Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Международный опыт Ковалева Т.В. Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления
Ковалева Т.В. Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления

Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления: американская модель

Ковалева Т.К., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук

const@iow. msu. ги

В статье рассматривается американская модель наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Автор отмечает, что опыт США весьма показателен как образец исключительно прагматичной модели управления, относительно легко приспосабливающейся к новым политико-экономическим реалиям.

Вопросы оптимизации работы механизмов власти государства всегда вызывают особый интерес. Функциональное наполнение режима сосуществования феде­ральных властей, властей субъектов федерации и местных территориальных единиц представляет собой постоянно меняющуюся субстанцию не только от юрисдикции к юрисдикции (от уровня к уровню), но и в рамках одного государства в зависимости от конкретного исторического периода. В этой связи опыт США весьма показателен как образец исключительно прагматичной модели управления, относительно легко приспосабливающейся к новым политико-экономическим реалиям.

Институт передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления известен конституционным моделям большинства стран — Франции, Италии, Испании, Бельгии, России и др. Так, глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит положения, устанавливающие порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, порядок осуществления этих полномочий, а также определяющие основные параметры государственного контро­ля в этой сфере. Главными составляющими указанного института в его российской модели является законодательный уровень закрепления передачи полномочия, необходимость финансирования из соответствующего бюджета и жесткий государственный контроль.

В странах англосаксонской правовой системы применимость и изменяемость этого института всегда были четко увязаны, прежде всего с утилитарно-экономическими причинами оптимизации механизма власти. При этом в США сам процесс поиска наиболее эффективных рычагов управления в широком смысле этого слова не был ограничен правовыми установлениями, заданными конституционной моделью местного самоуправления в этой стране. Иными словами, хотя строгое прочтение Конституции США четко определяет, что все вопросы организации и деятельности местных органов власти находятся в компетенции штатов, объективные закономерности развития американской федерации предопределили процесс постепенной интеграции органов муниципального управления в систему государ­ственного управления, при формальном сохранении принципа «муниципалитеты — креатуры штатов» как конституционного начала, характеризующего статус органов местного самоуправления в США.

В рамках существования довольно интенсивных отношений между органами муниципального управления и федеральными властями, властями штатов можно выделить особый блок, который предполагает передачу местным властям полномочий или части таковых. Так, например, Федеральное бюро цензов собирает и опубликовывает статистические данные с помощью местных властей, наделяя последние необходимыми полномочиями по сбору необходимой информации. В большинстве случаев, будучи связанными конституционными ограничениями, федеральные власти наделяют местные подразделения отдельными полномочиями исключительно через систему финансирования оп­ределенных видов и сфер деятельности. Иначе говоря, сам факт такой передачи полномочий объективируется через первичный этап предоставления средств.

Наделение органов местного самоуправления в США отдельными государственными полномочиями в рамках системы «штат — орган местного самоуправления» происходит при строгом установлении параметров осуществления таких полномочий: указывается вид муниципальных образований, перечень прав и обязанностей муниципальных образований, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении таких полномочий, порядок осуществления контроля органами власти штата. При этом не всегда указанные полномочия закреплены законодательно. Нередко судебное решение указывает органу местного самоуправления на необходимость осуществления того или иного полномочия. В-любом случае ключевой составляющей этих отношений является финансовая сторона. Хотя в целом повсеместно закреплено требование о финансовом обеспечении осуществления отдельных государственных полномочий за счет бюджетов штатов, в некоторых случаях штаты, обязывая мес­тные власти выполнить то или иное полномочие, не обеспечивают необходимое финансирование. Последнее обстоятельство является причиной бесконечных конфликтов между штатами и местами.

Главными реципиентами отдельных государственных полномочий становятся прежде всего графства, занимающие особое положение в системе органов мест­ного самоуправления в США. Еще в 1857 г. Верховный суд штата Огайо в решении по делу Commissioners of Hamilton County v. Mighels назвал графства «агентами штата» и установил, что они «создаются, исходя исключительно из требований осуществления политики штата в целом... Все функции и полномочия графства имеют прямое и исключительное отношение к общей политике штата, и графства представляют собой не что иное, как инструмент осуществления этой политики». Кроме графств наделяются отдельными государственными полномочиями и другие виды органов местного самоуправления США: сити, бороу, тауны, виллиджи и, в меньшей степени, тауншипы.

Штаты, как правило, передают органам местного самоуправления отдельные полномочия в сферах регистрации актов гражданского состояния; охраны труда; лицензирования отдельных видов деятельности; ведения учета малообеспеченных граждан; землепользования; охраны здоровья населения, охраны окружающей среды и некоторых других. Но имеется и противоположная тенденция. Американские исследователи вопросов местного самоуправления отмечают тот факт, что нередко когда-то переданные полномочия в силу различных причин изымаются обратно штатами. Так называемая «обратная передача некогда предоставленных штатами полномочий» от органов местного самоуправления к штатам является одним из наиболее характерных явлений последних десятилетий. Так, ряд штатов лишили органы местного самоуправления всех ранее предоставленных штатами полномочий в сфере начального и среднего образования, социального обеспечения, определения строительных стандартов и нормативов и некоторых других. Представляется, что современный период системного экономического и финансового кризиса должен предложить новые корректирующие инструменты системе отношений федерация — штаты — муниципалитеты. Новый уровень государственного регулирования сфер здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства и кредитно-банковского обслуживания не может не привести к уточнению параметров роли органов местного самоуправления в федеративной системе США. Безусловное смещение центра принятия решений в общенациональном масштабе не может не привести к усилению роли федерации и к функциональной деградации местных властей.

Ковалева, Т.В. Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления: американская модель / Т.В. Ковалева // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 11. – С. 73 – 74.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 46 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров