Навигация
 
Псковский край в прессе - 2010 год Образование Белюков Д. А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственно
Белюков Д. А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственно

В начале XX века в Российской империи значительное внимание стало уделяться физическому воспитанию молодёжи. В средних учебных заведениях и кадетских корпусах проявили интерес к созданию скаутских (от англ. scout — разведчик, или boy-scout — мальчик-разведчик) отрядов, вну­тренняя организация и работа которых строились по иностранному образцу.


РАЗВИТИЕ скаутизма в России имело свою предысторию. Для ознакомления с данной системой военно-спортивной подготовки молодёжи в Ве­ликобританию в 1910 году были командированы пол­ковник О.И. Пантюхов и штабс-ротмистр Г.А. Захарченко, который с той же целью побывал ещё и в Гол­ландии, Швеции и Дании. Полученный ими опыт лёг в основу создания в России своей системы скаутизма. Первые команды юных разведчиков появились снача­ла в санкт-петербургских гимназиях, затем в Москве и других городах (1).

Скаутов воспитывали прежде всего в духе веры в Бога и преданности государю. Практиковались заня­тия различными видами спорта, военизированные и спортивные игры. Развитие скаутизма поддержива­лось военным ведомством как первый шаг в начальной военной подготовке, необходимость которой была официально признана после начала Первой мировой войны. Министерство народного просвещения России в 1914 году рекомендовало учебным заведениям ор­ганизовать летние занятия физическими упражнения­ми с использованием элементов системы скаутизма. Если вначале скаутские организации являлись фор­мой внеучебной жизни учащихся гимназий и реальных училищ, то начиная с 1914 года появились специаль­ные общества «Русский скаут». В Петербурге предсе­дателем общества «Русский скаут» был вице-адмирал И.Ф. Бострем, в Москве обществу оказывала внима­ние великая княгиня Елизавета Фёдоровна — супру­га великого князя Сергея Александровича. В созда­вавшихся «Русским скаутом» отрядах юных разведчи­ков действовал закон беспрекословного повиновения своим начальникам, обязательного содействия поли­ции. Отмечалось, что юные разведчики должны уметь действовать самостоятельно, в любых ситуациях ори­ентироваться на местности с помощью компаса, ча­сов, солнца и звёзд, преодолевать препятствия, в том числе и водные, и т.п. Хотя во всём этом явно просма­тривалась военная составляющая, тем не менее на первом скаутском съезде в декабре 1915 года, про­ходившем под непосредственным руководством В.И.

Срезневского — заме­стителя главнонаблюдающего за физиче­ским развитием наро­донаселения Россий­ской империи, полу­чившего, между про­чим, задание привлечь бойскаутское движе­ние к делу «мобилиза­ции спорта» для попол­нения армии, выступав­шие старались подчер­кнуть, что «организация юных разведчиков не военная, а рыцарская, совершенно чуждая по­литике», ставившая своей целью «воспитание в юно­шестве рыцарского отношения к окружающим, люб­ви и преданности к родине, заботливого и благожела­тельного отношения ко всем людям».

Следует сказать, что съезд дал заметный толчок дальнейшему развитию скаутизма в России (2). Отряды юных разведчиков появились, как правило, во всех гу­бернских городах.

Определённую известность скаутское движение по­лучило и в Псковской губернии, прежде всего в её луч­ших учебных заведениях — Псковской мужской гим­назии и Великолукском реальном училище, которое, кстати, стало внедрять у себя методы скаутизма ещё в 1914 году (3). Начали с самого простого — с организации летних походов учащихся за город, целью которых яв­лялись прежде всего военно-спортивная подготовка реалистов, привитие им необходимых умений и навы­ков. Первая, пробная, прогулка состоялась в мае 1914 года. Тогда 35 четвероклассников совершили поход в имение Кислое на берег одноимённого озера в 12—13 вёрстах от Великих Лук. Рано утром учащиеся колон­ной по четыре человека тронулись в путь под звуки ба­рабана. Так двигались по городу, затем им было раз­решено «идти, как кому вздумается, не отдаляясь в сторону и не забегая далеко вперёд». В 11 часов ре­алисты прибыли на место назначения и разбили ла­герь на опушке близ озера. После исполнения гимна «Боже, царя храни» подкрепились бутербродами, пе­чёным картофелем и чаем, затем играли в футбол, го­родки, прыгали в высоту и длину. Не обошлось и без традиционного перетягивания каната и общих воль­ных гимнастических упражнений. В училище возвра­тились к половине девятого вечера. И хотя усталость давала о себе знать, по городу шли строем с песня­ми. По словам преподавателя гимнастики училища А.С. Иванова, все остались очень довольны предпри­нятой прогулкой (4). В июне—июле того же года, вооду­шевлённый удачным началом, А.С. Иванов организо­вал серию подобных походов, имевших общую цель — подготовка учащихся по скаутской системе и их физи­ческое закаливание. В них приняли участие 25 реали­стов в возрасте от 12 до 17 лет, проживавших летом в городе.

В ПЕРВОМ походе, или прогулке, как называл его в своём отчёте А.С. Иванов, он поставил перед юношами задачу — овладеть навыками преодо­ления водных препятствий, в том числе и с помощью подручных средств. Маршрут пролегал вниз по тече­нию реки Ловати в местность Низы в 5—6 верстах от города. Реалисты вышли в 7 часов колонной по четыре человека. Быстрым маршем в течение часа дошли до назначенного места, где и расположились бивуаком на берегу реки. Отдохнув, участники похода начали отра­ботку поставленной задачи. А.С. Иванов показал при­ёмы плавания, после чего хорошо умевшим плавать было дано задание — переплыть реку, производя как можно меньше шума. Задание, как следует из отчёта, было выполнено с большим воодушевлением. Кроме того, опытный преподаватель показал, как можно ис­пользовать для переправы подручные средства. Ре­алисты также учились делать из осоки спасательные круги и применять их на практике. В город вернулись во второй половине дня. Вторая прогулка уже вклю­чала в себя элементы военной игры. Когда вышли из города, ребята получили задание провезти условный транспорт (повозку) до назначенногр пункта незамет­но для захватившего эту местность «неприятеля». Для этого всех участников похода разбили на два отряда. Первый отправился вперёд, второй несколько позже двинулся следом. Оба отряда действовали, как гово­рится, по законам жанра. Были организованы развед­ка, засада, применялись и «военная хитрость», и при­ёмы внезапности. В результате «обоз противника» по­пал в плен. Затем победители и побеждённые дружно перекусили и после отдыха направились домой.

В июле прогулки стали более длительными: одна на расстояние 10 вёрст от города, другая — 32 версты в имение Клевники. Это расстояние преодолели за 7 ча­сов, включая 2 часа на отдых. Переночевав в имении, реалисты наутро отправились домой. По дороге по­могли крестьянам в уборке сена (5). Подобные походы проводились и позднее. Известно, что в августе 1916 года состоялась прогулка реалистов в уже хорошо из­вестную им местность Низы по правому берегу реки Ловать. Её совершили 29 учеников третьего и четвер­того классов училища (6). Реалисты, не участвовавшие в походах, занимались летом гимнастикой и военны­ми играми во дворе училища (7). Более углублённое раз­витие скаутская работа получила в Псковской импе­ратора Александра I Благословенного мужской гим­назии — лучшем учебном заведении губернии. Пер­вый отряд скаутов создали учащиеся 3-го класса под руководством преподавателя гимназии Э. Егги. Он сам сдал экзамен на звание разведчика 1-го разря­да и был весьма увлечён этим делом. Сначала в от­ряд записались 40 учащихся, которых распредели­ли по мелким звеньям — патрулям, по семь человек в каждом. Число патрулей пришлось увеличивать, так как количество желавших поступить в отряд скау­тов возрастало за счёт учеников 4-го и 5-го классов. Всего патрулей оказалось десять: 1-й получил назва­ние «львы», 2-й — «орлы», 3-й — «кукушки», 4-й — «ку­ницы», 5-й — «тигры», 6-й — «вороны», 7-й — «мали­новки», 8-й — «дикие кошки», 9-й — «голуби» и 10-й — «волки». Каждые два патруля составляли отделение, у каждого отделения имелся свой начальник — юно­ша более старшего возраста и уже знакомый со скау­тизмом. Кроме того, для каждой «специальности» был нужен свой инструктор. Быстрое развитие отряда по­требовало его организационно-правового оформле­ния. 3 ноября 1917 года утверждается «Устав первой дружины юных разведчиков при Псковской императо­ра Александра I Благословенного мужской гимназии».

Согласно уставу в организацию принимались гим­назисты от 12 до 18 лет без различия вероисповеда­ния. Все записавшиеся составляли отряд юных раз­ведчиков и делились на несколько патрулей. Патруль выбирал из своей среды вожака (начальника), которо­му члены патруля беспрекословно подчинялись. Во­жак, в свою очередь, выбирал себе помощника (уряд­ника) из скаутов своего подразделения, который за­мещал вожака во время его отсутствия. Дисципли­не в отряде отводилось первостепенное место. Отряд юных разведчиков имел свой «суд чести», состоявший из девяти человек: инструктора, его помощника, пяти начальников отделений и двух вожаков. Проштрафив­шийся скаут, не подчинившийся суду чести, исключал­ся из отряда, правда, с правом быть принятым обрат­но. Так как у отряда имелись определённые финансо­вые расходы (на книги, флаги, знаки), то каждый ска­ут был обязан ежемесячно вносить взнос в размере 50 копеек. Вожак собирал эти деньги от своего патруля и передавал их казначею отряда. Казначей выбирал­ся всей дружиной.

УСТАВ регулировал и вопросы успеваемости. Каж­дые две недели старший патруля опрашивал сво­их подчинённых о полученных ими отметках. О скаутах, имевших неудовлетворительные оценки по тем или иным предметам, старший патруля доклады­вал начальнику отряда. Если в течение двух недель скаут не исправлял свои неуды, то его допуск к заня­тиям в отряде производился лишь с письменного раз­решения классного наставника (руководителя). Скаут, получивший за одну треть или полгода неудовлетво­рительную отметку по одному учебному предмету, до­пускался к занятиям лишь с повторного письменного разрешения своего классного наставника. Более того, скаут с неудовлетворительными отметками за одну треть или полгода по двум или более предметам от­странялся от занятий в отряде впредь до исправления этих отметок. В уставе отмечалось, что организация скаутов, основанная на личном доверии, не требует от них письменных свидетельств об успехах, но каждый, давший неверные сведения, подлежал суду чести как нарушивший закон скаутов. Регулировал устав и во­просы проведения занятий. На них скауты собирались в гимнастическом зале гимназии от 6 до 8 часов вече­ра, а по воскресеньям — с 10 утра до 16.00. Каждый скаут должен был во время занятий соблюдать поря­док и тишину. Назначался дежурный по классу, и по­сле занятий он докладывал инструктору или его по­мощнику о тех, кто во время занятий вёл себя плохо. После занятий инструктор осматривал помещение и приказывал дежурному привести его в порядок. Ска­уту, который плохо вёл себя во время занятий, ставил­ся минус. Скауту, который хорошо вёл себя в течение недели, ставился плюс. Патруль, у которого в течение двух месяцев оказалось большее число плюсов, полу­чал название «почётного патруля» и почётный знак на своем флаге (8).

Изучив законы и заповеди скаутизма, потрени­ровавшись в оказании скорой медицинской помо­щи, скауты сдавали экзамен на звание разведчика 2-го разряда. Согласно программе этот скаут дол­жен был уметь ходить в строю, знать законы, обы­чаи, заповеди скаутов, их так называемое обещание и салют, знаки, национальный флаг, государственный герб и знамя скаутов, знать имена и адреса началь­ника отряда, начальников отделений, главной квар­тиры скаутов, а также адреса товарищей по звену. Кроме того, разведчик должен был иметь представ­ление о главных улицах и площадях города (а для это­го иметь при себе план Пскова), пожарных командах, полицейских участках, почтовых конторах, знать но­мера телефонов пожарной части и общества скорой помощи. Скаут должен был знать также сокращённую и полную азбуку Морзе и сигнализацию флагами, уметь вязать узлы, иметь элементарные понятия о подаче первой помощи в несчастных случаях и неко­торую практику в перевязках, определять части света по солнцу, часам, компасу и карте, находить Поляр­ную звезду. Важной частью подготовки были и специ­альные умения, такие как «игра Кима»: из 24 мелких предметов, показанных в течение одной минуты, за­помнить и назвать 16, пройти шагом разведчика одну версту в течение 10 минут, сделать собственноручно какую-нибудь полезную вещь для музея отряда (мо­дель лодки, палатки, моста и др.). Отряд имел своего секретаря, собственную, хоть и небольшую, библио­теку и в будущем намеревался организовать свой му­зей. Так что в целом создание отряда преследовало вполне чёткую и конкретную цель: «воспитать моло­дёжь в физическом и нравственном отношении, раз­вить в ней смелость, ловкость, находчивость, вынос­ливость; воспитать в молодёжи чувство товарище­ства, сознание долга и нравственной ответственно­сти, любви к природе и к ближним; создать из юно­шей "всесословное рыцарство", здоровое телом и духом, исполненное мужества, самоотвержения, ве­ликодушия и любви к Родине» (9).

Однако воплощать в жизнь эти хорошие идеи при­шлось уже другим людям и на другой политико- социальной основе. Хотя скаутские организации и су­ществовали ещё некоторое время после Октябрьской революции 1917 года, в том числе и на территории Псковской губернии (10), тем не менее скаутское движе­ние прекратило своё существование. Коммунистиче­ский союз молодежи на своём II съезде в октябре 1919 года принял постановление, в котором скаутская си­стема объявлялась чисто буржуазной и, следователь­но, неприемлемой для новой власти, а посему все су­ществовавшие бойскаутские организации немедлен­но закрывались (11). Что же касается тех идей, которые нёс в себе скаутизм, и даже его символов, то практи­чески всё это позднее легло в основу советского пио­нерского движения.

ПРИМЕЧАНИЯ

Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. Исто­рия физической культуры и спорта. М., 2001. С. 58, 59.

Зеликсон Е.Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР. М„ 1940. С. 132-136.

Дюбина Н.Е. Об организации физического воспитания учащихся Великолукского реального училища в начале XX века // Материалы исторических чтений Великолукского городского краеведческого общества. Великие Луки, 1995. С. 94—97; Она же. Гимнасты в поход собирались // Вели­колукские были. История края в документах и очерках. Псков, 2003. С. 124—128; Иванов В.И., Дюбина Н.Е. На пути к институту физической культуры // Физическая культура и спорт Великих Лук: история и современность / Под ред. Р.М. Городничева. Великие Луки, 2002. С. 144, 145; Трофи­мова Г. Т. У истоков массового физкультурного движения Великих Лук//Там же. С. 10, 11.

Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 650. Оп. 1.Д. 162. Л. 3.

Там же. Л. 33.

Государственный архив в г. Великие Луки (ГАВЛ). Ф. р—627. Оп. 2. Д. 9. Л. 35.

Там же. Л. 36.

ГАПО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 132. Л. 67, 69.

Там же. Л. 68, 69.

Известия Великолукского Совета рабочих, крестьян­ских и красноармейских депутатов. 1919. 29 марта, 8 июля; ГАВЛ. Ф. р—691. Оп. 2. Д. 15. Л. 157.

Зеликсон Е.Ю. Указ. соч. С. 136.

 

Белюков Д. А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственности…» / Д. А. Белюков // Военно – исторический журнал. – 2010. - № 8. – С. 73-75. 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 76 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров