Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Ли-фу Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса
Ли-фу Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса

Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса

 

Н.С. Ли-фу, заместитель руководителя Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия), советник налоговой службы РФ 1 ранга

И.В. Никулкина, профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Якутского экономико-правового института (ф) Академии труда и социальных отношений, кандидат экономических наук, доцент

Н.М. Скрябина, начальник отдела учета, отчетности и анализа налоговых поступлений Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия), советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

 

В условиях кризиса одной из самых актуальных является проблема стабилизации и укрепления налоговой базы региональных и местных бюджетов.

Сложная экономическая ситуация в большинстве российских регионов не могла не отразиться на налоговых поступлениях в бюджет.

В этой связи заслуживает пристального внимания региональный опыт в решении задач по реализации антикризисных мероприятий; в принятии мер по расширению налоговой базы региональных и местных налогов и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

 

 

Рассмотрим отдельные проблемы формирования и укрепления налоговой базы региональных и местных бюджетов на примере Республики Саха (Якутия) (далее - PC (Я)).

Основу экономики и налогового потенциала Як­тии составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. Большую часть промышленного производства обеспечивает добыча алмазов, золота и топливно-энергетический комплекс (газ, уголь, нефть, электроэнергетика), на долю которых приходится почти 40% налоговых поступлений. Как и большинство субъектов РФ, PC (Я) в полной мере ощутила на своей экономике влияние мирового финансового и экономического кризиса, изменений на мировых сырьевых рынках. Под влиянием кризисных явлений динамика роста основных показателей социально-экономического развития PC (Я) в 2009 г. заметно снизилась.

Прежде всего, эти процессы повлияли на деятельность предприятий добывающей промышленности, являющихся основными системообразующими и доходообразующими предприятиями республики. Обусловлено это тем, что предприятия добывающей промышленности республики ориентированы в основном на внешние рынки.

За 2009 г. в бюджетную систему РФ по PC (Якутия) поступило налогов и сборов и иных обязательных платежей в сумме 69,8 млрд. руб., что на 5,96 млрд. руб., или на 9%, больше, чем в 2008 г.

В общем объеме поступлений налоговых доходов доля поступлений в федеральный бюджет составила 32% (22,2% в 2008 г.), в консолидированный бюджет PC (Я) - 68% (77,8%). В государственный бюджет республики поступило 29,5 млрд. руб., что на 1,95 млрд. руб., или на 6,2%, меньше уровня 2008 г. В местный бюджет перечислено налоговых доходов в сумме 8,05 млрд. руб., что на 583 млн. руб., или на 7,8%, больше, чем в 2008 г.

На изменение структуры доходов по уровням бюджетов повлияло снижение поступлений по налогу на прибыль на 53,2% к 2008 г. (на 9,4 млрд. руб.)7, в том числе на 44,1% (на 6,1 млрд. руб.) сократились поступления в республиканский бюджет, что является результатом влияния экономических изменений на деятельность экспортоориентированных предприятий основных отраслей экономики.

В первую очередь, повлияло снижение налоговой базы по налогу на прибыль по итогам деятельности ал­мазодобывающих и угольнодобывающих предприятий (ЗАО АК «АЛРОСА», ОАО Холдинговая компания «Якутуголь» и др.).

На алмазодобывающую промышленность приходится 24,2% налоговых поступлений от предприятий Якутии (2008 г. - 20,2%)8. При сохранении объемов добычи алмазов в 2009 г. на уровне 89% (93,8% по АК «АЛРОСА») и 100% уровне цен, при значительном снижении объемов реализации продукции (70% к 2008 г.), увеличении внереализационных расходов отмечается опережающий темп роста расходов над темпами роста доходов от реализации продукции. В результате за все налоговые периоды 2009 г. (за 11 мес. 2009 г.) алмазодо­бывающими предприятиями получены убытки.

Сальдированный финансовый результат угледобывающих предприятий составил за январь — ноябрь 2009 г. 2,6 млн. руб., или 11,7% уровня 2008 г. По бывающим предприятиям сложился отрицательный финансовый результат (307,2 млн. руб. убытка против 25 151,6 млн. руб. прибыли в 2008 г.). В итоге по республике в целом финансовый результат, полученный за 11 мес. 2009 г., составил только 3,1% от суммы 2008 г.

Таким образом, существенное влияние на ситуацию в PC (Я) и на поступление доходов в бюджетную систему РФ оказывают результаты финансово-хозяйственной деятельности алмазодобывающих и угледобывающих предприятий.

В 2008 г. налог на прибыль организаций обеспечивал 36% налоговых доходов республиканского бюджета, в 2009 г. удельный вес налога сократился до 26%.

Принимаемые Правительством PC (Я) меры по переориентации экономики на диверсификацию промышленности с направленностью на нефтегазовый сектор позволили снивелировать падение налоговых доходов по традиционным отраслям. Так, если уровень поступлений налога на прибыль в 2009 г. по угледобывающим предприятиям снизился в 7,1 раза (на 4,6 млрд. руб.), алмазодобывающим — в 7,5 раза (на 2,8 млрд. руб.), то по нефтедобывающим предприятиям - на 38,1% (на 1,6 млрд. руб.) с учетом снижения налоговой ставки по налогу на прибыль до 13,5% в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджет PC (Я)13. Удельный вес поступлений предприятий добычи нефти и газа в общем объеме поступлений по налогу на прибыль в республиканский бюджет возрос на 6 процентных пунктов и составил 36%.

Необходимо отметить рост поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 1,5 млрд. руб., или 10,5%), который занимает значительную долю в налоговых доходах республиканского бюджета (2008 г. — 32%, 2009 г. — 27%) и является основным источником формирования налоговых доходов местных бюджетов (2008 г. - 76,7%, 2009 г. - 78,7%). На фоне снижения поступлений налога на доходы физических лиц по предприятиям добывающей промышленности - 95% и оптовой и розничной торговле — 95%14 отмечается рост поступлений налога по учреждениям образования, здравоохранения, государственного управления, а также  в отраслях, связанных с реализацией мегапроектов развития Дальнего Востока России на территории PC (Я), в строительной отрасли (в 1,5 раза) и на транспорте (в 1,4 раза).

Таким образом, обеспечение выплат и повышение заработной платы работникам бюджетных организаций в 2009 г., создание новых рабочих мест в связи со строительством железной дороги Беркакит—Томмот — Якутск и вводом в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» позволило повысить доходы граждан и, соответственно, налоговые доходы бюджета.

Следует отметить, что в 2009 г. произошло снижение поступлений налоговых доходов в консолидированный региональный бюджет на 3,5% при снижении доходов региональных бюджетов в среднем по России на 13,5 %. При этом необходимо отметить рост поступлений в местные бюджеты республики (на 7,8%).

В новой экономической ситуации важная роль в решении проблемы стабилизации и укрепления налоговой базы региональных и местных бюджетов отводится так называемым имущественным налогам, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков.

В РФ к налогам с объектов имущества организаций и физических лиц относятся:

-из региональных налогов: налог на имущество организаций; транспортный налог;

-из местных налогов: налог на имущество физических лиц; земельный налог.

Анализ поступлений налогов в бюджетную систему России по PC (Я) показал, что динамика поступлений имущественных налогов имеет положительную тенденцию роста (2009 г. - 164,7%, 2008 г. - 102,1%).

Поступление налога на имущество организаций за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 71,8%, или на 2 ОН млн. руб., и составило 4 813,4 млн. руб. На рост налоговой базы налога на имущество органи­заций повлияла постановка на учет имущественного комплекса промышленных предприятий в 2008 г. (АК «АЛРОСА»), в том числе ввод в эксплуатацию Талаканского нефтегазового месторождения (ОАО «Сургутнефтегаз»).

Прогнозируется рост поступлений по данному налогу в ближайшие годы (на 2—5%) в связи с развитием производственных мощностей как в алмазодобыче (в 2009 г. введены подземные алмазные рудники: I очередь рудника «Айхал» и II очередь рудника «Мир»), так и в нефтегазодобыче (освоение Чаяндинского НГКМ).

Поступления налога на имущество физических лиц в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли в 2 раза, увеличился удельный вес этого налога в общем объеме поступлений налогов в местный бюджет на 1 процент­ный пункт и составил 1,7%. Поступления земельного налога возросли в 1,6 раза.

Объем поступлений налога на имущество физических лиц зависит от инвентаризационной стоимости объекта, ставки налога и налоговых льгот.

Одной из основных причин роста поступлений налога на имущество физических лиц в последние годы является увеличение инвентаризационной стоимости имущества за счет применения коэффициента перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений в ценах текущего периода, принятого распоряжениями Правительства PC (Я) в 2006-2007 гг. Так, за 2008 г. инвентаризационная стоимость по сравнению с 2006 г. увеличилась в 1,7 раза, но по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 9,4%. В 2009 г. также была проведена переоценка имущества в соответствии с распоряжением Правительства PC (Я).

На формирование налоговой базы по земельному налогу в 2007 г. повлияло увеличение кадастровой стоимости земли. Например, кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения увеличилась с 400 руб. (2006 г.) до 860 руб. (2007 г.).

Немаловажную роль в формировании доходов местного бюджета также играют налоговые льготы. Так, увеличение числа налогоплательщиков, принадлежащих к льготной категории граждан, освобождаемых от уплаты налога, наряду с проблемами отсутствия сведений о новых правообладателях по отчужденному имуществу и о правообладателях—наследниках умерших налогоплательщиков повлияло на снижение налоговой базы по налогу на иму­щество физических лиц и земельного налога в 2008 г.

В соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» установлены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Однако законом предоставлено право органам местного самоуправления устанавливать дополнительные налоговые льготы либо расширять перечень льготной категории лиц. Практика показывает, что из года в год количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога, увеличивается (2008 г. к 2007 г. - на 8,7%, к 2006 г. - в 1,4 раза). При этом необходимо отметить, что если в 2006 г. сумма налога, не поступавшая в бюджет в связи с предостав­лением налогоплательщикам льгот по налогу, была сопоставима с суммой налога, предъявленной к уплате, то в 2007-2008 гг. эта сумма стала меньше суммы начисленного налога на 26- 30%. Отчасти это обусловлено участием налоговых органов в работе администраций муниципальных образований при анализе эффективно­сти и целесообразности применения налоговых льгот, вводимых органами местного самоуправления.

Одной из проблем налогового администрирования имущественных налогов является информационный обмен с регистрирующими органами. Формирование базы данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы осуществляют на основании сведений различных информационных ресурсов (Роснедвижимости, Росрегистрации, БТИ, органов местного самоуправления), процесс ввода информации, в том числе и в ручном режиме, является достаточно трудоемким. Значимость и острота данной проблемы обусловлена тем, что достоверность, полнота и своевре­менность сведений влияют на формирование налоговой базы по имущественным налогам.

Эффективность администрирования имущественных налогов непосредственно зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы.

Проблема взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества (БТИ), заключается в том, что зачастую передаваемые сведения об объекте учета, необходимые для определения налога, являются неполными либо предоставляются не по установленной форме, т.е. загрузить такие све­дения в базу данных налоговых органов не представляется возможным. Отсутствует единая программа по электронному обмену информацией между налоговыми органами и органами технической инвентаризации.

Совершенствование работы по взаимодействию налоговых органов с органами, осуществляющими техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, является одним из резервов увеличения поступления налога на имущество физических лиц. Решением данной проблемы может быть разработка на федеральном уровне общей концепции формирования сведений об объектах недвижимого имущества, разработка единых программ по электронному обмену информацией в налоговых целях между государственными органами и центрами технической инвентаризации.

Таким образом, качество администрирования местных налогов напрямую зависит от эффективности взаимодействия налоговых органов с региональными, муниципальными органами власти, а также с регистрирующими государственными органами.

В целях реализации антикризисных программ в PC (Я) были приняты меры по укреплению налогового по­тенциала республики.

Сегодня основным направлением работы налоговых органов республики по повышению эффективности администрирования региональных и местных налогов является взаимодействие с государственными органами. С 2008 г. в Якутии действует разработанная при участии налоговых органов республиканская целевая программа «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в PC (Я)». По инициативе Управления ФНС России по PC (Я) и Министерства экономического развития республики в 2008 г. разработан и утвержден Прези­дентом PC (Я) «План мероприятий территориальных органов федеральной исполнительной власти в PC (Я), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления PC (Я), направленных на увеличение поступлений имущественных налогов».

Налоговыми органами внесено предложение о создании межведомственных комиссий, созданы рабочие группы по рассмотрению вопросов увеличения налоговой базы на муниципальном уровне, рабочие группы по контролю за постановкой на налоговый учет земельных участков и объектов недвижимости, уплатой налогов организациями и физическими лицами.

Налоговыми органами PC (Я) проведена инвентаризация баз данных объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в целях установления земельных участков, объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам, по которым отсутствует кадастровая, оценочная стоимость. Большое количество объектов недвижимости не имеет технического учета и, как следствие, не является объектами налогообложения; отсутствие кадастровой стоимости земель — результат неопределенности границ земельных участков. По данным объектам ведется работа с органами технической инвента­ризации (БТИ), Роснедвижимости, Росрегистрации по уточнению представленных сведений для определения налоговой базы по имущественным налогам.

В настоящее время в республике проводятся мероприятия по осуществлению кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, а также по проведению кадастрового учета земельных участков сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях повышения качества предоставляемых услуг для налогоплательщиков и увеличения поступлений имущественных налогов налоговые органы республики:

-осуществляют разъяснительную работу по по­рядку приема местными администрациями наличных денежных средств налогоплательщиков — физических лиц в уплату налогов и сборов, что особенно актуально в условиях территориальной удаленности сел и наслегов от поселков, где расположены филиалы банков и Почты России;

-внедряют альтернативные способы уплаты имущественных налогов: используют новые технологии приема платежей физических лиц через платежные терминалы и банкоматы;

-применяют автоинформаторы и Интернет-ресурсы.

Таким образом, взаимодействие налоговых органов с исполнительными региональными, муниципальными органами власти, с регистрирующими государственными органами по совершенствованию администрирования имущественных налогов в 2008-2009 гг. явилось основным фактором роста налоговой базы по местным налогам, снижения задолженности по налогам с физических лиц, увеличения количества объектов налогообложения.

Несмотря на достигнутые результаты в решении проблем налогового администрирования имущественных налогов, резервы по укреплению и увеличению налогового потенциала республики до конца не исчерпаны. Так, резервами увеличения налоговой базы земельного налога являются:

-формирование налоговой базы по земельным участкам под многоквартирными домами;

-работа по расширению налоговой базы по полноте привлечения к уплате земельного налога по земельным участкам, занятым под гаражи и дачи;

-выявление нецелевого использования земельных участков, а также изменение категории земли или вида разрешенного использования земельного участка.

Налоговыми органами в последние 3 года ведется активная работа по информированию органов власти регионального и местного уровней о необходимости использования имеющегося резерва расширения налоговой базы по земельному налогу. Одной из проблем является то, что для использования данного резерва необходимо провести кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. В этой связи налоговыми органами республики были направлены в муниципальные образования предложения о необходимости заключения ими договоров на выполнение муниципального заказа по проведению комплекса работ, связанных с определением земельных долей многоквартирных жилых домов в целях проведе­ния кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Проблема отягощается еще и тем, что со стороны отдельных муниципальных образований отсутствует всякая инициатива, а также недостаточное информирование собственников жилья со стороны товариществ — собственников жилья, управляющих компаний.

Считаем, что в данной ситуации действенной мерой в целях повышения заинтересованности местных органов власти может быть введение критериев оценки деятельности администраций муниципальных образований, одним из показателей которых является показатель прироста налоговой базы по местным налогам на подведомственной им территории.

Учитывая имеющиеся у органов местного самоуправления полномочия по установлению на своих территориях земельного налога и правил землепользования, основными направлениями их работы по увеличению поступлений налоговых и неналоговых платежей от землепользования в местный бюджет можно считать следующее: анализ установленных ставок земельного налога и льгот для отдельных категорий налогоплательщиков на предмет их це­лесообразности, а также проведение качественной инвентаризации всех земельных участков с целью выявления фактических землепользователей и на­личия у них правоустанавливающих документов на данные земельные участки.

В данном направлении более эффективными методами могут стать совместные выезды специалистов налоговых органов, органов Роснедвижимости и представителей местных администраций в сельские поселения и садоводческие товарищества с использованием возможностей мобильных офисов налоговой службы - это оборудованные системой связи микро­автобусы, создание которых для сельских районов Якутии рассматривается на уровне Правительства PC (Я).

Следующей проблемой администрирования имущественных налогов является незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости. Причины - значительные затраты на оформление документов для кадастрового учета и сложности самой процедуры оформления. Зачастую главы муниципальных поселений не имеют достаточных законодательных и организационных возможностей к понуждению фактических собственников объектов недвижимости встать на кадастровый учет. В части организационных моментов можно отметить положительный результат в создании структур на муниципальном уровне по приему и оформлению документов по схеме «единого окна». Но, на наш взгляд, кардинально проблема с мотивацией граждан и хозяйствующих субъектов к регистрации своих прав может решиться только в случае принятия программ бюджетного софинансирования землеустроительных работ. При этом, принимая во внимание «дотационность» местных бюджетов, финансирование большей части расходов на эти работы необходимо возложить на республиканский и федеральный бюджеты. В PC (Я) целевые программы по финансированию из республиканского бюджета кадастровых работ принимались на 2008 и 2009 гг., но в связи с введением мер по экономии бюджетных средств в кризисных условиях, к сожалению, были приостановлены. Возможно, решением данной проблемы было бы принятие такой целевой программы на федеральном уровне.

Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности налогового администрирования имущественных налогов, укреплению налоговой базы региональных и местных бюджетов.

 

Ли-фу, Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса / Н.С. Ли-фу, И.В. Никулкина, Н.М. Скрябина // Финансы. – 2010. - № 5. – С.57 – 62.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 49 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров