Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Таболин В.В. Городское право как институт муниципального права
Таболин В.В. Городское право как институт муниципального права

ГОРОДСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

В.В. ТАБОЛИН, доктор юридических наук, заведующих кафедрой государственно-правовых дисциплин Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

В предлагаемой статье автор подробно доказывает отраслевую принадлежность городского права как элемента правовой системы Российской Федерации. Городское право рассматривается как институт муниципального права России, определяются его источник и субинституты.

Сложность идентификации городского права как элемента системы российского муниципального права заключается, на наш взгляд, в не сложившейся еще структуре правовых норм муниципального права, в значительной пробельности правового регулирования специфических отношений городской жизнедеятель­ности, в сложности и многообразии объектов и субъектов этих отношений, в отсутствии кодифицированного нормативного акта, позволившего завершить процесс формирования институтов муниципального права.

В современной литературе чаще всего муниципальное право рассматривается как комплексная отрасль российского права. Но есть и другие мнения ученых- правоведов, так, В.И. Васильев критически оценивая позицию сторонников однозначного признания муниципального права комплексной отраслью, предлагает не спешить с данным утверждением, так как «развивается, становится на ноги местное самоуправление и одновременно пополняется собственным содержанием муниципальное право...». Еще более категоричен профессор В.В. Лазарев, который считает, что нельзя рассматривать муниципальное право как самостоятельную отрасль только потому, что так она названа в некоторых нормативных актах, что без сформировавшейся системы собственных институтов муниципальное право остается подотраслью конституционного права

 «Подотрасль — это такое объединение институтов, для которого характерна высокая степень специализации, дифференциации и интеграции входящих в его состав правовых общностей».

В основе системы муниципального права лежит «...его деление на муниципалыю-правовые институты. Их образуют близкие по объекту и характеру правового регулирования нормы».

Правовой институт в теории права — это совокупность правовых норм, составляющих часть отрасли права, регулирующих вид или определенную сторону однородных общественных отношений. По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения.

Можно представить городское право как сложный (комплексный) правовой институт муниципального права, регулирующий правовые отношения, возника­ющие в процессе жизнедеятельности города, в целях обеспечения его устойчивого развития и создания благоприятных социальных, экономических и экологических условий.

Следует иметь в виду, что городское право регулирует лишь некоторые отношения, имеющие общественное значение для жителей городов (отдельных, опреде­ленной совокупности или всех). Это один аспект. Другой заключается в том, что они имеют определенный территориальный уровень, в границах которого формируется специфика этих отношений как городских и за рамками которого не действуют те правовые, социальные, экономические и др. факторы, определяющие эту специфику. Во-первых, эти отношения имеют локально территориальный характер. Во-вторых, они носят комплексную природу, поскольку связаны с реализацией задач и функций городского управления и само­управления. В-третьих, одним из субъектов этих правоотношений является население города, представленное органами городского самоуправления или государственными органами (городская дума, правительство города и т.д.). И, в-четвертых, что наиболее важно — все ускоряющийся глобальный процесс урбанизации не может и не должен быть стихийным явлением, последствия которого будут неуправляемыми и все более антагонистичны к социуму. Остро назрела необходимость осознанного правового регулирования городской среды и жизнедеятельности, как комплексного института. Сегодня уже нельзя рассматривать город с позиции той или иной отрасли права. Это приводит к разрыву органичной и сложно устроенной картины реальной жизни города. Это обедняет и упрощает исследуемые процессы и в конечном итоге может дать (что нередко уже случается) отрицательные социально-экономические последствия такого правового регулирования.

Однако городское право не может и не должно подменять административное, гражданское, а уж тем более уголовное право. Речь идет о регулировании таких сфер, как городская экономика, муниципальная собственность, городские финансы, городское хозяйство и экологические (природоохранные) отношения, обеспечение общественного порядка и т.п.

Городское право следует рассматривать как комплексное образование, вырастающее из недр муниципального права. Следовательно, свою специфику, а именно комплексную природу, городское право получает от муниципального права.

Таким образом, городское право представляет собой сложный (комплексный) институт муниципального права, регулирующий правовые отношения в границах города, в целях создания условий для его устойчивого развития, на принципах самостоятельности и ответственности жителей (горожан).

Так как мы признали, что городское право — это сложный институт, то, по мнению С.С. Алексеева, в его составе должны обособляться субинституты — органические образования относительно самостоятельного характера. О каких субинститутах в городском праве может идти речь?

На наш взгляд, можно выделить следующие субинституты городского права:

—взаимодействия органов городской власти и управления с федеральными и субъектов Федерации государственными органами;

—территориальных основ формирования, развития и жизнедеятельности города;

—организационно-правовых проблем урбанизированных регионов и особенности мегаполисов;

—влияния проблем урбанизации и глобализации на развитие городской цивилизации;

—организационно-правовых основ формирования и деятельности органов власти и управления в городе;

—участия населения в управлении городом;

—правовых основ деятельности негосударственных организаций в системе управления городом;

—организационно-правовых основ функционирования городского хозяйства;

—финансово-экономических основ города.

Субъектами правоотношений, возникающих в городе, являются стороны, участвующие в процессе жизнедеятельности города: жители, органы власти и управления, должностные лица, предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории города. В данном перечне только понятие «жители» требует разъяснений. Думаю, можно согласиться с теми авторами, которые считают, что «население — обобщенная категория, охватывающая всех, кто проживает на территории, ... реально тождественная категории «жители». Обе эти категории охватывают всех лиц, проживающих на соответствующей территории, т.е., во-первых, независимо от возраста; во-вторых, независимо от при­надлежности к гражданству Российской Федерации. Особым субъектом права в данном случае надо признать город в целом. Это один из сложных и дискусси­онных вопросов.

Большое значение при формировании института права имеют источники права. Как же принято понимать источник права в межотраслевом значении этого слова? «Источник права — способ выражения, закрепления правовых норм», что в полной мере можно отнести к системе источников городского права.

Исторически сложилось так, что основным источником права в России являются нормативно-правовые акты, под которыми «понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера». В научной литературе нормативно-правовой акт справедливо считают самым рациональным источником права.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. В этой связи есть необходимость сослаться на Европейскую Хартию местного самоуправления, принятую Советом Европы 15 октября 1985 г., как источник городского права. Вообще, не только европейский, но мировой опыт функционирования городов как субъектов права имеет для нас большое значение. Если у нас пока надо убеждать, что городское право действительно существует, то на западе оно сложилось много веков тому назад. Достаточно назвать Хартию Страсбурга (1189 г), право города Магдебург, ко­торое стало моделью муниципального устройства для городов Германии и центральной Европы, Книга ремесел и торговли города Парижа (ХШ век) и т.д..

Федеральное и соответственно региональное законодательство (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) только после принятия нового Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает особую специфику городских правоотноше­ний. Совершенно ясно, что самоуправление в городе и на селе не может строиться на одних принципах и в одних условиях.

Источниками городского права являются нормативные акты органов власти субъектов Российской Фе­дерации: конституции республик, законы, уставы. Особое место среди источников городского права занимают уставы городов.

Город — весьма важный субъект экономических отношений. Хозяйственно-экономическая деятельность исполнительных органов государственной власти и городского самоуправления, ее содержание обусловле­ны постоянно меняющимися факторами урбанизации и глобализации, что порождает новый характер работы городской власти в условиях рыночного предпринимательства. Право очерчивает лишь примерный круг вопросов экономического содержания муниципальной практики. Вполне естественно, что этот пробел заполняют нормативные акты городской власти.

Особое место среди источников городского права принадлежит решениям, принимаемым на местном референдуме. Референдум является одной из форм непосредственной демократии, поэтому во всем мире наметилась устойчивая тенденция сворачивания референ­думов, проводимых на общегосударственном уровне, и, наоборот, увеличение количества местных референдумов, на которых, кроме всего прочего, принимают нормативные акты локального характера.

Источниками городского права являются также договоры нормативного характера, например между городами федерального значения: Москвой, Санкт- Петербургом и другими субъектами Федерации и городами.

Таким образом, источниками городского права являются нормы общего характера, выраженные в законах, иных признаваемых государством источниках: уставах городов, актах, принятых на городских референдумах, нормативно-правовых актах органов городской власти и самоуправления, регулирующие отдельные виды общественных отношений в пределах городской территории.

Таболин, В.В. Городское право как институт муниципального права / В.В. Таболин   // Российская юстиция. – 2011. - № 1. – С. 12 – 14.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 50 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров