Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Псковский край в прессе - 2010 год Образование Шолпо И. «Любовь к родному пепелищу»
Шолпо И. «Любовь к родному пепелищу»

«Любовь к родному пепелищу…»

В прошлой статье (см. №19) мы говорили о том, как знакомство с реальными прототипами усадеб, описанных в романе А.С. Пушкина «Дубровский», поможет ученикам лучше понять проблематику произведения. Но, конечно, это будет не единственное обращение к теме Пушкиногорья за время школьного обучения.

В девятом классе ученики получают представление уже не об отдельных произведениях, а о жизни и творчестве А.С. Пушкина в целом. При этом возникает вопрос как и когда знакомить их с биографией поэта и его личностью? Очень часто этой теме посвящаются вступительные уроки, после чего идёт знакомство с творчеством (как правило, тематическое: «Тема любви», «Тема дружбы» и т. п.). Однако распространён и очень нам импонирует и другой путь, предложенный В. Г.Маранцманом, когда знакомство с каждым периодом жизни поэта выливается в изучение одного из мотивов его творчества — того, который наиболее ярко прозвучал в этот период. (Мотив при этом рассматривается во временном развитии: от ранних стихотворений к поздним. Например, рассказав о лицейских годах поэта, мы переходим к теме дружбы в его лирике, сопоставляя стихотворения разных периодов творчества, посвященные лицейским друзьям.) В этом случае рассказ о Михайловской ссылке повлечёт за собой обращение к темам дома, семьи, родины. 

Урок-прогулку, посвящённую Михайловскому, можно начать с пушкинских строк 1830 года:

 Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам...

 

Инна Лолиевна Шолпо - кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы, Санкт-Петербург.

Вверху - В.К. Бялыницкий-Бируля. Скамья Онегина. Репродукция с сайта http://sochiartmuseum.ru

 Иллюстрации, в которых идёт речь в тексте, см. на диске к № 22. Они предоставлены автором.

 

Спросим, как ученики понимают эти слова. Нужно заметить, что современным подросткам понимание это даётся, непросто, поэтому начать следует с . прояснения буквального значения слов, а затем уже подвести учеников к мысли о том, что в основании человеческой личности, по Пушкину, лежит любовь человека к своему дому и его связь с семьёй, с родом. Покажем это на двух стихотворениях - «Домовому» и «Когда за городом задумчив я брожу...».

Мы уже говорили в предыдущих статьях, что для русского дворянина поместье было звеном, связующим его с родной землёй (близость с природой и соприкосновение с народной жизнью), с историей своей семьи (фамильные портреты и реликвии, фамильное кладбище), а через неё и с историей своей родины.

Образ «родного пепелища» возникает уже в ранней лирике Пушкина.

Впервые поэт приехал в Михайловское летом 1817 года и был очарован деревенской жизнью. Красота природы, простые сельские радости оказались близки его сердцу. Покажем учащимся скромный помещичий дом (слайды 1, 2) и пре­красную природу, его окружающую (слайд 3).

В 1819 г. Пушкин снова провёл здесь лето. В этот второй приезд было написано стихотворе­ние «Домовому» (см. Приложение). Прочитаем и проанализируем его, опираясь на следующие вопросы: Какими эпитетами характеризует поэт поместье и разные его уголки? О чём говорят эти эпитеты? Чем дорого поэту родное поместье? Как развивается тема родного дома от начала к концу стихотворения?

«Поместьемирное, «дикий садик», «скромная обитель«наследственная сень», «счастливый домик», «милый сад», «укромный ого­род», «калитка ветхая», «обрушенный забор» - все эти слова рисуют образ скромного, несколько запущенного, небогатого имения, притягательно­го своей непарадностью, тишиной, уединением. Особое внимание нужно обратить на слово «наследственная»: в нем слышится общность с семьёй, с предками, незримое присутствие которых ощущается поэтом в усадьбе.

В стихотворении можно выделить три ступени развития основной темы: первые восемь строк в большей степени посвящены поместью как источнику благосостояния живущих в нём людей, теме сельского труда; следующие восемь строк - мирному семейственному счастью; и, наконец, в последнем четверостишии поместье - это место, «знакомое вдохновению».

Тогда же было написано и стихотворение «Деревня», начинающееся строками:

                                                                          

 Приветствую тебя, пустынный уголок,

 Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

      Где льётся дней моих невидимый поток

      На лоне счастья и забвенья.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: «родное пепелище» для Пушкина — это место мирного труда, семейственного счастья и поэтического творчества.

На следующем этапе урока проанализируем стихотворение «Когда за городом задумчив я брожу...» (см. Приложение).

В анализе мы можем опираться на следующие вопросы. На какие части можно разделить это стихотворение? Как эта граница отмечена лексически, пункту ационно? Как части соотносятся между собой? Словесно нарисуйте иллюстрацию к первой и второй частям. Какое чувство вызывает у вас каждая из картин? Какие слова создают контраст между частями? Почему место могильных памятников во второй части занимает дуб? Что преобладает в каждой из частей - жизнь или смерть?

Чтобы ответить на три последних вопроса, составляем таблицу.

 

городское кладбище

сельское кладбище

публичное кладбище гниют мертвецы стеснённые рядком ворами

нарядные гробницы праздные урны

кладбище родовое дремлют мертвые есть простор не лезет вор, проходит селянин

неукрашенные могилы дуб

ПОБЕДА СМЕРТИ

ПОБЕДА ЖИЗНИ

 

 

Затем продолжаем беседу: Почему последняя строка не завершена? Что же дорого поэту и что он отвергает в этом стихотворении?

В результате анализа мы подходим ко второму выводу урока: «любовь к отеческим гробам», по Пушкину, — это память о предках и ощущение непрерывающейся жизни рода как залога личного бессмертия.

Скажем здесь, что поэт был похоронен недалеко от Михайловского, в Святогорском Свято- Успенском монастыре. Эту землю он купил для себя, когда хоронил мать. Так было исполнено его желание, выраженное в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829):

и хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

На ближе к милому пределу

 Мне всё б хотелось почивать.

 

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Покажем учащимся фотографии монастыря (слайды 4, 5) и могилы поэта (слайд 6).

После этого мы можем перейти к более подробному рассказу о Михайловском и о жизни Пушкина в нём в период его ссылки 1824-1826 гг.

Сперва немного истории.

Михайловское - родовое имение матери поэта, Надежды Осиповны Пушкиной, урождённой Ганнибал. Понятие «родовое имение» предполагает, что поместье является собственностью всей семьи, переходящей по наследству от поколения к поколению. Первоначально родовое имение не могло быть кому-либо продано, оно также не могло быть своевольно завещано на усмотрение владельца.

12 января 1742 года большая часть земель, составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, была пожалована императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу.

Продемонстрируем ученикам карту (слайд 7).

После смерти Абрама Петровича в результате раздела между сыновьями сельцо Михайловское досталось Осипу Абрамовичу, который построил в нём усадьбу и.разбил парк. В1818 году его унаследовала Надежда Осиповна.

Покажем ученикам изображение усадьбы, которое относится к пушкинскому времени (слайд 8), и фотографий парка (слайды 9,10).

В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское в качестве ссыльного. Семья его на­ходилась в это время там, но родители встретили опального сына довольно холодно. Отец даже согласился взять на себя надзор за сыном, что, учитывая вспыльчивый нрав Александра Сергеевича, не могло не привести к ссоре. Вскоре семья уехала, а Пушкин остался один в пустом доме, «в глуши лесов сосновых». Рядом с ним была только няня Арина Родионовна. Покажем картину А.Парамонова «Пушкин и няня» (слайд 11) и домик няни (слайд 12).

Мучимый скукой и одиночеством, оторванный от общества, поэт писал друзьям отчаянные письма. «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлёк, у меня один ответ: поэзия, - отвечал ему на это из Петербурга В. А. Жуковский в ноябре 1824 г. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в

добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рождён быть великим поэтом; будь же это­го достоин. В этой фразе вся твоя мораль, всё твоё возможное счастье и всё вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому

он непременно доплывёт, если захочет сам». Слова Жуковского оказались провидическими.

Пушкин много бродил по окрестностям, размышлял, читал и писал (слайд 13). За два года ссылки он прочёл, по собственному выражению, двенадцать телег книг, которые присылали ему друзья и знакомые» и создал более ста произведений. Именно здесь, в деревенском уединении, где светская суета не отвлекала его, он окончательно осознал себя поэтом.

Поэзия, как ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой, -

писал об этом Пушкин в черновике стихотворения «Вновь я посетил...».

Рассмотрим картину В.Попкова « Осенние дожди. Пушкин» (слайд 14). Предложим ученикам создать небольшое устное или письменное сочинение по этой картине, опираясь на вопросы: Почему картина называется « Осенние дожди», а не « Осенний дождь»? Какое настроение она вызывает? Почему атмосфера затянувшихся осенних дождей не выглядит беспросветной? Чем интересна композиция картины? Каким мы видим Пушкина? О чём говорит поза поэта? Какую роль играет в картине дальний план?

Вскоре оказалось, что и в псковской глуши есть интересные люди. Недалеко от Михайловского было имение Осиповых- Вульф - Тригорское (здесь монжно снова обратиться к карте). Скромная и не очень красивая усадьба (старый барский дом сгорел, и владельцы жили в перестроенном под жилой дом помещении бывшей полотняной фабрики) находилась в живописном месте на берегу реки Сороть и была окружена прекрасным парком (слайды 15, 16, 17).

Хозяйка поместья Прасковья Александровна Осипова, её дочери от первого брака Анна и Евпраксия Вульф и ее падчерица Александра Осипова (Алина), а также сын от первого брака Алексей Николаевич Вульф, летом приезжавший на каникулы из Дерптского университета и ставший Пушкину приятелем, - все были душевно расположены к Пушкину. Летом 1826 года в Тригорском гостил также друг Алексея Вульфа поэт Н.М. Языков.

Пушкин полюбил Тригорское. Здесь играли на фортепиано, шутили, пели и танцевали - и, конечно, читали стихи. Покажем учащимся картину современного художника Дмитрия Белюкина «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском» (слайд 18). Поговорим о том, какой представляются учащимся по этой картине обстановка в усадьбе, отношения между её хозяевами и гостями.

О Тригорском, его обитателях и их нравах мы ёщё поговорим с учениками при изучении романа «Евгений Онегин» — ведь Тригорское считается «прототипом» усадьбы Лариных.

Здесь же скажем ещё о том, что псковская земля богата своей историей. И это тоже не могло не повлиять на Пушкина. Поэт общался с крестьянами, записывал то, что рассказывала ему няня. Его интересовали и фольклор, и реальное прошлое этой земли. Пушкин читал исторический труд Карамзина, ездил в Псков, осматривал старые городища, такие как знаменитое городище Воронич, расположенное в трёх километрах от Михайловского, рядом с Тригорским парком. Этот высокий, поросший травою холм - остатки крепости XIV—XVI веков, защищавшей подходы к Пскову на юго- западе (слайд 19).

Соприкосновения с историей, происходившие на древней русской земле, подвигли Пушкина на создание трагедии «Борис Годунов». Отметим, что среди героев трагедии - Афанасий и Гаврила Пушкины, представляющие «род Пушкиных мятежный». Первый из них - персонаж вымышленный, второй - реальный. «Гаврила Пушкин — один из моих предков, я изобразил его таким, каким нашёл в истории и в наших се­мейных бумагах. Он был очень талантлив - как воин, как придворный и в особенности как за­говорщик. Это он и Плещеев своей неслыханной дерзостью обеспечили успех Самозванца», - писал Пушкин.

Так в сознании и творчестве Пушкина связывается семейственное предание с историей России.

В тридцатые годы Пушкин снова побывал в Михайловском. В1835 г. здесь было написа­но стихотворение «...Вновь я посетил...». Прочитаем его. Подумаем над вопросами: Каково настроение этого стихотворения? Почему годы изгнания поэт называет «незаметными»? О чём заставляет задуматься поэта возвращение в родные места спустя десять лет? Что объединяет дуб из стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу...» и сосны,из этого стихотворения? С каким чувством поэт при­ветствует «племя младое, незнакомое»?

В заключение урока сделаем вывод: для Пушкина родовое имение дорого ие только кработой природы и тишиной уединения, но и ощущением нерасторжимой связи времён, связи с предками и потомками; это не просто «приют вдохновения», но и место творческого возмужания, поскольку личная поэтическая судьба вплетается здесь в судьбу родины, судьбу народа, и ощущение это усиливается по мере взросления поэта.

Дома девятиклассники прочтут стихотворения Пушкина «Моя родословная» и «Клеветникам России» и подумают над вопросом: как связаны в сознании поэта история семьи и история государства, малая родина и держава, частная и гражданская жизнь человека

 

Домовому

 

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!

Да не вредят полям опасный хлад дождей

И ветра позднего осенние набеги;

Да в пору благотворны снеги

Покроют влажный тук полей!

Останься, тайный страж, в наследственной сени.

 

 

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад, и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхою, с обрушенным забором!

Люби зелёный скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей леныю,

 Прохладу лип и клёнов

 Шумный кров — Они знакомы вдохновенью.

 

1819

Когда за городом, задумчив, я брожу

И на публичное кладбище захожу,

Решётки; столбики, нарядные гробницы,

Под коими гниют все мертвецы столицы,

В болоте кое-как стеснённые рядком,

Как гости жадные за нищенским столом,

Купцов, чиновников усопших мавзолеи,

Дешёвого резца нелепые затеи,    

Над ними надписи и в прозе и в стихах

О добродетелях, о службе и чинах;

По старом рогаче вдовицы плач амурный;

Ворами со столбов отвинченные урны,

Могилы склизкие, которы также тут,

Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут, —

Такие смутные мне мысли всё наводит,

Что злое на меня уныние находит.

Хоть плюнуть да бежать...

Но как же любо мне

Осеннею порой, в вечерней тишине,

В деревне посещать кладбище родовое,

Где дремлют мёртвые в торжественном покое.

Там неукрашенным могилам есть простор;

К ним ночью тёмною не лезет бледный вор;

Близ камней вековых, покрытых жёлтым мохом,

Проходит селянин с молитвой и со вздохом;

На место праздных урн и мелких пирамид,

Безносых гениев, растрёпанных харит

Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя...

                                                             1836

 

Шолпо И. «Любовь к родному пепелищу...»: урок в 9-м классе / Инна Шолпо // Литература. – 2010. -  № 20 (16 - 31 окт.). – С. 24 – 28.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 63 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров