Навигация
 
Юшина Е. Организация связей с общественностью

Организация связей с общественностью: теоретические аспекты

Елена Юшина кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента, Вятский государственный гуманитарный университет

 

 В современных условиях повышается роль органов муниципального управления в организации связей с общественностью, способствующей установлению взаимопонимания и сотрудничества между этими органами и общественностью, а также местным сообществом.

Население, проживающее на конкретной территории, имеет индивидуальные и коллективные (общественные) интересы и потребности. Однако реальное местное сообщество пока еще не сформировано.

Эффективность деятельности службы по связям с общественностью в значительной мере зависит от взаимной координации этой деятельности с работой органов местного самоуправления (администрации).


 

 

 

В современном российском обществе в условиях углубляющейся реформы местного самоуправления большое значение придается механизмам и формам привлечения непосредственно населения к вопросам управления конкретной территорией. Органы местного самоуправления наиболее приближены к населению, поэтому именно на муниципальном уровне индивидуальные интересы переплавляются во всеобщие (коллективные) интересы совместного проживания, а пирамида формирования и удовлет­ворения потребностей и интересов принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно человеку и в каком объеме, а сам индивид посылает импульсы-требования к местной власти, а она в свою очередь государству. Эффективное и умелое сочетание частных и общих интере­сов во имя общественного согласия, конструктивное сотрудничество между органами местного самоуправления и местным сообществом как основы их социально-экономической и политической стабильности, удов­летворение большей части базовых интересов и потребностей населения являются наиболее значимыми в деятельности органов муниципального управления.

Международная практика показывает, что достижение планомерного и гармоничного развития муниципалитетов предполагает наличие согласия среди большинства жителей по поводу общественных коллективных ценностей и приоритетов. В этих условиях повышается роль органов муниципального управления в организации связей с общественностью, спо­собствующей установлению взаимо­понимания и сотрудничества между данными органами и общественнос­тью, а также местным сообществом. По нашему мнению, следует разгра­ничивать понятия «общественность» и «местное сообщество».

Общественность - это та или иная среда, круг либо группа людей, объединенных общностью положения и целей в определенных видах деятельности, сознающих присущие им интересы, нужды, потребности, запросы, порождаемые, создаваемые и осу­ществляемые обществом и в силу этого выражающие общественное мнение по вопросам общественной жизни. Это могут быть группы, выражающие взгляды и интересы определенной ка­тегории населения, играющие заметную роль в демократизации местной политики, воспитании политической культуры, политической социализации местного сообщества, организации гражданского общества.

К таким группам можно отнести:

общественно-политические объединения (не только ратушные); национальные землячества; религиозные общины; дачные, гаражные и другие кооперативы;

трудовые коллективы муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

местные средства массовой информации;

клубы по интересам; женсоветы, советы общежитий, советы ветеранов;

молодежные объединения;

объединения по месту жительства.

Бастующие учителя, работники жилищно-коммунальной сферы и другие - выступающие против задержек заработной платы, митингующие «зеленые» по поводу загрязнения окружающей среды, уличные демонстранты, участники пикетов, участники собраний ученых, спортивные фанаты - все эти и другие группы представляют собой общественность в конкретных ситуациях.

Население, проживающее на конкретной территории, имеет индивидуальные и коллективные (общественные) интересы и потребности. Однако в настоящее время еще не сформировано реальное местное сообщество. На наш взгляд, местное сообщество должно рассматриваться как:

первичный институт формирования потребностей и интересов совместного проживания;

один из главных субъектов муниципального управления;

относительно устойчивая совокупность людей, проживающих на са­моуправляющейся территории, объединенная общностью коллективных (общественных) социально-экономических и политических интересов и потребностей, норм и правил совмест­ного проживания.

Местное сообщество заинтересовано в развитии муниципального образования как единой системы для удов­летворения потребностей и интересов совместного проживания на данной территории. Установление обратных связей между органами местного самоуправления и местным сообществом способствует созданию внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективной деятельности муниципальных органов власти, что служит проводником обратной связи во властно-управленческих отношениях.

Исходя из задач и принципов муниципального управления, основными целями деятельности служб по связям с общественностью на уровне муниципальных образований являются:

обеспечение гласности, открытости в работе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

информирование местного сообщества о планах и результатах де­ятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

формирование благоприятного имиджа органов и должностных лиц местного самоуправления в глазах общественности;

анализ и прогнозирование общественно-политического процесса в муниципалитете;

установление партнерских отношений с гражданами и их объединениями для реализации программ и планов стратегического развития территории и осуществления комплексного социально-экономического развития муниципалитета;

содействие сотрудничеству граждан и их объединений с органами местного самоуправления в разработке, реализации программ и решений, а также осуществлению общественного контроля;

формирование у населения чувства сопричастности к управлению территорией, корпоративного духа, гражданской позиции;

организация межмуниципального сотрудничества и др.

Каковы же практические формы достижения указанных целей?

Во-первых, анализ общественной реакции на принятые решения либо решения, планируемые к принятию, а также на действия должностных лиц и органов местного самоуправления. Во- вторых, взаимодействие со средствами массовой информации (опубликование нормативно-правовых актов, интервью должностных лиц, отчеты депутатов, выступления по телевидению и радио, создание интернет-сайтов и др.). В- третьих, ведение и разрешение дел по обращениям граждан в органы местного самоуправления. В-четвертых, соучастие в общих делах и действия по реализации коллективных интересов и потребностей с населением и его группами. Конечно, деятельность служб по связям с общественностью не ограничивается только перечисленными формами. В каждом муниципальном образовании, исходя из его особенностей должна формироваться своя система связей с общественностью, а также структура органов, осуществляющих эти функции.

Деятельность служб по связям с общественностью должна быть направлена на организацию работы органов и должностных лиц местного самоуправления таким образом, чтобы она была прозрачной, открытой для граждан и их объединений, обеспе­чивала сотрудничество, разъяснение мотивов принятия решений, доведение до общественности основных положений социальной и экономической политики и т.д.

Как нам представляется, в структуру органа по связям с общественностью на уровне органов местного самоуправления могут входить:

руководитель службы (заместитель);

информационно-аналитический отдел (сектор, специалист);

отдел (сектор, специалист) по связям с общественными объединениями (включая национальные и религиозные) и политическими партиями;

отдел (сектор, специалист) по связям со средствами массовой информации (периодические издания, радио, телевидение, Интернет).

Эффективность деятельности службы по связям с общественностью в значительной мере зависит от взаимной координации этой деятельности с работой органов местного само­управления (администрации), а также от слаженности и четкости взаимоотношений администрации (например, города) с ее территориальными подразделениями (районами).

В заключение отметим, что особую роль в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления играют связи с общественностью - одна из главных функций управления, направленная на создание местного сообщества, объединенного интересами проживания на данной территории, налаживание с ним партнерских отношений, получение его поддержки и одобрения в своих действиях и привлечение его к управлению территорией. Важным направлением оптимизации управления муниципальным образованием как социально-экономической системой является формирование связей с общественностью в качестве механизма общественного партнерства, позволяющего принимать ответс­твенные решения на основе учета интересов и потребностей местного сообщества и конструктивного диалога между органами власти, населением и бизнес-структурами. Основу этого механизма образуют различные формы участия населения в управлении муниципалитетом, их постоянное информирование о намерениях и действиях местной власти, хорошо отлаженная обратная связь, позволяющая вести непрерывное отслеживание оценки жителями эффективности принимаемых решений.

 

Юшина, Е. Организация связей с общественностью: теоретические аспекты / Е. Юшина // Проблемы теории и практики управления. – 2010. - № 8. – С. 123 – 126.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 36 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров