Навигация
 
Псковский край в прессе - 2010 год Образование Васильева Л. А. Профилактика употребления психоактивных веществ
Васильева Л. А. Профилактика употребления психоактивных веществ

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) — трагедия нашего общества. По официальным данным в России на учете состоит около 500 тыс. больных наркоманией. А реальные цифры потребителей наркотиков много выше — около 4 млн. «Средний возраст» впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. Наблюдается рост применения высококонцентрированных наркотиков. Растет собственное производство наркотиков, в том числе синтетических, дешевых, дающих моментальную зависимость. Наркомания проникла во все слои общества, охватила территорию всей страны, особенно депрессивные регионы [3].

 

      Страшно за детей... Все курящие, пьющие, колющиеся когда-то были детьми, смотрели на своих учителей наивными чистыми глазами, когда речь заходила о профилактике употребления ПАВ, и твердо верили, что в их жизни такой беды не случится.

      Уроки, внеклассные мероприятия на эту тему я считаю самыми ответственными в нашей практической деятельности. Всякий раз надо найти особые слова, которые заставили бы задуматься, затронули бы душу и сердце. К сожалению, «достучаться» и «докричаться» удается не до каждого, но даже если помог одному-двум не стать курильщиком, алкоголиком, наркоманом, то можно считать, что труд твой не был напрасным.

       В нашей школе создана серия презентаций по профилактике употребления ПАВ: «Опасная дружба» — о вреде курения, «Вредно ли пиво?», «Наркотики приносят смерть». Конечно, сейчас презентаций на эту тему существует много. Но часто в них пропагандируется многообразие наркотиков, разъясняется различие в их действии на организм человека. Я думаю, что такая информация вызывает еще большее любопытство у тех, кто живет по принципу: «В жизни все надо попробовать». Считаю, что учитель, осуществляющий профилактическую работу, должен делать упор на последствия употребления ПАВ и на то, как говорить НЕТ тем, кто предлагает зелье.

       Наши презентации многофункциональны и универсальны. Ими можно воспользоваться на уроках, внеклассных школьных и внешкольных меро­приятиях, родительских собраниях. Разный объем дополнительного со­держания позволяет вести разговор с учащимися от V до XI класса.

       Но презентация — всего лишь канва для построения урока или мероприятия. Есть много разных приемов в нашем арсенале, чтобы восприятие информации учащимися было активным.

Прием «Продолжите фразу».

Наркотики — это...

       Ученики по цепочке отвечают: это зло, беда, болезнь, смерть; пагубные вещества, которые губят человека; психотропные вещества, которые вре­дят здоровью...


Наркомания — это...

       Ответы учеников: болезнь, от которой трудно вылечиться; это конец жизни; паутина, из которой выбраться сложно; вредная привычка со смертельным исходом; самоубийство...

       Последнее слово остается за учителем, который, с уважением выслушав всех, дает пра­вильное определение наркотикам, наркомании, а также знакомит учащихся с такими понятиями, как психологическая и физиологическая зависимость, ломка.

       Наркоманией называется группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. Проще говоря, это заболевания, обусловленные болезненным пристрастием к наркотикам.

       Термин наркотические вещества включает в себя три критерия: медицинский, социальный и юридический. Медицинский критерий подразумевает специфическое действие вещества на психическое состояние человека; социальный — это вред, наносимый немедицинским применением наркотика человеку и обществу; юридический определяет меру общественных опасностей, связанных с приемом этих веществ. Вещество считается наркотическим, если совмещает все три критерия.

       Психическая зависимость выражается в постоянных мыслях о наркотике, подъеме настроения в предвкушении приема, подавленности, неудовлетворенности в отсутствие наркотика. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков ему сегодня не обойтись. В зависимость можно попасть не только от сильных наркотиков, но и от «травки».

      Физическая зависимость выражается в неодолимом стремлении к наркотизации. Влечение так сильно, что вытесняет такие влечения, как голод и жажду. Организм нуждается в постоянной дозе для безболезненной жизнедеятельности, иначе наступит ломка. Для возникновения физической зависимости достаточно трех-семи дней.

       Ломка, или абстинентный синдром, возникает спустя какой-то срок после последнего приема наркотика (от нескольких часов при алкоголизме до 20—24 ч при опиомании и гашишизме). Это физические и психические реакции организма наркомана, возникающие в ответ на прекращение приема наркотиков (лихорадочный озноб, усиленное потоотделение, судороги, рвота, понос, страхи, психическое возбуждение) [5].

       В моей практике не было случая, чтобы во время таких уроков или мероприятий ученики шутили или игнорировали вопросы учителя. Очевидно, на подсознательном уровне дети понимают важность обсуждаемой темы лично для себя.

Прием «Ваше мнение». Почему люди при­нимают наркотики?

       И вновь по цепочке ученики высказывают свое мнение, которое учитель сравнит со стати­стическими данными по стране: хотят показать себя крутыми и независимыми, взрослыми; подражают старшим; убегают от своих проблем; хотят поднять настроение, утешить горе, от нечего делать; не видят в жизни смысла; хотят испытать что-то новое... Бывает, что после высказывания какого-то мнения начинается дискуссия, во время которой ученики ищут вместе ответ на важный для них вопрос. «Когда в жизни все не ладится, хочется пережить, а кажется, что по- другому никак...»

       Статистика по России: любопытство — 45%; влияние друзей — 44%; сознательный выбор — 9%; желание убежать от реальности — 2%. А также одиночество, поиск удовольствия, вера в то, что наркотики улучшают физическое и психическое состояния, уменьшают депрессию, попытка справиться с переживаниями и т. п. [3].

 

Прием «Правда — ложь».

       Зачитывается утверждение, нужно определить, правильное оно или нет.

Существуют мифы о наркотиках, которые учитель использует в качестве утверждений. Ученики дают ответ и мотивируют его.

       Миф первый. Попробуй — пробуют все. Это неправда. Чаще всего жертвами такой ложной аргументации становятся подростки невысоких психических устоев: конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, подверженные вспышкам гнева, агрессивности.

       Миф второй. Попробуй — вредных последствий не будет! Это ложь. Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть после одного-двух приемов. Множество случаев тяжелых отравлений, возможна гибель при первом же приеме из-за индивидуальных различий в чувствительности организма.

        Миф третий. Попробуй — не понравится, прекратишь прием. Это неправда. При употреблении любого вида наркотика прежде всего страдает воля, теряется целеустремленность. Даже в арсенале медицины нет средств подавления психической зависимости. Мозг помнит все. У наркомана после периода длительного воздержания (8-10 мес.) могут снова появиться симптомы «ломки».

       Миф четвертый. Существуют «безвредные» наркотики. Безвредных «легких» наркотиков не существует. Одни наркотики вызывают физиче­скую зависимость, другие, например марихуана или курение «травки», способствуют развитию психической зависимости [1].

      Самая сложная и вместе с тем самая важная часть урока или мероприятия — научить детей отказываться от предложений употребления ПАВ.

 

Прием «Ситуация».

       Ситуацию можно обыграть или просто зачитать и обсудить.

       Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают им покурить «травку» (в туалете или на улице за углом). Алина раньше уже курила, но ничего приятного не почувствовала. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей смешной или трусливой, но, с другой стороны, не хочется и курить. Марина рань­ше не курила, и ей очень интересно, какие от этого ощущения. Как должны поступить девочки?

Прием «Скажи твердо НЕТ!».

Ученику делается настойчивое предложение употребить ПАВ, он должен отказаться.

       Денису 14 лет. Он не очень хорошо учится, и поэтому родители все время его ругают. После очередного скандала он ушел на улицу, где двое знакомых старших ребят (им по 17 лет) предлагают ему сделать укол героина, «чтобы расслабиться». Денис знает, что от героина можно заболеть наркоманией, гепатитом и даже умереть.

      Ученики, исполняющие роли Алины, Марины, Дениса, всегда отмечают, что найти достойный и решительный отказ очень трудно, когда уговаривают одноклассники, друзья. Учитель обязательно знакомит учеников с различными вариантами отказа, подчеркивает, что, отказываясь, нельзя оправдываться, ответ НЕТ должен быть решительным и твердым, а затем надо просто уйти.

Дружи с теми, кто не употребляет наркотики.

Будь готов к различным видам давления на тебя. Постарайся уйти.

Придумай какое-то дело. Скажи, например, что просто хочешь поесть.

Избегай ситуации. Старайся быть дальше от тех, кто употребляет наркотики, и тех мест, где собираются наркоманы.

В разных ситуациях по необходимости ис­пользуй фразы:

Нет, спасибо, я занимаюсь спортом.

Нет, спасибо, я не хочу неприятностей с родителями.

Нет, спасибо, я не хочу.

Нет, спасибо, меня ждут.

Нет, спасибо, у меня много дел...

       Будь уверенным в ответе-отказе. Всегда пом­ни, ты это делаешь для себя! Просто скажи: «НЕТ!» [2].

       Учитель знакомит учащихся с проблемами наркомана, с тяжелейшими последствиями упо­требления наркотиков. Здесь я считаю умест­ным демонстрацию самых страшных картинок или видеороликов, заставляющих некоторых закрывать глаза или отворачиваться от отвра­щения. Хотя из предварительного опроса ясно, что ученики достаточно осведомлены о влиянии наркотиков на организм человека. Источники их информированности: газеты, журналы, теле­передачи, Интернет, уроки ОБЖ, биологии, раз­говоры со сверстниками.

Проблемы наркомана: отрывается от людей, не думает о других, остается без денег, теряет работу, бросает учебу, имеет проблемы в семье,

проблемы со здоровьем, теряет интерес к жиз­ни...

        Жизнь наркомана — бег по кругу: найти день­ги, достать наркотик, употребить его, на какое- то время почувствовать себя нормально. Опять искать деньги и т. д.

        Наркотическая зависимость способствует развитию депрессии, развиваются приступы паника, страха, психозы, наблюдаются резкое ухудшение памяти, галлюцинации, бред.

       НАРКОМАНИЯ — это инфекционные и вене­рические болезни! Это СПИД — самое опасное из всех заболеваний, это тела, корчащиеся в су­дорогах «ломки», — ужасающе мучительного со­стояния наркотического голода.

       НАРКОМАНИЯ — это дети, искалеченные в утробе матери и обреченные на неизбывные муки после рождения.

      НАРКОМАНИЯ — это тяжелые преступления, убийства, самоубийства. Около 60% наркома­нов в течение первых 2 лет после приобщения к наркотикам предпринимают попытку к само­убийству.

      НАРКОМАНИЯ — это атрофированные, глу­хонемые, бесчувственные души, единственным смыслом которых является поиск ядовитого зе­лья. Это горе миллионов отцов и матерей, жен и мужей, это разрушенные семьи, невостребо­ванные таланты, преданные чувства, сломанные судьбы! [4].

       Урок или мероприятие должны обязательно закончиться на положительной ноте.

Прием «Продолжите фразу».

       Я никогда не стану наркоманом...

      Как молитва, как заклинание, как аутотре­нинг звучат мудрые слова учеников: «Я никогда не стану наркоманом, потому что знаю о послед­ствиях : и ценю свою жизнь и то время, что мне дано»: не хочу причинять боль себе и своим родным : у меня в жизни есть цель и все, что мне нужно и чем я довольна: семья, друзья, цель, радость»: в ад: думать о будущем»; «я не хочу ломать себе жизнь».

       И снова дискуссия о будущем учеников, по­иск ответа на вопрос: почему в их будущем не должно быть места наркотикам.

     Чтобы получить представление о впечатлени­ях учащихся после проведенного урока или ме­роприятия, я всегда использую, прошу дать оцен­ку словесную или в виде выбора жетончиков, яблочек, рожиц. В XI классе полезно проводить оценку в виде тайного голосования. Жетончики не всегда бывают красными, т.е. кто-то остается равнодушным к прозвучавшей информации, не находит для себя ничего нового или полезного.

      В моей практике есть много разных уроков и мероприятий, направленных на профилак­тику употребления ПАВ. Чтобы предлагаемая информация была интересной и поучительной, я обращаюсь за сведениями в поликлинику к наркологу, в отдел медицинской статистики, к школьному фельдшеру, в отдел по наркокон­тролю. В любой организации я нахожу понима­ние и помощь, потому что равнодушных в этом деле быть не должно. Неуклонный рост числа детей, употребляющих ПАВ, делает профилакти­ческую работу как никогда актуальной. От того, насколько своевременно и правильно она будет организована, зависит ее результат, цена кото­рого — здоровье и жизнь детей.

 

Литература:

1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Про­филактика подростковой наркомании. Навыки проти­востояния и сопротивления распространению нарко­мании. Наглядно-методическое пособие. — М.: Центр «Планетариум», 2002.

2. Информационный материал для проведения се­минара среди волонтеров в рамках Псковской областной программы «АнтиВИЧ/СПИД». — Псков, 2009.

3. Методические рекомендации по выявлению лиц, предрасположенных к употреблению наркотических средств. Методическое пособие. — М.: Прогрессивные биомедицинские технологии, Лтд, 2000.

4. Наркомания — дело не личное. Брошюра полити­ческой партии «Единая Россия». — М., 2003.

5. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Нар­комании: патопсихология, клиника, реабилитация. Изд. 2-е, перераб. и доп. /Под. ред. А.Я.Гриненко. — СПб.: Лань, 2001. — (Мир медицины).

 

 

Васильева Л. А. Профилактика употребления психоактивных веществ: [разработка учителя биологии МОУ «СОШ № 1» МО «Островской район» Псковской области]  / Л. А. Васильева // Биология в школе. – 2010. - № 9. – С. 56 – 59. - Библиогр.: 5 назв.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 29 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров