Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Шлыгина Е.В. Межбюджетные отношения в системе «регион - муниципалитет»
Шлыгина Е.В. Межбюджетные отношения в системе «регион - муниципалитет»


 

Шлыгина, Е.В. Межбюджетные отношения в системе «регион - муниципалитет»

 Бюджетная система Брянской области представлена областным бюджетом, бюджетом ТФОМС, бюджетами шести городских округов, 27 муниципальных районов и 256 городских и сельских поселений.

Исполнение консолидированного бюджета по налоговым и неналоговым доходам за 2009 г. оценивается в сумме 15,812 млрд. руб., на 915 млн. руб. больше, чем в 2008 г. Темп роста доходов составил 106,1%, в отличие от многих других субъектов РФ, где поступления в бюджет выполнены на 96% к уровню 2008 г.

Положительная динамика мобилизации доходов в бюджет региона просматривается в течение четырех последних лет. Так, по сравнению с 2006 г. объем доходов консолидированного бюджета Брянской области вырос на 5,6 млрд. руб., или более чем в 1,5 раза, что свидетельствует о росте экономики региона, а, соответственно, об увеличении налогооблагаемой базы и росте отчислений в областной бюджет.

Анализ структуры доходной части консолидированного бюджета области в разрезе видов бюджетов свидетельствует, что 2/3 объема приходится на областной бюджет, 1/3 — на долю бюджетов муниципальных районов и городских округов.

При этом основная доля доходов местных бюджетов приходится на бюджеты городских округов, несмотря на то, что в 2009 г. их доходы сократились на 541 млн. руб., или на 14,0%, к уровню 2008 г.

По муниципальным образованиям Брянской области доходная часть местных бюджетов в 2009 г. составила 5,215 млрд. руб., в 1,7 раза больше, чем в 2006 г., при том, что по сравнению с 2008 г. снижение доходов в абсолютной сумме составляет почти 300 млн. руб., или 5,4%.

Основным источником доходов консолидированного бюджета области в 2009 г. явился налог на доходы физических лиц, удельный вес которого —42,0%. По отношению к уровню 2008 г. поступления по этому налогу снизились на 2,5%. Следует отметить, что у 36 субъектов РФ также наблюдалась отрицательная динамика по налогу на доходы физических лиц. В кризисном 2009 г. фонд оплаты труда в регионе практически был сохранен на уровне 2008 г. Это произошло в основном благодаря реализации государственных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Второе место в доходах консолидированного бюджета Брянской области занимает налог на прибыль, его доля — 21,3 %. По сравнению с 2008 г. поступления по этому источнику выросли на 115,9%. При этом следует подчеркнуть, что по итогам 2009 г. поступления по рассматриваемому налогу недовыполнены в 67 субъектах РФ.

Положительную динамику поступлений в бюджет Брянской области показывают по уплате акцизов, по налогам на имущество, по налогу на имущество организаций, что, кстати, показывает, что экономическое состояние предприятий региона, в основном, остается стабильным.

Удельный вес поступлений по местным налогам в консолидированном бюджете области составляет 3,0%, а в доходах бюджетов муниципальных образований — 9,0% против 5,3 % в 2008 г. Данный факт свидетельствует об увеличении налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц за счет изменения инвентаризационной стоимости и увеличения числа объектов налогообложения по земельным паям (долям).

Основная часть доходов муниципальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Нормативы отчислений устанавливаются ежегодно законом субъекта о бюджете на соответствующий финансовый год. У муниципальных же образований отсутствует механизм влияния на их изменение.

Анализ регионального законодательства за 2006—2010 гг. по данному направлению показывает, что в местные бюджеты осуществляется зачисление отдельных налогов по дополнительным нормативам. Так, начиная с 2007 г. установлен норматив отчислений в размере 100% для муниципальных районов и городских округов по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В 2007—2008 гг. для данных муниципальных образований действовал единый норматив отчислений по налогу на имущество организаций в размере 20%. В 2007 г. также производилось зачисление в местные бюджеты 20% от регионального налога на игорный бизнес. Изучение практики уплаты налога на доходы физических лиц свидетельствует, что в течение последних пяти лет законом Брянской области по данному налогу устанавливаются дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов взамен части дотации на выравнивание бюджетной обеспе­ченности. Конкретные размеры нормативов определяются для каждого муниципального образования и варьируются в диапазоне от 1 до 30%.

Следует отметить, что в анализируемом периоде отсутствует практика установления единых дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

Значительную часть в консолидированном бюджете области занимают безвозмездные поступления. В абсолютном значении их размер за 2009 г. равен 15,573 млрд. руб., или 49,6% (43,2% в 2008 г.). Структура этих поступлений состоит из дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В суммарном выражении они превысили уровень 2008 г. почти на 4 млрд. руб.

Практика показывает, что наибольшая доля безвозмездных доходов консолидированного бюджета области приходится на дотации. При этом в бюджетах городских и сельских поселений сумма дотации соразмерна налоговым и неналоговым платежам. В бюджетах муниципальных районов она составляет 75,1%, в бюджетах городских округов — 8,4% от этих поступлений.

При выстраивании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями региональные власти достаточно активно используют инструмент субсидирования. В составе безвозмездных поступлений местных бюджетов субсидии занимают 37,0% и в 1,9 раза превышают объем дотации. В области применяются более 20 видов субсидий местным бюджетам для разнообразных целей. Основным условием их предоставления является обеспечение софинансирования расходных обязательств из средств местных бюджетов.

Субсидии крайне важны для муниципальных образований в приоритетных направлениях развития, а не в решении вопросов текущего характера. Общим направлением в системе субсидирования может быть введение в методологию распределения результирующих параметров, разумное ограничение количества предоставляемых субсидий и связанного с этим документооборота с тем, чтобы обеспечить возможности для повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований.

Несмотря на положительные результаты в наполнении регионального и местных бюджетов области, резервы по укреплению и увеличению налоговой базы есть. На наш взгляд, ими являются:

-проведение инвентаризации и оптимизации нало­говых льгот, предоставленных на региональном и местном уровнях, на предмет их актуальности, обоснованности;

-снижение недоимки по налогам и арендным пла­тежам, подлежащим зачислению в консолидированный бюджет региона;

-формирование налогооблагаемой базы по земель­ным участкам под многоквартирными домами;

-осуществление пересмотра кадастровой оценки земель с учетом рыночного спроса;

-проведение инвентаризации объектов недвижимости (земля, имущество), что позволит выявить неучтенные объекты и предпринять меры по включению их в налогооблагаемую базу.

Кроме того, укрепление и повышение финансовой базы бюджета области возможно при принятии ряда решений на федеральном уровне. Так, озабоченность вызывает отсутствие механизма понуждения владельцев объектов недвижимости, к оформлению права собственности. Затраты по постановке на кадастровый учет весьма значительны и сложны. Целесообразно было бы на федеральном уровне предоставить право оценки объектов недвижимости муниципалитетам или налоговым органам и на основании этой оценки производить начисление налогов. Если собственника не устроит результат такой оценки, он может заказать ее у специализированной организации.

Реализация Бюджетного послания Президента РФ в части разработки и введения механизма компенсации нижестоящим бюджетам налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне, также положительно скажется на доходной базе регионального и местного бюджетов.

Кроме того, при построении межбюджетных отношений «регион — муниципалитет», разумным было бы ограничение числа и объема субсидий, дотаций, направляемых с регионального уровня на муниципальный, и введение дополнительных нормативов отчислений в доходы местных бюджетов от федеральных и региональных налогов, что также позволит уменьшить зависимость местных бюджетов.

 

Шлыгина, Е.В. Межбюджетные отношения в системе «регион - муниципалитет»

/ Е.В. Шлыгина // Финансы. – 2010. - № 9. – С. 69 – 70.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 25 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров