Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Заболотских Е.М. Муниципально-правовая ответственность как часть института ответственности
Заболотских Е.М. Муниципально-правовая ответственность как часть института ответственности

Муниципально-правовая ответственность как часть института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Е.М.Заболотских, доцент кафедры конституционного и муниципального права России МГЮА имени О.Е. Кутафина (Институт в г. Кирове), к.ю.н.

Муниципальное право является новой самостоятельной отраслью российской системы права, в которой идут процессы становления и развития самостоятельных правовых институтов, в том числе, института муниципально-правовой ответственности. В случаях ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением (отзыв выборного лица местного самоуправления, выражение недоверия) и государством (роспуск представительного органа муни­ципального образования) законодатель не идентифицирует вид ответственности, но и не относит его ни к одному из традиционных.

Для того чтобы разграничить институт муниципально-правовой ответственности и институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, необходимо обратиться к общей теории юридической ответственности.

Институт юридической ответствен­ности является не самой юридической от­ветственностью, а ее нормативным закреплением. Именно регулирование схожих, качественно однородных отношений выступает признаком правового института. Собственно юридическая ответственность выражает реализующееся охранительное правоотношение, т.е. правоотношение в таком его состоянии, когда в его рамках реально применяются санкции, а лицо фактически несет юридические обязанности по претерпеванию определенных лишений и ограничений. Любое правоотношение является отношением, урегулированным нормой права. В свою очередь, нормы права систематизированы по отраслям, в силу чего правоотношения обладают отраслевой принадлежностью. Следовательно, виды юридической ответственности объективно закреплены в правовых нормах, обладающих определенной отраслевой принадлежностью.

Понимание юридической ответственности как охранительного правоотношения, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом, естественно, не отвергает других взглядов на ответственность, в которых находят отражение те или иные ее стороны Автор не ставит своей задачей вступать в дискуссию со сторонниками других точек зрения, а еще раз обращает внимание на то, что «...в настоящее время не существует единой позиции относительно определения юридиче­ской ответственности, ее содержания и деления на виды...».

Охрана муниципальных правоотношений осуществляется нормами различных отраслей права. Причем существует несколько уровней нормативных правовых актов, в которых закрепляется юридическая ответственность субъектов муниципальных правоотношений: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления реализуется через правовое отношение охранительного типа, в котором обязанности правонаруши­теля подвергнуться только той мере государственно-властного принуждения, которая предусмотрена законом, корреспондирует обязанность государства в лице его компетентного органа или органа местного самоуправления применить только ту санкцию, которая обусловлена совершенным правонарушением.

Специфика института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления заключается в том, что данный институт является комплексным, то есть включает в себя охранительные нормы различной отраслевой принадлежности. По мнению С.С.Алексеева, комплексные институты - это «подразделения комплексных отраслей права. Как и комплексные отрасли права, в целом, они охватывают норматив­ный материал из разных юридических режимов» Общепризнанно, что муниципальное право является комплексной отраслью права, поскольку предполагает регулирование разнородных общественных отношений и использование для этого эле­ментов юридического режима различных профилирующих отраслей права.

Следует отметить, что субъектами ответственности в муниципальном праве

выступают как органы местного самоуправления, депутаты представительных органов муниципальных образований, члены выборных органов местного самоуправ­ления, выборные должностные лица местного самоуправления, так и муниципальные служащие, органы территориального общественного самоуправления, население муниципальных образований, физические и юридические лица. Основаниями привлечения к ответственности в муниципальном праве могут быть не только муниципальные правонарушения, но и преступления, административные правонарушения, конституционно-правовые деликты, дисциплинарные и материальные проступки, гражданские правонарушения.

Уголовная ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих заключается в предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, где они выступают в качестве специальных субъектов уголовной ответственности. Их специфика обусловлена особым правовым статусом, закрепляемым нормами муниципального права. Так, выборным должностным лицом местного самоуправления является лицо, избранное на муниципальных выборах и наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по ре­шению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; должностным лицом местного самоуправления является выбор­ное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, статус же муниципального служащего определяется через исполнение обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Все преступления, совершаемые выше указанными лицами, объединяет то, что они связаны с использованием служебного положения. Именно обладая статусом либо выборного должностного лица местного самоуправления, либо должностного лица местного самоуправления, либо муниципального служащего данные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные нормами Уголовного кодекса Российской Федерации: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 136 УК РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1 УК РФ) и др.

Выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие, совершившие преступления не при исполнении должностных обязанностей, привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях - как и прочие граждане.

Должностные лица местного самоуправления, как выборные, так и назначаемые, подлежат административной ответственности по основаниям, установленным законами субъектов Российской Федерации. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации по данному вопросу выявил различные подходы к закреплению административной ответственности должностных лиц местного самоуправления.

Виды административных правонарушений в соответствии с Законом Кировской области от 4 декабря 2007 г. №200-30 «Об административной ответственности в Кировской области» следующие: воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и государственных должностных лиц Кировской области (ст. 2.1), нарушение порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений (ст. 4.9).

У законодателя Омской области более широкий подход к определению оснований административной ответственности должностных лиц местного самоуправления, в частности, устанавливается административная ответственность должностных лиц местного самоуправления за правонарушения, связанные в целом с осуществле­нием местного самоуправления на территории Омской области: нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний (ст.7), нарушение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа (ст. 15), нарушение порядка и условий приватизации муниципального имущества (ст.45) и др.

Должностные лица местного самоуправления относятся к специальным субъектам административной ответственности, так как они занимают определенное слу­жебное положение. Соответственно, они привлекаются к ответственности как лица, которые совершили административные правонарушения в рамках исполнения должностных обязанностей либо по выборной муниципальной должности, либо по муниципальной должности муниципальной службы. К должностным лицам местного самоуправления применяются следующие виды административных взысканий - предупреждение, административный штраф, дисквалификация. Порядок привлечения к административной ответственности урегу­лирован административно- процессуальными нормами. Правом рас­сматривать дела об административных пра­вонарушениях должностных лиц местного самоуправления наделены мировые судьи субъектов Российской Федерации. Они выступают субъектами функциональной власти в отношении должностных лиц местно­го самоуправления, служебная зависимость в данном случае отсутствует.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в отличие от Кодекса об административных правонарушениях РСФСР предусматривает возможность привлечения к административной ответственности и юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация согласно ч.9 ст.35 и ч.7 ст.37 Федерального закона от 6 октября .2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладают правами юридического лица. Следовательно, они подлежат административной ответственности за совершение ад­министративных правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами об административной ответственности субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, обладающие статусом юридических лиц, а также должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности за следующие административные правонарушения, предусмотренные Кодексом об адми­нистративных правонарушениях Россий­ской Федерации: нарушение порядка и сроков предоставления сведений о несовер­шеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью (ст.5.36), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5) и др.

Еще одним видом юридической ответственности, к которой привлекаются субъекты муниципальных правоотноше­ний, является дисциплинарная ответствен­ность. Муниципальные служащие находятся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления в лице их руководителей. Следовательно, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей встает вопрос о дисциплинарной ответственности. Общие положения о дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации, где в ст. 198 дан перечень дисциплинарных санкций: замечание, выговор, увольнение. Составы дисциплинарных проступков закреплены в нем в самом общем виде, не конкретизированы.

В законодательстве субъектов Рос­сийской Федерации предусматривается, что в случае, если муниципальный служащий признан аттестационной комиссией не со­ответствующим занимаемой должности, он может быть переведен на ниже стоящую должность или уволен. Понижение в должности - это неблагоприятное правовое последствие организационного характера, которое выступает для муниципального служащего как альтернатива увольнения.

Дисциплинарное взыскание налагается руководителем соответствующего органа местного самоуправления или должностным лицом, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы, т.е. субъектом ли­нейной власти, в порядке, установленном трудовым законодательством.

Особую категорию должностных лиц органов местного самоуправления со­ставляют выборные должностные лица, работающие на постоянной основе. Характер должного поведения невыборных и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет определенные раз­личия. Это выражается в системе взысканий, процедуре привлечения к этому виду ответственности. Вопросы дисциплинарной ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления в основном регулируются законодательством отдельных субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований.

Е.С. Шугрина определяет дисципли­нарный проступок выборного должностного лица органа местного самоуправления как виновное неисполнение или ненадле­жащее исполнение возложенных на выборное должностное лицо обязанностей, правил этики, несоблюдение действующего законодательства, а также ограничений, несовместимых со статусом выборного должностного лица органа местного самоуправления.

На наш взгляд, данное определение включает в себя все многообразие подходов к содержанию дисциплинарного проступка выборного должностного лица органа местного самоуправления, отражает его специфику, которая заключается в том, что на муниципальном уровне основания привлечения к дисциплинарной ответст­венности выборных должностных лиц органов местного самоуправления могут быть расширены муниципальными правовыми актами. Это не ограничивает их прав в сравнении с невыборными должностными лицами, а еще раз подчеркивает их особый статус - свои полномочия они получили от населения, а значит и требования к их деятельности должны быть повышенными. В качестве дисциплинарных взысканий к выборным должностным лицам органов местного самоуправления могут быть применены порицание, порицание с лишением слова, доведение через средства массовой информации до избирателей информации о правонарушении, предупреждение об освобождении от работы на постоянной основе, освобождение от работы на постоянной основе и др.

К должностным лицам местного самоуправления, действующим в рамках тру­дового договора, может применяться материальная ответственность. Отношения материальной ответственности в основном складываются в сфере муниципальной службы. Согласно ст.2 Федерального зако­на от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» представителем нанимателя (работодателем) для муниципального служащего может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (рабо­тодателя).

Под материальной ответственностью работника понимается «обязанность работ­ника, виновными противоправными действиями которого причинен прямой действительный имущественный ущерб, возместить его в размере и порядке, предусмотренном трудовым законодательством».

Материальная ответственность работодателя установлена ст. 234 - 237 Трудового кодекса Российской Федерации. В данных статьях предусмотрены следующие основания наступления материальной ответственности работодателя:

Материальная ответственность за утрату заработка в связи с незаконным ли­шением работника возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ), за задержку заработной платы и других выплат (ст. 236 ТК РФ), за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235 ТК РФ), за моральный вред, причиненный работнику (ст. 237 ТК РФ).

Представляется, что только первые два основания материальной ответственно

сти работодателя перед работником действительно являются характерными для трудовых отношений и должны регулироваться нормами трудового права. В двух последних случаях материальная ответственность работодателя скорее близка к гражданско-правовой ответственности.

Органы местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате своих незаконных действий (бездействия), в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления. Вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федера­ции от имени казны выступают соответ­ствующие финансовые органы муници­пального образования.

Должностные лица органов местного самоуправления, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред в смысле ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственности перед физическими и юридическими лицами не несут. Требования о возмещении вреда в данном случае к ним применяться не могут, поскольку должностные лица не являются субъектами гражданского права. Согласно ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. При незаконных действиях в сфере гражданского оборота за причиненные должностными лицами органов местного самоуправления убытки несет ответственность муниципальное образование (ст.  Гражданского кодекса Российской Федерации), а сам его чиновник может быть привлечен к материальной ответственности. Согласно трудовому законода­тельству работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Для «смягчения опасности» участия муниципального учреждения в гражданском обороте (для третьих лиц) Гражданский кодекс Российской Федерации преду­смотрел дополнительную ответственность собственника имущества учреждения - его учредителя. В качестве учредителей выступают органы местного самоуправления, которые от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Муниципальные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, в случае их недостаточности суб­сидиарную ответственность по их обязательствам несут органы местного само­управления, выступающие от имени собственника муниципального имущества - муниципального образования.

В соответствии со ст.399 Гражданского кодекса Российской Федерации если муниципальное учреждение (основной должник) отказалось удовлетворить требо­вание кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субси­диарную ответственность - муниципальному образованию в лице органа местного самоуправления, выступающего учредителем муниципального учреждения.

Согласно ст.ст. 68, 69 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной от­ветственностью, а также некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. И межмуниципальные хозяйственные общества, и некоммерческие организации муниципальных образований имеют статус юридических лиц, деятельность которых, в первую очередь, регламентируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Они не имеют публично-правового статуса, связанного с полномочиями решать вопросы местного значения, и потому, вступая в правоотношения, могут быть субъектами гражданско- правовой и административной ответственности, но не муниципально-правовой.

Вопрос о конституционной ответственности органов и должностных лиц ме­стного самоуправления является дискусси­онным. Как уже отмечалось в §2 данной главы ряд авторов, отвергающих самостоя­тельность муниципально-правовой ответст­венности, все санкции, предусмотренные статьями 71-75 Федерального закона от 6 октября 2006 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» относят к конституционно-правовым. Другие считают более корректным отнесение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством к конституционно-правовой, а перед населением - к муниципально-правовой.

Авторский взгляд несколько отличается от вышеизложенных. Признавая само­стоятельность муниципально-правовой ответственности, мы считаем, что разграничивать конституционно-правовую и муниципально-правовую ответственность нужно, в первую очередь, не по субъекту, перед которым она наступает, а по объекту посягательства.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, которым причи­няется ущерб или они ставятся под угрозу причинения вреда в результате правонарушения. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, подразделяют на следующие группы:

1)        отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправ­ления, формирования и развития его основ;

2)        отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения непосредственно населением и (или) органами местного самоуправления;

3)        отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Первые две группы общественных отношений связаны с осуществлением му­ниципальной власти на уровне местного самоуправления, а третья группа - с осуществлением власти государственной на уровне местного самоуправления. Осуще­ствление мер конституционно-правовой ответственности направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений, которые в свою очередь связаны с осуществлением государственной власти. Меры же муниципально-правовой ответственности призваны охранять муниципаль- но-правовые отношения, возникающие в сфере решения вопросов местного значения - сфере исключительного ведения местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного

Самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. На наш взгляд, именно данная норма Конституции является отправной точкой к рассмотрению конституционно- правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. В случаях ненадлежащего осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления функций государственной власти для них наступает конституционно- правовая ответственность.

Согласно 4.1 ст.75 Федерального за­кона от 6 октября 2006 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправ­ления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом, то отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления в данном случае выступает как мера конституционно-правовой ответственности, т.к. основанием ее применения является ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления государственной власти.

Мерой конституционно-правовой ответственности органов местного само­управления также следует считать досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий). Так, Закон Кировской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями области в сфере архивного дела» устанавливает, что основанием отзыва отдельных государственных полномочий Кировской области могут служить использование органами местного самоуправления материальных ресурсов, полученных на осуществление государственных полномочий на другие цели, а также непредставление органами местного самоуправления отчетов об исполнении переданных им государственных полномочий. Согласно Закону Саратовской области «О наделении органов местного самоуправле­ния государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и их прав» отдельные переданные государственные полно­мочия могут быть отозваны в случаях неисполнения органами местного самоуправ­ления переданных государственных полно­мочий; неэффективного осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий; использования не по назначению органами местного самоуправления переданных материальных ресурсов и финансовых средств; повторных обоснованных обращений физических и юридических лиц в связи с ненадлежащим осуществлением органом местного самоуправления переданных государственных полномочий; нарушений при осуществлении переданных государственных полномочий законодательства Российской Федерации и области.

Отзыв у органов местного самоуправления переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации направлен на обеспечение прав субъекта Российской Федерации и восстановление положения, существовавшего до передачи полномочий. При прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий неиспользованные материальные и финансовые ресурсы, переданные органам местного самоуправления для их исполнения, подлежат возврату.

В сфере правотворчества к органам и должностным лицам местного само­управления может быть применена такая мера конституционно-правовой ответст­венности как отмена (приостановление) правового акта. Статьей 48 Федерального закона от 6 октября 2006 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что муниципальные правовые акты в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Фе­дерации, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Мы разделяем мнение О.Е. Кутафина о том, что «значение этой меры государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка».

Таким образом, конституционно- правовая ответственность имеет место быть в системе местного самоуправления, но она не тождественна муниципально-правовой ответственности. Анализ законодательства показал, что многие правовые нормы, закрепляющие и регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, по своей структуре являются бланкетными (отсылочными). Порядок реализации санкций, как и сами санкции, применяемые к правонарушителям, содержатся в различных отраслях права. Муниципальное право заимствует много правовых норм у других отраслей права при регулировании ответственности. Но, в то же время муниципальное право является новой самостоятельной отраслью российской системы права, в которой идут процессы становления и развития самостоятельных правовых институтов, в том числе института муниципально-правовой ответ­ственности.

Объективно существует большой блок муниципально-правовых норм, регу­лирующих собственно муниципальные охранительные правоотношения, через кото­рые и реализуется муниципально-правовая ответственность. Субъектами ответствен­ности в этом случае являются только те субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены Законом полномочиями по решению вопросов местного значения. Основания и порядок реализации муниципально-правовой ответственности закреплены нормами исключительно муниципального права.

Следует отметить, что нельзя рассматривать юридическую ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц как муниципально- правовую только потому, что органы и должностные лица местного самоуправле­ния являются участниками охранительных правоотношений. У данных охранительных правоотношений различная отраслевая принадлежность. Муниципально-правовая ответственность является лишь составной частью института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправле­ния. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления представляет собой комплексный правовой институт, который включает в себя нормы уголовного, административного, конституционного, муниципального, трудового и гражданского права.

Заболотских, Е.М. Муниципально-правовая ответственность как часть института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

/ Е.М.Заболотских // Местное право. – 2010. - № 4. – С. 13 – 22.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 20 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров