Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Псковский край в прессе - 2010 год Образование Шолпо И. Барские усадьбы в романе «Дубровский»
Шолпо И. Барские усадьбы в романе «Дубровский»

     При изучении романа А. С. Пушкина «Дубров­ский» многие учителя пользуются классической системой уроков В.Г. Маранцмана, неоднократно представленной им в методической литературе. Первый урок в системе носит название «Барская усадьба» и проводится в форме заочной экскурсии. На нём учащиеся должны познакомиться с бытом русской дворянской усадьбы на примере трёх усадеб романа. "Изысканное великолепие и пресыщенность вельможи, грубость и властность поместного по­велителя, гордость и стремление к независимости «обиженных родов» — эти три слоя русского дво­рянства должны быть в центре внимания учеников на вступительном занятии. Без этого конфликт романа лишится исторических опор, анализ пой­дёт лишь в русле отвлечённо-нравственных про­блем", — пишет В. Г. Маранцман.

       Опираясь на идеи учёного-методиста, мы попро­буем предложить свой вариант урока.

       Сначала уточним представления учащихся о том, кто такие помещики-дворяне, крепостные и дворовые. Несмотря на то что эти вопросы уже обсуждались при изучении повести И.С. Тургенева « Муму » и должны быть известны ученикам из уроков истории, часто семиклассники имеют о них самое ту­манное представление. Можно составить с ребятами небольшой словарик.

Помещик — дворянин, имеющий собственные земли.

Крепостное право — право помещика распоря­жаться личностью, трудом и имуществом принад­лежащих ему крестьян.

Крепостной крестьянин — крестьянин, принад­лежащий помещику, работающий на него.

Дворовые люди (дворня) — крепостные крестья­не, лишённые земельных наделов, которых исполь­зовали в качестве домашней прислуги.

Поместье (синоним: имение) — земельное владе­ние с помещичьим хозяйством.

Усадьба — комплекс жилых, хозяйственных, пар­ковых и иных построек, составляющих единое целое, а также, как правило, усадебный парк.

       Расскажем, что в состав барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей (разъ­ясним и это слово), конюшня, псарня, сараи, по­стройки для прислуги и др. Усадебный парк чаще всего был пейзажным, в нём устраивались пруды, строились беседки и другие парковые сооруже­ния. В крупных усадьбах имелась собственная церковь.

       Затем познакомим учеников с теми имениями, которые послужили прототипами поместий героев «Дубровского».

      Известно, что при создании романа на Пушкина повлияли болдинские впечатления. Незадолго до на­чала работы над произведением поэт был в Болдино, где крестьяне требовали смещения управляющего. Действие романа происходит в Поволжье (вспомним вид на Волгу из окон имения князя Верейского). Выбор места не случаен: именно Поволжье слави­лось крестьянскими бунтами. Пушкину также было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году незаконно было отнято имение. Дубровский, однако, послал туда своих крестьян за лесом. Кистенёвкой называлось сельцо неподалёку от Болдина, полученное поэтом от отца, а Троекуров — фамилия нижегородского землевладельца.

       Однако прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского (усадьбы двоюродного деда Пушкина, от­ставного генерал-майора П.А. Ганнибала), в Арбатове — Архангельского (имения князя Н.Б. Юсупова, с которым Пушкин был дружен).

      Познакомимся поближе с каждым из них.

                                       Михайловское

         Расскажем ученикам о том, что Михайловское, расположенное в Псковской области, — это родовое имение матери А.С. Пушкина, пожалованное пра­деду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу — "ара­пу Петра Великого" — императрицей Елизаветой Петровной. Для Пушкина оно стало поэтической родиной (вспомним, что родился он в Москве, а от­рочество провёл в Царском Селе). В Михайловском Пушкин жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827,1835 и 1836-м годах.

       Покажем ученикам живописные виды Михай­ловского (слайды 1,2), единственное сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени — лито­графию сельца Михайловского П.Александрова 1838 года, сделанную по рисунку псковского землемера И.Иванова (слайд 3), фотографии скромного господ­ского дома (слайд 4) и его интерьеров — столовой и кабинета (слайды 5,6). Обратим внимание на красоту простого русского пейзажа и отсутствие роскоши в усадьбе. Отметим такие детали, как фамильные портреты в столовой, деловую обстановку рабочего кабинета (2).

                                                 Петровское

        Более богато выглядит имение двоюродного деда Пушкина — Петровское. Усадьба расположена на восточном берегу озера Кучане. Регулярный парк, разбитый на склоне пологого холма, выходит непо­средственно к берегу озера. Центр его планировоч­ной композиции — круглый дерновый партер3, от которого расходятся четыре аллеи.

        Покажем ученикам большой господский дом (слайд 7) и парк с парковой архитектурой (слайд 8).

                                                  Архангельское

        Третья усадьба, с которой мы знакомим учени­ков, — подмосковное Архангельское. С её владель­цем, князем Н.Б. Юсуповым, Пушкин был знаком с детства. Несмотря на то что князь был намного старше, между ними сложились дружеские отноше­ния.

        Усадьба Юсупова резко отличается от двух пре­дыдущих роскошью и масштабами. Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Недаром современники называли её "под­московным Версалем".

Н.Б. Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию произведений изобра­зительного и прикладного искусства, множество книг. Он любил празднества и утончённые наслаж­дения.

         Рассмотрим фотографии дома (слайд 9) и пар­ка. Парк состоит из трёх частей, разных по стилю. Первая — итальянский парк, который представ­ляет собой две террасы, огороженные балюстрада­ми (слайд 10). В России такого рода сооружения, типичные для Италии, почти не встречались. На балюстрадах мы видим скульптуры и бюсты, при­везённые Юсуповым из Европы (слайд 11). Далее лестница ведёт во французский регулярны» парк (слайд 12). При Юсупове там были также располо­жены оранжереи, в которых выращивали апельси­ны, лимоны, другие экзотические растения. Летом в хорошую погоду кадки с ними выносили на улицу, и вид их поражал гостей резиденции. Во француз­ской части парка мы видим небольшие зелёные ко­ридорчики "берсо", в которых гости могли укрыть­ся от солнца (слайд 13).

        Третий парк — английский пейзажный. Он на­чинается за небольшой аркой, названной "руин­ной" (слайд 14). Всякого рода романтические руи­ны, гроты, беседки и мавзолеи были обязательной принадлежностью английского парка.

      Параллельно нашей экскурсии учащиеся запол­няют таблицу 1.

        Увиденные в ходе учительского рассказа ил­люстрации помогут ученикам лучше представить усадьбы Дубровского, Троекурова и Верейского, прояснят некоторые детали.

      После этого обратимся к усадьбам, изображён­ным в романе.

Ребятам предлагается иллюстрация Д. Шмаринова к роману, изображающая усадьбу Троекурова (слайд 15). Спросим: какая из усадеб представлена на иллюстрации? По каким признакам<вы это определили?

Спросим учеников: какой видится им каждая из усадеб? Каким представляют они парк, дом? Какие события происходят в каждой усадьбе? Чем более все­го заняты их хозяева? Как выглядят избы крестьян и сами крестьяне? Каковы их отношения с господами?

       Рассмотрим три иллюстрации (слайды 16, 17, 18). Как каждая из иллюстраций отражает осо­бенности усадьбы, и характер хозяев? Какие дета­ли служат этой цели?

        В ходе этой части урока учащиеся заполняют та­блицу 2.

         В качестве основного текстового материала ис­пользуются фрагменты, представленные в Приложе­нии, привлекаются и другие фрагменты текста.

В конце урока подводим итоги. Во-первых, мы ви­дим, что конфликт, который далее будет двигать действие романа, имеет под собой социальную почву. Пушкин показывает нам разные типы помещиков, и их поведение во многом определяется разностью их социального положения (несмотря на то что все они дворяне).

        Во-вторых, учащиеся приходят к мысли, вы­сказанной В.Г. Маранцманом в статье учебника: "В романе Пушкина крестьяне оказываются во многом зависимы от облика того помещика, которому они принадлежат"5. Добавим, что "подчёркнутая за­висимость крестьян от владельца рождена идеей дворянской ответственности за судьбы народа..."® Здесь можно привести пушкинскую мысль из его наброска «О дворянстве» о том, что дворяне — это "люди, которые имеют время заниматься чужими делами"7: владение землями и крестьянами осво-


бождает их от необходимости трудиться, но за это они должны платить заботой о народе и процветании государства. Невыполнение этой миссии и может привести к "стихии мятежей".

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

Кистенёвка:

        "Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на от­крытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нём забилось; перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора; выросли и стали теперь высокими ветви­стыми деревьями. Двор, некогда украшенный тре­мя правильными цветниками, меж коими шла ши­рокая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого ба­рина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбе­жал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Его­ровна и с плачем обняла своего воспитанника".

Покровское:

         "«Вот Покровское!» Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого выте­кала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер8 огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями". - "Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так на­зываемую природу, но хвалил и восхищался..."

Арбатово:

       "Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому. Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские ко­ровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был на­крыт на три прибора. Князь подвёл гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмо­трением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различ­ное содержание, историю живописцев, указывал на достоинство и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. Пошли за стол. Трое­куров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара, а Марья     Кири­ловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду. После обе­да хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянно­го островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивёсельная лодка причалила к самой беседке. Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кириловне девическое любопытство, не впол­не удовлетворённое учтивыми недомолвками князя; время прошло незаметно, начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кириловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна; вдруг раздался выстрел и ра­кетка осветила небо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал её и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, за­вертелись, лоднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя".

Примечания

(1) МаранцманВ.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина // Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель докт. пед. Наук Н.М. Свирина. М.: Классикс-Стиль, 2002. С. 133-134.

(2) Более подробно о Михайловском и его роли в жизни Пушкина мы будем говорить на уроке в 9-м классе, описан­ном в следующей нашей статье.

(3) Партер - открытая часть сада или парка (в регулярном парке — участки правильной формы, в пейзажном — в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоёмами, бордюрами из кустарника.

(4) Таблицы, приведённые в статье, — лишь приблизитель­ный возможный результат работы.

(5) Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса средних общеобразовательных школ / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 2000. С. 188.

(6) Там же.

(7) Пушкин А.С. О дворянстве // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1978. Т. 8. С. 104.

(8) Бельведер — круглая или гранёная надстройка с проёма­ми, завершающая усадебный дом или особняк и позволяю­щая обозревать окрестности.

 

Шолпо И. Барские усадьбы в романе «Дубровский»: 7-й класс: [вариант урока] / Ирина Шолпо // Литература. – 2010. - № 19 (1 – 15 окт.). – С. 20 – 23.
 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 31 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров