Навигация
 
Псковский край в прессе - 2009 год Культура Библиотечное дело Иванова А. Классные классики, или Читай с удовольствием !
Иванова А. Классные классики, или Читай с удовольствием !

 Если произведения классиков выглядят пугающе большими, если трудно понять, что же в них такого увлекательного, то как осилить школьную программу по литературе, а тем более как полюбить этих авторов

    Американский писатель Марк Твен как-то сказал: «Классика — это то, что каждый хочет иметь в бага­же прочитанного, но никто не хочет читать...». К сожалению, высказыва­ние это справедливо. Современные мо­лодые люди не увлекаются чтением классической литературы. Они берут в библиотеке произведения Достоевско­го, Толстого, Тургенева, некоторые да­же читают их, но только потому, что то­го требуют образовательные програм­мы. А что читает молодёжь «для души»? Детективы, женские романы, фантасти­ку. «Классику читать скучно», — гово­рят подростки.

Объёмистые тома, которые обяза­тельно нужно прочитать за две недели, школьников пугают. Как «привести» подростков к Тургеневу и Толстому, чтобы они сами захотели прочитать ро­маны этих авторов? Как пробудить у них интерес к чтению классической литературы?

   Популяризация классических про­изведений русской литературы - одно из главных направлений деятельности библиотеки духовного развития «Род­ник» ЦБС г. Пскова. «Классика на все времена» — так называется программа библиотеки, целью которой является возрождение интереса к классической литературе, особенно среди молодых читателей. В программе определена структура библиотеки, формы продви­жения книг, приёмы формирования вы­ставочного пространства. Работая по данной программе, сотрудники библио­теки стремятся воспитать вдумчивого читателя, понимающего и чувствующе­го глубину русского слова.

В библиотеке создан «Зал классиче­ской литературы». Цель его создания — с наибольшей полнотой раскрыть фонд классической литературы для читателя-школьника, читателя-студента, реко­мендовать наиболее ценную в нрав­ственном и художественном отношении литературу. Для того чтобы познако­мить ребят с писателями, их произведе­ниями, в зале постоянно проводятся вы­ставки. Причём это не традиционные книжно-иллюстративные выставки, а выставки-игры, выставки-ребусы, вы­ставки-советы. Особым интересом пользуются предметные выставки.

Порадовала читателей выставка «Классные классики, или Читай с удо­вольствием»: в ненавязчивой, шуточной форме она даёт совет, как можно не просто «осилить» классическое про­изведение, а получить от его чтения удо­вольствие. Нужно только не падать ду­хом, полюбить автора, как родного, и тогда даже «Война и мир» покажется тоненькой брошюркой.

Вот некоторые секреты организации подобных выставок.

   Во-первых, выставка должна затраги­вать те проблемы, которые волнуют мо­лодёжь. Например, взаимоотношения юношей и девушек. Любовная тема чаще всего становится предметом обсуждения у молодых. Выставка даёт совет: «Об­щайся с классикой, если у тебя проблемы на личном фронте. Там ты найдёшь кон­кретные рецепты сопротивления об­манщику Вронскому. Поймёшь, что це­нят в женщине классики и сможешь луч­ше разглядеть свои собственные ошиб­ки». Заинтересовавшийся может сразу же взять с полки стоящие здесь повести И. С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина, «Бес­приданницу» А. Н. Островского.

   Во-вторых, мы используем, в разум­ных пределах, молодёжную лексику. Например, такой совет: «Поприкалывайся над классиками. Если у тебя есть чувство юмора и творческие способно­сти, то подготовь к какой-нибудь вечеринке смесь из классических стихо­творных произведений, посвяти эти переделки своим друзьям. Начни строчкой из Пушкина, продолжи Тютчевым, закончи Некрасовым...». Сборники сти­хотворений перечисленных поэтов представлены на выставке.

   В-третьих, мы побуждаем юных чи­тателей развивать собственные творче­ские способности.

На каждую нашу выставку мы отби­раем издания с нестандартно оформлен­ными обложками. Оригинально оформ­ляются и сами тексты рекомендаций.

Вот ещё примеры таких советов.

«Сними классика f постамента! Во­образи писателя обыкновенным чело­веком: представь, как он улыбается, смеётся, расшаркивается и вручает тебе томик своих стихов или роман». (Представленная литература: М. Ломо­носов «Ода на день восшествия на ... престол ... Елисаветы Петровны ... 1747 года...», И. А. Крылов «Басни», А. П. Че­хов «Дядя Ваня»).

«Определи объём и цель чтения. Определи для себя, что и для чего хотел бы прочесть. Такой целью может стать подготовка к поступлению в вуз, мечта стать виртуозом пера, желание лучше разбираться в людях и их харак­терах». (Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»),

«Начни с малого. Например, с расска­зов. При этом представляй себя или ге­роем, или приятелем автора. В этом случае тебя осенит мысль, что ты стал свидетелем интересного, того, чего не увидишь, сидя дома». (А. И. Ку­прин «Рассказы», Н. С. Лесков «Чело­век на часах», «Очарованный странник», М. Е.Салтыков-Щедрин «Сказ­ки»).

« Читай меньше, да лучше. Глупо бес­системно пичкать свою голову кучей информации. Лучше читать меньше, да лучше, запоминая самые мудрые мыс­ли». (К. Прутков «Стихотворения», «Мысли и афоризмы», И. Ильф, Е. Пет­ров «Двенадцать стульев», «Золотой те­лёнок», А. А. Фет «Стихотворения»).

«Классика — чтение высшего сор­та. Почему нужно читать именно классиков, ведь на каждом можно най­ти книжном прилавке романы совре­менных авторов? Попробуй воссоз­дать по памяти сюжет хотя бы двух-трёх таких романов, а заодно вспомни сюжет "Капитанской дочки". Наверня­ка, последнее произведение лучше осело в твоей памяти». (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А. С. Пуш­кин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А. И. Куприн «Поединок»).

«Развивай способность творчески относиться к людям. Если ты сумеешь вовремя разглядеть в реальном челове­ке черты того или иного литератур­ного персонажа, ты будешь знать, чего примерно от него ожидать, как его по­корить». (А. П. Чехов «Вишнёвый сад», Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Реви­зор», Д. И. Фонвизин «Недоросль»).

Такая нестандартная выставка не мо­жет не «зацепить» читателя, и можно надеяться, что, последовав этим сове­там, молодёжь будет читать Тургенева, Достоевского, Пушкина и многих дру­гих классиков не для галочки, а с удо­вольствием!

 

Иванова А. Классные классики, или Читай с удовольствием !: [популяризация классических про­изведений русской литературы - одно из главных направлений деятельности библиотеки духовного развития «Род­ник» ЦБС г. Пскова] // Библиотечное дело. – 2009. - № 2.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 17 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров