Навигация
 
Псковский край в прессе - 2010 год Право Левитан О. Актуальные проблемы участия местного населения в обеспечении пограничной безопасности и в
Левитан О. Актуальные проблемы участия местного населения в обеспечении пограничной безопасности и в

В статье рассматриваются проблемы участия местного населения в обеспечении пограничной безопасности и обосновываются предложения по совершенствованию правового механизма взаимодействия пограничных органов с органами местного самоуправления с целью более эффективного привлечения местного населения к обеспечению системы пограничной безопасности.

 Современный этап обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации характеризуется следующими условиями: во-первых, созданием и со­вершенствованием нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества, человека и гражданина в пограничном пространстве страны, а также устанавливающей их ответственность за нанесение ущерба ее национальным интересам; во-вторых, приоритетной разработкой и реализацией государственных целевых комплексных программ, укрепляющих пограничную безопасность страны, в-третьих, прогнозированием развития обстановки, выработкой и реализацией мер по оптимизации механизма координации деятельности и взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в пограничном пространстве страны, активизацией работы по вовлечению местного население  в эту деятельность.

В связи с этим особый интерес на современном этапе представляет исследование и обоснование предложений по  совершенствованию правового механизма взаимодействия пограничных органов с органами местного самоуправления с целью более эффективного привлечения местного населения к обеспечению системы пограничной безопасности. Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации при постановке задач по совершенствованию деятель­ности пограничных органов отметил, что серьезной задачей является вовлечение населения приграничных районов в деятельность по защите интересов государ­ства в пограничной сфере.

Участие населения в защите Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница) не может быть стихийным процессом. Оно является результатом повседневной работы пограничных органов и органов местного самоуправления по привлечению жителей приграничных населенных пунктов к защите Государственной границы.

Результаты исследований свидетельствуют, что взаимодействие пограничных органов с органами местного самоуправления реализуется в следующих формах: участие органов местного самоуправления в осуществлении контроля за соблюдением правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; участие совместно с пограничными органами в консультативных советах, сборах, консультациях, сове­щаниях по вопросам совершенствования системы защиты Государственной границы; в выделении органами местного самоуправления необходимой земли для нужд защиты Государственной границы; информирование об обстановке в регионе, стране, на сопредельной стороне за границей; привлечении населения, проживающего на приграничной территории, к защите Государственной границы; регламентирование деятельности местных жителей по обеспечению пограничной безопасности; осуществление материально-технической помощи пограничным органам. Кроме того, осуществляются иные меры различного характера, которые напрямую или косвенно содействуют пограничным органам в защите Государственной границы. Пе­речисленные формы взаимодействия осуществляются на основании: планов взаимодействия пограничных органов с органами местного самоуправления в сфере пограничной безопасности; постановлений органов исполнительной власти; решений межведомственных комиссий и др.

Однако предпринятый нами анализ особенностей взаимодействия пограничных органов с органами местного самоуправления в приграничных муниципальных образования Калининградской и Псковской областей показал, что план взаимодействия пограничных органов с органами местного самоуправления в сфере пограничной безопасности существует лишь в 35,2% муниципальных образований, решение межведомственной комиссии — в 21,7%, постановление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — в 26,1%.

Данные результаты свидетельствуют, во-первых, о несовершенной правовой основе и отсутствии достаточного правового механизма осуществления взаимо­действия пограничных органов с органами местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях; во-вторых, о формализме и недостаточной компетентности представителей пограничных органов и органов местного самоуправления; в-третьих, об отсутствии необходимого материального и морального стимулирования помощи местного населения в защите Государственной границы.

Следует также обратить внимание на то, что большинство муниципальных служащих невысоко оценивает готовность населения участвовать как в принятии решений по управлению муниципальным образованием, так и в оказании помощи пограничным органам. Большинство опрошенных нами граждан (51,4%) негативно оценивают деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов охраны Государственной границы, а 22,4% не знакомы вообще с такой деятельностью. Таким образом, проблема взаимодействия (взаимоотношения) населения и органов местного самоуправления выглядит двояко: население вос­принимает себя отторгнутым от местных структур, а органы местного самоуправления испытывают трудности как в диалоге с населением, так и в выяснении его точных потребностей, что, в конечном счете, ведет к отсутствию влияния населения на эффективность и качество работы муниципалитета. Для более тесного контакта с населением в 20,1% муниципальных образований введены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам, которые координируют вопросы взаимодействия пограничных органов и органов местного самоуправления, проводят организационную работу в муниципальном образовании, направленную на оказание помощи пограничным органам в защите государственной границы.

Практика защиты Государственной границы пограничными органами выработала разнообразные организационные формы привлечения местного населения к защите Государственной границы. Граждане участвуют на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в следующих формах: а) сотрудничество с пограничными органами на гласной основе (в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в каче­стве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах);  б) негласное сотрудничество с оперативными подразделениями пограничных органов.

Население приграничной территории в составе общественных объединений, ДНД осуществляют следующие действия: контролируют выполнение правил пограничного режима в пограничной зоне путем проверки документов улиц, прибывающих в пограничную зону, определенные направления, рубежи, подступы к населенным пунктам и другим местам, где могут появиться или укрываться нарушители Государственной границы или разыскиваемые лица; ведет предупредительно-профилактическую и разъяснительную работу с местным населением по вопросам соблюдения установленных правил режима Государственной границы и пограничного режима, а также мер, принимаемых по­граничными органами по укреплению правопорядка на Государственной границе; докладывает в ближайшее подразделение пограничных органов о появлении вблизи Государственной границы неизвестных и подозрительных лиц; участвуют в охране Государственной границы в составе нарядов, высылаемых от ДНД, или совместно с пограничными органами.

Полученные нами в ходе исследования данные го­ворят о том, что добровольные народные дружины (далее — ДНД) созданы в 75,5% приграничных муниципальных образований Калининградской и Псковской областей. На сегодняшний день на участке ответствен­ности ПУ ФСБ России по Псковской области создано 52 ДНД по охране Государственной границы общей численностью 601 человек и 5 районных штабов по руководству ДНД. В 2008 г. при непосредственном участии членов ДНД и в ходе реализации поступившей от них информации было задержано 8 нарушителей Государственной границы и 92 нарушителя пограничного режима.

Анализ деятельности добровольных помощников показал, что в 11% случаев с их помощью были задержаны нарушители режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, в 23,3% случаев с их помощью было предотвращено нарушение режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Также добровольные помощники в 32% случаях осуществляют разъяснительную работу с гражданами. Однако в 15,8% случаев в соответствии с результатами исследования добровольные помощники пограничным органам помощь не оказывают вообще.

Следует также обратить внимание и на то, что местное население по различным мотивам не желает оказывать помощь пограничникам в области информирования последних о появлении в пограничной зоне неизвестных и подозрительных лиц, не активно вступают в ДНД, формально участвуют в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений. Существует проблема сочетания взаимных интересов пограничных органов, органов местного самоуправления и населения муниципального образования.

Несмотря на многообразие форм взаимодействия, следует отметить, что большинство из них не закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации, а следовательно, их применение на конкретном участке Государственной границы зависит от личностных качеств представителей пограничных органов и органов местного самоуправления, а точнее — от того, смогут ли представители обозначенных органов найти компромисс, пойти на уступки друг другу и принять решения, устраивающие каждую из сторон. Если взять во внимание возрастающую роль органов местного самоуправления на приграничных территориях, то улучшение качества взаимодействия с погра­ничными органами путем увеличения полномочий органов местного самоуправления в вопросах защиты Государственной границы благоприятно влияло бы на обеспечение пограничной безопасности.

Левитан, О.И. Актуальные проблемы участия местного населения в обеспечении пограничной безопасности и возможные пути их решения / О.И. Левитан    // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 9. – С. 67 – 69.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 28 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров