Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Муниципальная собственность Герасимов Е.В. Технологии контроля эффективности управления муниципальной собственностью
Герасимов Е.В. Технологии контроля эффективности управления муниципальной собственностью

Технологии контроля эффективности управления муниципальной собственностью

 

Герасимов Е.В.,

депутат Московской городской Думы

 

Важнейшей предпосылкой комплекса мер по реформированию экономики является преобразование отношений собственности, которые считаются стержнем всей совокупности экономических отношений. Преобразование отношений собственности также является основой трансформации системы управления объектами собственности на различных уровнях. Экономические отношения складываются исходя из отношений собственности. Собственность определяет место индивида в социальной группе – обществе. Ведущие позиции в политической, социальной, экономической жизни занимали и занимают собственники средств производства.

 

Существование и многообразие форм собственности приводит к росту производительности труда и эффективности производства в силу конкуренции между собственниками.

Изменение форм собственности может происходить как эволюционным (вытеснение одних форм другими, более эффективными), так и революционным (слом одних отношений и насильственного насаждения других) путями.

Собственность представляет собой сложную совокупность социально - экономических и правовых отношений, которые характеризуют способы содержания, формы присвоения и использования факто­ров, условия средств и результатов жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Насколько разнообразны такие факторы, условия, настолько многообразны и отношения собственности, а изменчивость первых предопределяет подвижность вторых.

Объектами отношений собственности становятся все те факто­ры и условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения, присвоение и использование которых может быть только результатом общест­венных взаимосвязей.

Английский юрист А. Оноре наиболее полно предоставил пучок прав собственности, выделив в со­вокупности отношений собствен­ности 11 составляющих

Разделение компетенций приводит к децентрализации, то есть отсутствию централизованного вмешательства в принятие установленных компетенцией решений и давления иерархии публичных должностей. Децентрализация облегчает экспериментирование и поиск решений, но противоречит сложившимся привычкам командного управления и встречает серьезное сопротивление. Наилучшим способом преодоления этого сопротивления можно считать внедрение современных технологий управления децентрализованными структурами. По нашему мнению, основными технологиями, внедрение которых следует считать обязательным, являются контроллинг, планирование, бюджетирование и стратегическое ориентирование.

Контроллинг как технология поддержки управления сопровождает процессы в административной структуре, давая им ориентацию на будущее, и открывает путь только тем решениям, которые способствуют успешно способствуют успешной коллективной деятельности, доходности хозяйствования и устанавливают возможность развития децентрализованных подразделений ис­ключительно за счет собственных усилий.

Контроллинг рассматривается как интегрированная технология управления, выходящая за рамки отдельных функций, обеспечивающая их координацию по вертикали и горизонтали, как правило, с помощью финансовых или бюджетных механизмов и имеющая целью обеспечение долговременного успешного функционирования организации как структуры коллективных действий

Один из авторов концепции контролинга Д. Хан определяет его как «совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и органи­зационных структур

Контроллинг - это информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием для его сохранения и успешного дальнейшего развития за счет оптимизации финансового результата в рамках социальных целей. Исследователи в области контроллинга, соглашаясь с основными составными частями концеп­ции Д. Хана, дают разные подходы к их определению и значимости.

Р. Манн и Э. Майер полагают, что контроллинг - это «система управления процессом достижения

конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в эко­номическом отношении, с долей условности, как систему управления прибылью предприятия». Э. Майэр предлагает под контрол­лингом понимать руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. Он также говорит о том, что в широком смысле контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости предприятия в двух аспектах: краткосрочном - оптимизация прибыли, и в долгосрочном — сохранение и поддержание гармоничных отношений и взаимосвязей данного предприятия с окружающими его сферами: природной, социальной, хозяйственной. Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяе­мых на качественно новом этапе развития рыночных отношений на Западе в единую систему, функ­ционирование которой подчинено определенной цели.

Контроллинг включает три главные целевые установки:

 - создание условий для оперативного воздействия на финансовые и экономические показатели, их  планирования и контроля на основе стратегического видения проблемы;

 - поддержка процессов принятия управленческих решений и улучшение экономичности админис­тративной деятельности за счет оптимизации соотношений затраты/результаты при ориентации на вход или выход; -

 защита от личной заинтересованности лиц, индивидуально принимающих решения, в системе совместных коллективных действий, защита общей цели организации от частного интереса составляющих ее элементов.

Контроллинг предусматривает:

1).обязательное наличие хорошо поставленной системы учета постоянных и переменных издержек, продуктов и услуг, ориентированной на принятие управленческих решений;

2).формирование и поддержка единого информационного пространства;

3).использование децентрали­зованных структур (центров ответственности), ответственных в режиме, как правило, жестких бюджетных ограничений;

4).введение специальной службы контроллеров — специалистов, выполняющих функции и решающих задачи контроллинга в отноше­нии определенных центров ответственности, структурно взаимодействующих только друг с другом и имеющих право принимать совместные решения в пределах своей компетенции в отношении действий любого должностного лица организации.

По мнению автора, наиболее качественное планирование осуществляется с использованием матриц. Они составляются с учетом перспективы и динамики развития корпоративной собс­твенности населения. В матрице определяются отдельные позиции, которые подлежат уже более конкретному планированию (проработке). В этом отношении матрица напоминает оглавление документа, а уже в различных направлениях формирования корпоративной собственности она начинает получать реальное наполнение конкретными доку­ментами и информацией.

С помощью составленной матрицы легко организуется информационная работа, документооборот, планирование развития ее структуры, подготовка инновационных проектов и отчетной документации с целью проведения анализа развития корпоративной собственности населения

Матрица наполняется информацией и материалами концептуального характера. Она является основой для стратегического планирования изменений.

Наличие матрицы позволяет отработать методы, связанные с планированием развития корпоратив­ной собственности населения. Для этого необходимо, чтобы все основные направления деятельности были связаны единой стратегией. Именно она является тем цементирующим звеном, которое позволяет согласовывать планы по различным направлениям.

Бюджетирование - это технология приведения денежных потоков в соответствие с действительной стоимостью (затратами) и ценностью (доходами) оказываемых административными структурами услуг или осуществляемых ими программ. В рамках единого бюджета ответственность и ресурсы децентрализуются таким образом, что лицо, принимающее решение, должно действовать без специальных команд, но постоянно соизмеряя необходимость выполнить установленные особым соглашением задачи и достаточность установленных бюджетом ресурсов. Бюджетирование как соглашение представляет собой компромисс между задаваемыми бюджетом (управлением собственностью) политиками и хозяйственными целями и имеющимся организационным потенциалом. В конечном счете важно не то, сколько жителей получает медицинскую помощь, а каковы общественные экономические потери от нетрудоспособности или каково соотношение больных и здоровых с точки зрения доступности и оперативности медицинской поддержки населения.

Бюджетирование предусматривает заблаговременное подведение итогов, то есть контроль на промежуточной стадии, когда выявление отклонений и внесение изменений позволят наилучшим образом использовать возникшие шансы или предотвратить угрозы. Бюджет - правило, ограничение и стимул, бюджетирование - самостоятельная игра по правилам.

Стратегическое ориентирование рассматривается, во-первых, как искусство прогнозирования и проведения коллективных изменений (включая инновационные) от потенциала с учетом интерпре­тации управлением слабых сигналов внешней среды и, во-вторых, как практика формирования по­ведения, основанного на понимании и умелом использовании ситуаций и тенденций во внутренней и внешней средах организации. Стратегическое ориентирование имеет целью формирование достаточного для конкурентного, «игрового» успеха потенциала кол­лективных действий. Оно связы­вает направленное на внешнюю среду стратегическое управле­ние в организации с по существу «стратегическим», но по методам «административным» управлением, направленным на проведение изменений во внутренней среде, включая формирование необходимой культуры или введение новых ценностей до начала или в процес­се проведения как стандартных, так и радикальных решений.

Стратегическое ориентирова­ние есть создание контекста индивидуальных действий, усилий, решений, в тех случаях, когда их осуществление требует развития способностей, как индивидуаль­ных, так и организационных. В ус­ловиях стратегического ориенти­рования исчезает необходимость в централизованных стратегиях как инструменте планирования и организации. Можно сказать, что стратегия перестает быть вотчиной высшего руководства и становится составной частью деятельности каждого сотрудника, механизмом эксплуатации новейших тенденций, когда текущие события, происходящие вне воли агентов действий, воспринимаются ими не как угроза или помеха, а как создающие шансы, полезное средство решения определенных, соответствующих ситуации проблем и выполнения обязательств.

Подготовку и переподготовку кадров, вовлекаемых в муниципальное управление, необходимо осуществлять по четырем группам в связи с особенностями их роли, полномочий и функций, а также требованиями к уровню профессионального образования, а именно: выборные должностные лица исполнительной власти, включая глав муниципальных образований; депутаты представительного органа муниципальных образований; государственные и муниципальные служащие; контрактные менеджеры.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов на государственной и муниципальной службе не должна сводиться к простому увеличению объема информации, обра­зованности или расширению круга знаний и умений. По нашему мнению, неправильно, если подготовка некоего «резерва кадров» осуществляется на основе текущих проблем и навыков, необходимых для решения возникающих сегодня проблем. Резерву предстоит занять руководящие должности в будущем -и люди должны обладать способностью решать проблемы будущего и обладать навыками и знаниями, ориентированными на будущее, стратегии развития и значимые тенденции во внешней среде. Обучение имеет значение, если оно носит структурный, а не событийный характер и закрепляется в достаточно стабильных структурах и нормах, а не только в знаниях и мыслях. При формировании структур управления необходимо предусмотреть специальное подразделение, ответственное за решение одновременно трех задач:

 - управление знаниями как процедурой непрерывного изменения профессионального мастерства;

 - формирование и использование кадрового резерва, в том числе в условиях взаимодействия с ор­ганами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями;

 - создание, поддержание, совершенствование технологического и информационного пространства непрерывного повышения квалификации, в том числе за счет личного интереса, самостоятельного образования.

Пример различных стран, реформировавших государственное и муниципальное управление, де­монстрирует, что работоспособ­ность, полезность бюрократии увеличивается, если предоставление должностей и продвижение по службе осуществляются при сочетании обязательной конкурентности исполнения обязанностей с гарантиями карьеры и с учетом личных качеств. Оплата устанавли­вается на основе достигнутого профессионального мастерства, оцен­ки, исходящей от потребителей услуг муниципальных организаций.

Увеличение потенциала служащих автоматически снижает риск оппортунистического поведения и способствует формированию корпоративной этики.

Выборные лица конкурируют на политических аренах, они осуществляют свои полномочия ог­раниченный срок, представляют различные коалиции. Какие-либо аттестации или контрольные про­цедуры должны показать готов­ность лиц в профессиональном и интеллектуальном плане к пред­стоящей деятельности и опреде­лить направления необходимой подготовки, но проводить полное обучение для таких лиц за счет бюджетных средств неэффективно и нецелесообразно.

Введение института контрактного главы администрации позволяет перейти от общей подготовки выборных лиц, избрание которых во многих ситуациях будет случайным или не контролируемым пол­ностью государственной властью, к целенаправленной подготовке профессиональных менеджеров для публичного управления. Одновременно необходимо предусмотреть подготовку депутатов с последующей сдачей квалификационных экзаменов. Отказ от обучения или провал на экзаменах должен означать отзыв депутата или временное лишение его права решающего голоса.

Стабильность структур и независимость управления от политической целесообразности обеспечивается менеджментом исполнительных организаций. Профессиональная подготовка менеджеров для публичного управления должна стать важнейшей составляющей частью политической стратегии органов публичной власти. Подготовка профессиональных глав администраций муниципальных образований позволит создать особый корпус компетентных управляющих. Политические стратегии помогают определиться с проблемными ситуациями в контексте целей и интересов заинтересованных лиц и выбора арен, где действия по развитию или преодолению ситуаций будут достаточно эффективными и приведут к положительным результатам. Обучение как часть политической стратегии поз­воляет создать потенциал агентов действия или перемен, создающий уверенность и доверие к способ­ности публичной власти справиться с реальными или вероятными проблемами. Важно, чтобы программы обучения были привязаны к по­литическим стратегиям, возникали как следствие обдуманного политического видения, что достигается путем соглашений и обучения в действии, а не через полупринудительный выбор из некоего перечня стандартизированных программ обучения. По крайней мере, необходимо полезно сочетать эти два подхода к обучению.

Практика обучения менедже­ров городов в университетах США показывает, что:

1).действующие менеджеры не нуждаются в больших по количеству часов курсах -и, по нашему мнению, обучение через решение реальных проблем эффективнее теоретического осмысления учебных примеров;

2). слабым моментом является финансовая подготовка (может быть, как следствие того, что на первое место в учебных заведениях ставится правовая подготовка — и, по нашему мнению огромной проблемой для действующих и будущих менеджеров  в сфере публичного управления является недостаточная экономическая подготовка и отсутствие экономического мышления);

3). обучение менеджеров в какой-то момент должно быть согласовано, скоординировано с обучением депутатов.

Должна быть сформирована специальная система обучения персонала, специалистов, работающих в администрации, и муниципальных служащих, целью которой являются: разъяснение политики органов власти и соответствующих должностных лиц и обучение действиям и поведению, соответствующим этой политике; понимание и владение процедурами различ­ных систем планирования и их использование в целях обеспечения управления и отчетности в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами; обучение коммуникациям и технологиям работы с людьми.

Объекты права муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значе­ния и должны использоваться вне целей получения частной прибыли, бездивидендно. В городах США, например, объекты муниципального права собственности не могут передаваться в аренду с целью получения денежных доходов. Если они не нужны самому муниципальному управлению для решения его задач, то должны быть приватизированы или просто проданы.

По нашему мнению, главным назначением объектов права муниципальной собственности является создание действенного муниципального сектора экономики, ориентированного на локальные рынки и содействие развитию домашних хозяйств. Местные общественные и коллективные блага рассматриваются как специфичные относительно террито­риального размещения поселения, а потребители и частные фирмы способны обнаружить предпочтения и осуществить выбор относительно общественных благ (и качества управления муниципальным образованием) через вы­бор места жительства или распо­ложения объектов права частной собственности.

 

Герасимов, Е.В.  Технологии контроля эффективности управления муниципальной собственностью

/ Е.В. Герасимов // Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2010. – № 1-3. – С. 47 – 51.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 32 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров