При изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» многие учителя пользуются классической системой уроков В.Г. Маранцмана, неоднократно представленной им в методической литературе. Первый урок в системе носит название «Барская усадьба» и проводится в форме заочной экскурсии. На нём учащиеся должны познакомиться с бытом русской дворянской усадьбы на примере трёх усадеб романа. "Изысканное великолепие и пресыщенность вельможи, грубость и властность поместного повелителя, гордость и стремление к независимости «обиженных родов» — эти три слоя русского дворянства должны быть в центре внимания учеников на вступительном занятии. Без этого конфликт романа лишится исторических опор, анализ пойдёт лишь в русле отвлечённо-нравственных проблем", — пишет В. Г. Маранцман.
Опираясь на идеи учёного-методиста, мы попробуем предложить свой вариант урока.
Сначала уточним представления учащихся о том, кто такие помещики-дворяне, крепостные и дворовые. Несмотря на то что эти вопросы уже обсуждались при изучении повести И.С. Тургенева « Муму » и должны быть известны ученикам из уроков истории, часто семиклассники имеют о них самое туманное представление. Можно составить с ребятами небольшой словарик.
Помещик — дворянин, имеющий собственные земли.
Крепостное право — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
Крепостной крестьянин — крестьянин, принадлежащий помещику, работающий на него.
Дворовые люди (дворня) — крепостные крестьяне, лишённые земельных наделов, которых использовали в качестве домашней прислуги.
Поместье (синоним: имение) — земельное владение с помещичьим хозяйством.
Усадьба — комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, составляющих единое целое, а также, как правило, усадебный парк.
Расскажем, что в состав барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей (разъясним и это слово), конюшня, псарня, сараи, постройки для прислуги и др. Усадебный парк чаще всего был пейзажным, в нём устраивались пруды, строились беседки и другие парковые сооружения. В крупных усадьбах имелась собственная церковь.
Затем познакомим учеников с теми имениями, которые послужили прототипами поместий героев «Дубровского».
Известно, что при создании романа на Пушкина повлияли болдинские впечатления. Незадолго до начала работы над произведением поэт был в Болдино, где крестьяне требовали смещения управляющего. Действие романа происходит в Поволжье (вспомним вид на Волгу из окон имения князя Верейского). Выбор места не случаен: именно Поволжье славилось крестьянскими бунтами. Пушкину также было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году незаконно было отнято имение. Дубровский, однако, послал туда своих крестьян за лесом. Кистенёвкой называлось сельцо неподалёку от Болдина, полученное поэтом от отца, а Троекуров — фамилия нижегородского землевладельца.
Однако прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского (усадьбы двоюродного деда Пушкина, отставного генерал-майора П.А. Ганнибала), в Арбатове — Архангельского (имения князя Н.Б. Юсупова, с которым Пушкин был дружен).
Познакомимся поближе с каждым из них.
Михайловское
Расскажем ученикам о том, что Михайловское, расположенное в Псковской области, — это родовое имение матери А.С. Пушкина, пожалованное прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу — "арапу Петра Великого" — императрицей Елизаветой Петровной. Для Пушкина оно стало поэтической родиной (вспомним, что родился он в Москве, а отрочество провёл в Царском Селе). В Михайловском Пушкин жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827,1835 и 1836-м годах.
Покажем ученикам живописные виды Михайловского (слайды 1,2), единственное сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени — литографию сельца Михайловского П.Александрова 1838 года, сделанную по рисунку псковского землемера И.Иванова (слайд 3), фотографии скромного господского дома (слайд 4) и его интерьеров — столовой и кабинета (слайды 5,6). Обратим внимание на красоту простого русского пейзажа и отсутствие роскоши в усадьбе. Отметим такие детали, как фамильные портреты в столовой, деловую обстановку рабочего кабинета (2).
Петровское
Более богато выглядит имение двоюродного деда Пушкина — Петровское. Усадьба расположена на восточном берегу озера Кучане. Регулярный парк, разбитый на склоне пологого холма, выходит непосредственно к берегу озера. Центр его планировочной композиции — круглый дерновый партер3, от которого расходятся четыре аллеи.
Покажем ученикам большой господский дом (слайд 7) и парк с парковой архитектурой (слайд 8).
Архангельское
Третья усадьба, с которой мы знакомим учеников, — подмосковное Архангельское. С её владельцем, князем Н.Б. Юсуповым, Пушкин был знаком с детства. Несмотря на то что князь был намного старше, между ними сложились дружеские отношения.
Усадьба Юсупова резко отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами. Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Недаром современники называли её "подмосковным Версалем".
Н.Б. Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию произведений изобразительного и прикладного искусства, множество книг. Он любил празднества и утончённые наслаждения.
Рассмотрим фотографии дома (слайд 9) и парка. Парк состоит из трёх частей, разных по стилю. Первая — итальянский парк, который представляет собой две террасы, огороженные балюстрадами (слайд 10). В России такого рода сооружения, типичные для Италии, почти не встречались. На балюстрадах мы видим скульптуры и бюсты, привезённые Юсуповым из Европы (слайд 11). Далее лестница ведёт во французский регулярны» парк (слайд 12). При Юсупове там были также расположены оранжереи, в которых выращивали апельсины, лимоны, другие экзотические растения. Летом в хорошую погоду кадки с ними выносили на улицу, и вид их поражал гостей резиденции. Во французской части парка мы видим небольшие зелёные коридорчики "берсо", в которых гости могли укрыться от солнца (слайд 13).
Третий парк — английский пейзажный. Он начинается за небольшой аркой, названной "руинной" (слайд 14). Всякого рода романтические руины, гроты, беседки и мавзолеи были обязательной принадлежностью английского парка.
Параллельно нашей экскурсии учащиеся заполняют таблицу 1.
Увиденные в ходе учительского рассказа иллюстрации помогут ученикам лучше представить усадьбы Дубровского, Троекурова и Верейского, прояснят некоторые детали.
После этого обратимся к усадьбам, изображённым в романе.
Ребятам предлагается иллюстрация Д. Шмаринова к роману, изображающая усадьбу Троекурова (слайд 15). Спросим: какая из усадеб представлена на иллюстрации? По каким признакам<вы это определили?
Спросим учеников: какой видится им каждая из усадеб? Каким представляют они парк, дом? Какие события происходят в каждой усадьбе? Чем более всего заняты их хозяева? Как выглядят избы крестьян и сами крестьяне? Каковы их отношения с господами?
Рассмотрим три иллюстрации (слайды 16, 17, 18). Как каждая из иллюстраций отражает особенности усадьбы, и характер хозяев? Какие детали служат этой цели?
В ходе этой части урока учащиеся заполняют таблицу 2.
В качестве основного текстового материала используются фрагменты, представленные в Приложении, привлекаются и другие фрагменты текста.
В конце урока подводим итоги. Во-первых, мы видим, что конфликт, который далее будет двигать действие романа, имеет под собой социальную почву. Пушкин показывает нам разные типы помещиков, и их поведение во многом определяется разностью их социального положения (несмотря на то что все они дворяне).
Во-вторых, учащиеся приходят к мысли, высказанной В.Г. Маранцманом в статье учебника: "В романе Пушкина крестьяне оказываются во многом зависимы от облика того помещика, которому они принадлежат"5. Добавим, что "подчёркнутая зависимость крестьян от владельца рождена идеей дворянской ответственности за судьбы народа..."® Здесь можно привести пушкинскую мысль из его наброска «О дворянстве» о том, что дворяне — это "люди, которые имеют время заниматься чужими делами"7: владение землями и крестьянами осво-