, пять поселков и восемь деревень, административно входящих в состав Большого Токио. А вот городские префектуры фу (Осака, Киото) и крупные города с населением свыше 1 млн. человек хотя и делятся на административ­ные районы, но не имеют органов местного самоуправления. Аналогичная картина и в административном округе Хоккайдо (до), который также делится на районы, но в них нет органов местного самоуправления. Еще одна тонкость: города с населением свыше 500 тыс. человек могут претендовать на статус специальных городов, муниципалитеты кото­рых наделяются такими же административными и финансовыми правами, как и префектуры. Сегодня таких городов 17: Осака, Нагоя, Киото, Иокогама, Кобе, Китакюсю, Саппоро, Кавасаки, Фукуока, Хи­росима, Сэндай, Тиба, Сайтама, Ниигата, Сидзуока, Хамамацу и Сакаи.

Всего в Японии сегодня насчитывается 1847 органов местного самоуправления, в их соб­раниях заседает 60 тыс. депутатов (3 тыс. в префектуральных собраниях, 19 тыс. — в городских и 40 тыс. — в поселковых и деревенских собраниях). Любопытно, что количество органов местного с­моуправления постепенно уменьшается в резул­тате усилий по их укрупнению. Так, в 2000 г. их насчитывалось 3200.

Напомним, что депутаты префектуральных и муниципальных собраний, а также губернаторы, мэры и старосты избираются прямым голосован­ем на четырехгодичный срок. Право голоса имеют граждане Японии, достигшие 20 лет. Минимал­ный возраст для депутатов префектуральных и муниципальных собраний — 25 лет, для губернаторов, мэров и старост — 35 лет.

Исполнительная власть в органах местного самоуправления сосредоточена в руках губернаторов, мэров и старост. Естественно, они действуют в рамках тех полномочий, которые делегированы им по закону из центральных органов власти. Префектуральные и муниципальные собрания имеют статус совещательных органов, поскольку они практи­чески, за незначительными исключениями, не обладают распорядительными функциями. Но они играют важную роль в жизни простых граждан, так как в определенной степени помогают формировать их жизненные условия и одновременно являются выборными площадками, на которых граждане могут выражать и защищать свои интересы по месту жительства.

Аппарат органов местного самоуправления состоит из департаментов в префектурах и отделов в мэриях: префектуральные и муниципальные собрания образуют специализированные постоянно действующие комиссии и комитеты из депутатов.

В работе префектуральных органов местного самоуправления большое место занимают вопро­сы координации повседневной деятельности муниципалитетов. Помимо этого они являются свое­образными передаточными инстанциями, через которые на места доводятся указания из центра, а также перечисляются причитающиеся им финансы и доплаты. По свидетельству бывшего премьер-министра М. Хосокавы, долгое время бывшего губернатором, до 80% объема работы префектуральных органов местного самоуправления приходится на такие передаточные бюрократические функции.

Посмотрим теперь, чем же конкретно занимается муниципальный «этаж» местных органов самоуправления.

В сферу их компетенции входит прежде всего поддержание и развитие местной бытовой инфраструктуры (водопровод, канализация, уборка и утилизация мусора, строительство общественного жилого фонда, спортивных сооружений, дорог, дамб, противопожарная служба), а также сохранение окружающей среды, регулирование местного земле­пользования (перевод земель из одной категории в другую, выдача разрешений на земельные сделки). Для осуществления необходимых работ муниципалитеты создают собственные небольшие строительные и прочие компании, и сами руководят ими, или же распределяют подряды на работу среди частных компаний. Причем их деятельность в этом плане предельно жестко регулируется стандартами и инструкциями, до мелочей разработанными в центре. Например, минимальная ширина дорог, соединяющих жилые массивы с основными магистралями, должна составлять ровно 2 метра. Или — при строительстве школ-интернатов следует исходить из нормы 1,98 кв. м на одного учащегося и т.д.

Для осуществления указанных выше функций требуются немалые средства. Они закладываются в бюджеты органов местного самоуправления. Примерно треть бюджета составляют средства самих муниципалитетов, которые они получают в виде местных налогов, поступлений от собственных компаний и предприятий, а также от займов и вы­пуска облигаций. Собственно говоря, в основном эти средства и идут на поддержание и развитие бытовой инфраструктуры муниципалитетов, составляя треть расходной части бюджета. Поэтому органы местной власти иногда называют «тридцатипроцентным самоуправлением». Остальные 70% их бюджета приходятся на финансирование и до­тации от государства и различные гранты. Недостаточная финансовая самостоятельность органов местного самоуправления оборачивается их большой зависимостью от центральных властей. И соответственно, образованием значительного бремени для государственного бюджета. На эти цели уходит половина всех отчислений в казну от пяти основных налогов, включая подоходный и потребительский налоги и налог на корпорации.

Не следует забывать, что через бюджеты органов местного самоуправления идет и государственное финансирование школьного образования, медицинского обслуживания и обеспечения общественной безопасности на местах (местной полиции). Естественно, что эти потоки строго контролируются соответствующими министерствами. Однако этот контроль не мешает муниципалитетам иметь свои «делянки» и в этих отраслях. Они, на­пример, обеспечивают питание учащихся в школах. Организуют обслуживание престарелых и тяжелобольных людей и инвалидов в рамках государственной страховой системы здравоохранения.

Муниципалитеты проявляют также много собственных инициатив и развертывают широкую благотворительную деятельность. В 2007 г. муни­ципалитет Кумамото, к примеру, открыл в город­ском госпитале «Приют аиста». В него принимают детей, в основном с ограниченными возможностями, от родителей, которые не могут содержать их из-за материальных затруднений. Накануне рождественских и новогодних праздников 2010 г. органы местного самоуправления на государственные деньги сняли 500 комнат, в которых бездомные могли встретить Новый год. А Токийский муниципалитет организовал временное пристанище на новогодние праздники для тех, кто потерял работу и лишился жилья в конце 2009 г. Для этого было снято помещение в здании бывшей Олимпийской деревни в парке Сибуя, рассчитанное на 800 мест. Бездомных обеспечивали там ночлегом и питани­ем, а также оказывали помощь в поисках работы и жилья. В первый день 2010 г. у них побывал премьер-министр Юкио Хатояма. После этого посещения было объявлено, что правительство займется организацией аналогичного учреждения на постоянной основе.

Еще одно любопытное начинание органов местного самоуправления в 2009 г. — их участие в мероприятиях конкацу (кэккон кацудо). Так называется в Японии помощь в поисках пары для одиноких людей. Этим обычно занимаются специальные частные конторы. Стремясь выправить тяжелую демографическую ситуацию в своих местностях, муниципалитеты в 16 городах, поселках и деревнях префектуры Яманаси открыли в офисах консультационные центры конкацу.

Деятельность органов местного самоуправления обременена многими собственными проблемами. Едва ли не самые тяжелые из них — финансовые, точнее говоря, проблемы, порождаемые недостатком финансирования. Вот один пример. С 2001 г. органы местного самоуправления начали внедрять у себя электронный документооборот. Возможно, это делалось не особо энергично и системно. И в итоге в 2009 г. 19 префектур сократили объем этого прогрессивного делопроизводства, а в префектурах Коти и Гифу полностью отказались от него. При этом местные власти ссылались на слишком высокую стоимость электронных операций и незначительное количество желающих ими вос­пользоваться. Выяснилось, что средняя стоимость одного электронного обращения в администрацию составила 10 тыс. иен. Рекорд поставила Окинава, где эта стоимость достигла 90 тыс. иен. Самая низкая стоимость оказалась в Аити — 67 иен. В Токио — 540 иен.

Среди органов местного самоуправления появились и финансовые банкроты. В 2007 г. о своем банкротстве объявил муниципалитет города Юбари на Хоккайдо. В 1960-х гг. это был вполне благополучный город с населением в 100 тыс. человек, знаменитый каменноугольными шахтами. Но затем Япония сменила свою ориентацию в энергетике с каменного угля на нефть, и город стал постепенно хиреть.

Шахты закрылись, в городе осталось только 13 тыс. жителей, из них половина — старше 65 лет, а муниципалитет, безуспешно стремившийся превратить умирающий город в модный горнолыжный курорт, накопил 350 млн. долл. безвозвратных долгов. Данная сумма в несколько раз превысила установленный законом долговой порог (20% от суммы бюджета города). Муниципалитет города был объявлен финансовым банкротом и попал под принудительное правительственное оздоровление финансов. Это означало, что город временно потерял право на самоуправление и перешел под предель­но жесткий правительственный контроль. Соответственно, на треть был сокращен аппарат муниципалитета и на столько же уменьшалась зарплата оставшихся служащих. Процесс оздоровления рас­считан на 18 лет — до 2024 г. За указанный срок муниципалитет должен будет полностью рассчитаться со своими долгами. Для этого были резко увеличены ставки местных налогов и отчислений с горожан на медицинское и прочее обслуживание. В городе была резко сокращена социальная и общественная инфраструктура — ликвидированы библиотека и знаменитый музей каменного угля, закрываются семь начальных и четыре средние школы. Учащимся предстоит ездить в школы, расположенные в соседних населенных пунктах. Сокращено медицинское обслуживание в городской поликлинике.

Финансовая трагедия Юбари — это уже второй случай банкротства городского муниципалитета. Первый случился в 1992 г. с муниципалитетом также шахтерского городка Акаикэ в префектуре Фукуока на юге Японии. Причина была аналогичной— закрытие местных угольных шахт. Процесс оздоровления в Акаикэ продолжался до 2001г. Комментируя события в Юбари, газета «Дже-пэн тайме» писала 1 марта 2007 г.: «Юбари весьма показательный случай. В Японии много городов, поселков и деревень, которые в той или иной степени сталкиваются с таким кризисом». Подтверждением этого служит официальное правительственное предупреждение о возможном финансовом банкротстве в 2008 г. муниципалитетам пяти городов, 11 поселков и пяти деревень в 12 префек­турах страны. В предынфарктном состоянии ока­зался и муниципалитет известного курорта Атами в префектуре Сидзуока из-за спада в курортной индустрии страны. Он набрал много безвозвратных долгов, общая сумма которых может достичь в 2011 г. 6 млрд. иен. Печать сообщает о серьезных финансовых затруднениях муниципалитетов таких крупных городов, как Саппоро и Иокогама.

Особенно тяжелое положение сложилось на Хоккайдо. Угроза возможного финансового банкротства нависла над муниципалитетами каждого десятого города префектуры. И эта угроза вполне реальна. Дело в том, что по всей Японии за последние 10 лет исчезли с карты страны 200 населенных пунктов в основном в горных и отдаленных районах. Основная причина их демографических проблем кроется в стареющем населении и оттоке молодежи и даже стариков из-за отсутствия рабо­ты и социальной неустроенности. Такие районы получили наименование «маргинальных».

В создавшихся условиях на правительственном уровне постоянно предпринимаются усилия с целью выправить положение. Последняя подобная попытка была предпринята правительством Дз. Коидзуми. Вот как расценил ее новый премьер-министр Японии Юкио Хатояма, пришедший к власти осенью 2009 г.: «Периферийные районы сильно пострадали от реформы финансов местных органов власти, которая включала в себя сокращение суб­сидий, трансферов налоговых доходов и пересмотра грантов на местные налоги». Что же предполагает предпринять в этих условиях нынешнее правительство? Юкио Хатояма заявил: «Я хочу в первую очередь сделать Японию страной, в которой органы местного самоуправления имели бы права и силу решать вопросы, относящиеся к их регионам, и это волнует меня больше, чем децентрализация, в ходе которой центральное правительство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления». Уже появились сообщения о том, что изыскиваются возможности увеличить бюджетные расходы на нужды органов местного самоуправления с 50 до 60% всех налоговых поступлений казны, причем акцент будет перенесен с развития транспортной инфраструктуры на местах непосредственно на улучшение социального и медицинского обслуживания местного населения.

Демократическая партия, возглавляемая Ю. Хатоямой, вносит новые моменты и в свои взаимоотношения с органами местного самоуправления. В эпоху правления либерал-демократов сложилась практика лоббирования депутатами парламента от ЛДП интересов отдельных муниципалитетов. Представители этих муниципалитетов обращались за поддержкой к депутатам правящей партии, и последние оказывали такую поддержку в ответ на обещания голосовать за них на парламентских выборах. Руководство Демократической партии решило поменять эту практику. Была дана установка работать с органами местного самоуправления не отдельным парламентариям-демократам, а отделениям Демократической партии на местах. Теперь они будут собирать просьбы, протесты и пожелания муниципальных органов и прилагать усилия к решению поднятых в них вопросов в центре с помощью руководства партии.

 

Г.Ю. Местное самоуправление: какое оно? / Ю.Г. // Япония сегодня. – 2010. - № 4. – С. 10 – 12.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 60 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров