Навигация
 
Джагарян А.А. Муниципальная демократия: личностный подход

Муниципальная демократия: личностный подход

Джагарян А.А., советник судьи Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук

Armen. Dzhagarjan @ksrf. ru

Эффективное решение задач модернизации России предполагает прежде всего выработку адекватной мето­дологии правовых исследований: постановку в центр их внимания человека как личности (в индивидуальном и коллективном проявлении) и соответственно человеческое измерение публично-правовых институтов, процессов и явлений. В статье автор обосновывает необходимость личностного подхода к муниципальной демократии и определяет личностное содержание институтов местного самоуправления.

Современная Россия — государство модернизации, провозгласившее своей целью формирование свободного, открытого, обновляющегося общества, которое с опорой на исторические традиции и уважение к памяти предков стремится силами всей системы органов публичной власти в их активном взаимодействии с населением не только улучшать, но и создавать принципиально новые правовые формы и условия для достойной и комфортной жизни каждого гражданина.

1. Отправным началом, мерой и целью как самого процесса государственно-правовой модернизации, так и той нормативной модели социального устройства, которую она призвана воплотить в жизнь, должны, очевидно, служить человек и его достоинство. Именно личность является главным получателем той системы благ, которую формирует государственно организованное общество. И она же во всей полноте своих индивидуальных и коллективных проявлений выступает как один из ключевых факторов технико-социального и культурно-правового прогресса.

Чем менее развита личность, писал в начале прошлого века профессор М.Д. Загряцков, тем суровее и беспощаднее становится власть, тем шире возможности для злоупотреблений ею; но по мере того, как развивается личность, государственной власти приходится с читаться с ее требованиями: личность не только отвоевывает себе область, в которую государство не должно вмешиваться, но добивается права на участие в образовании власти, на ее содействие в трудную минуту жизни. Следовательно, степень развитости человеческой личности, ее свободы и ответственности непосредственным образом влияет на состояние общественной свободы и нравственности, задает характер политико-правовых, социально-экономических и иных общественных отношений, определяет сам тип государственности. «Перемены к лучшему, — подчеркнут Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Феде­ральному Собранию 2009 г., — происходят лишь там где есть возможность для открытого обсуждения возни­кающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своем поселке или городе, понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии».

Личностный подход, предполагающий человеческое измерение государственно-правовых целей, функций, процессов, институтов, явлений, можно, стало быть рассматривать как характерный признак и одну из наиболее существенных методологических основ модерни­зации, ориентированной на широкое вовлечение граждан в управление делами государства, стимулирование их экономического самоопределения, на обеспечение правового равенства и социальной справедливости Его последовательное применение является необходимым условием эффективности разработки и проведения государственно-правовых преобразований.

2. Особый интерес в свете сказанного представляет анализ личностных аспектов местного самоуправле­ния. Будучи подверженным самому активному воздействию государственной политики развития и приводя в исполнение ее установки на местах, местное самоуправление в то же время служит важным инструментом обеспечения политико-хозяйственного самовыражения человека, специфической публично-правовой формой реализации и защиты его прав, свобод и законных интересов (ч. 2 ст. 3, ст. 12,18, 130 Конституции РФ). Оно позволяет присущими ему средствами формировать и в оперативном режиме совершенствовать правовые модели личного и кооперативного поведения, гармонизировать индивидуальные, групповые и коллективные, частные и публичные интересы, создавать условия для роста уровня общей и правовой культуры личности и на этой основе развивать терпимость, ответственность и солидарность в обществе.

Как первичная (низовая) форма социально-территориального взаимодействия населения для целей обеспечения основных жизненно важных потребностей, местное самоуправление по своей внутренней природе относится к типу самоорганизующихся систем  и имеет достаточно высокую степень адаптивности

к изменчивым условиям среды. Оно органически настроено на самовоспроизводство в различном государственно-политическом пространстве и вместе с тем обладает устойчивой способностью к самообновлению и самосовершенствованию. Связываясь прочими нитями с самыми глубинами народного правосознания, его политико-правовыми ценностями и идеалами, с одной стороны, и теми существенными условиями социальной среды, которые определяют жизнедеятельность человека в конкретном пространстве-времени

— с другой, местное самоуправление обеспечивает самые широкие институциональные возможности для -нахождения оптимальной (равно соотносимой с идеалом права и требованиями реальности) управленческой воли, для закрепления этой воли в муниципальных (публично-властных) актах и учреждениях, наконец, для её последующей коррекции сообразно развитию правосознания и потребностей социальной жизни. Тем самым оно образует наиболее приближенный к населению локальный механизм модернизации российской сударственности, функционирующий на началах самоорганизации, саморегулирования и самодеятельности граждан.

В национальной конституционно-правовой системе местное самоуправление существует в единстве публично-властных, корпоративно-общественных и субъективно-личностных характеристик и, будучи подчинено принципам верховенства права, конституционной законности и демократии, выступает необходимым проявлением демократического государственного режима. При этом оно задает уровень глубины проникновения демократических ценностей, норм и практик в систему социального устройства народа, обеспечивает целостность и полноту демократического правления, устойчивость и эффективность государственного управления в целом. Это обусловливается не только его внешними, структурно-уровневыми характеристиками в системе публичной власти, связанными со сравнительной близостью органов местного самоуправления к населению, но и внутренним качеством этой формы публичной власти. В ней сама демократия получает возможность реализоваться через сложившийся муниципально-самоуправленческий режим наиболее широко и многообразно, в полном спектре и гармони­ческом единстве прямых и опосредованных (представи­тельных) форм: как посредством широкомасштабного индивидуального и группового участия граждан в управлении муниципальным образованием, так и черезколлективное властно-волевое (учредительное, регулятивное, организующее, распорядительное, контрольное) воздействие на состояние местных дел местного сообщества в целом.

Действуя в режиме демократической правовой государственности, демократия на местах трансформируется в муниципальную демократию, которая осуществ­ляется через институты местного самоуправления. При этом публично-властные черты местного самоуправления дополняются и обогащаются муниципальными пра­вами и обязанностями граждан, уполномоченных к автономной публичной самоорганизации в тех правомерных формах и теми средствами, которые согласуются с демократическими принципам и ценностями народа и в наибольшей степени соответствуют целям решения вопросов местного значения на данной территории.

3. В свой совокупности муниципальные права и обязанности составляют муниципально-правовой (самоуправленческий) статус личности, характеризующий в концентрированном виде субъективно-личностное начало местного самоуправления и позволяющий обеспечить нормативно-правовую интеграцию человека в систему муниципальных властеотношений уже не только как объекта муниципальной деятельности, а в качестве ее исходного (первичного) субъекта.; Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, субъектом права на осуществление местного самоуправления является местное сообщество, которое реализует свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления, а граждане имеют право на участие в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и право проживающего на его территории сообщества граждан на осуществление местного самоуправления возникают на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Это позволяет сделать вывод о том, что личностный момент присутствует в системе муниципальной демократии в виде специфической комплексной правообязанности местных сообществ и образующих их граждан — самостоятельном и под свою ответственность заведывании местными делами — и проявляется в неразрывном единстве индивидуально-личностных и коллективных начал.

Муниниципально-правовой статус личности и институциональные характеристики местного самоуправления как формы муниципальной (публичной) власти отражают, таким образом, различные, но тесно связанные между собой необходимые аспекты муниципальной демократии, служащей воплощением дина­мического баланса муниципальной власти и свободы. Взаимосвязь между муниципальной властью и свободой такова, что, с одной стороны, муниципальная власть выступает необходимой формой реализации муниципальной свободы личности, служит выражением ее публично-территориального самоопределения. С другой стороны, муниципальная свобода организуется, структурируется и обеспечивается принудительно-властными средствами как государства в целом, так и местного самоуправления. Причем конкретные правовое содержание и пределы (рамки) свободы здесь полагаются и корректируются через демократическую процедуру: путем прямого или представительно-опо­средованного волеизъявления местного сообщества, ассоциированными членами которого являются все и каждый, кто проживает на данной территории. Тем самым местное самоуправление обеспечивает полноту демократического самоопределения личности, включающего в себя наряду с самореализацией момент самоограничения для целей общего блага.

4. Личностные аспекты пронизывают всю систему местного самоуправления, присутствуют в каждом из его институтов. Основополагающее значение здесь имеют институты непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в реализации муниципальной власти, в том числе через равный доступ к муниципальной службе (ч. 1, 2 и 4 ст. 32, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ), институты территориальной организации местного самоуправления, призванные гарантировать пространственное самоопределение населения (ст. 131), институты муниципальной собственности как материального достояния местного сообщества, местного бюджета — формы централизации и распределения муниципальных финансовых ресурсов при участии и в интересах граждан, а также местных налогов и сборов, обеспечивающих элементарные основы фискального самоуправления населения (ч. 1 ст. 132).

Вместе с тем личностный подход предполагает не только определение места и роли человека в системе институтов муниципальной демократии, но и гумани­тарное измерение целей и содержания муниципально-властной деятельности. В этом плане следует обратить внимание прежде всего на нормы ч. 1 ст. 1, ст. 2 и ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, которые во взаимосвязи с положениями ее ст. 12 определяют принадлежность местного самоуправления к основам конституционного строя России как правового социального государства. Это означает, что муниципальная власть как власть публичная в пределах своих полномочий обязана признавать, соблюдать и защищать права и свободы чело­века и создавать условия, обеспечивающие его достойную жизнь и свободное развитие. На это указыва­ет и содержание предметной сферы муниципальной власти. Как известно, ее составляют вопросы местного значения (ч. 1 ст. 130), касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. удовлетворения повседневных жизненно важных потребностей граждан.

5. Хотя личность является не средством, но целью демократического развития общества, муниципальная демократия становится действительной и действитель­ной только при активном массовом участии в ней граждан и формировании такой муниципально-правовой среды, в которой как можно большее число членов ме­стного сообщества обладают реальными возможностями свободно реализовать свой внутренний творческий потенциал, свои способности и таланты в муни­ципальной деятельности на благо населения, общества и государства в целом. Вместе с тем муниципальная свобода заключается не только в правах, но и в присущих как ей самой, так и демократически организованному обществу обязанностях («несвободе»). Несвобода как необходимый атрибут свободы — это свойство внутренней ответственности личности, ее волевой готовности к выполнению обязанностей. Неразвитость муниципальных обязанностей личности и связанные с этим диспропорции в ее муниципально-правовом статусе противоестественны с точки зрения логики и принципов права, приводят к коренной деформации социально-правовых связей, превращая их, по существу, в односторонние (привилегированные) отношения. В конечном счете это разрушает демократию, влечет за собой деградацию общества. В системе местного са­моуправления, действующей не только силой властного принуждения, а прежде всего силой авторитета, формирование полноценного института обязанностей имеет особое значение. Оно является необходимой предпосылкой эффективности муниципальной демократии и важнейшим фактором конституционализации лично­сти, связывающей себя императивом соблюдения правовых норм не по чисто формальным основаниям, а через фактически сложившиеся установки муниципально-правовой культуры.

Джагарян, А.А. Муниципальная демократия: личностный подход / А.А. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 11. – С. 52 – 54.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 32 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров