Навигация
 
Псковский край в прессе - 2010 год Религия Максименко Ю. Чудеса и реальность Псково–Печерского монастыря
Максименко Ю. Чудеса и реальность Псково–Печерского монастыря

Божественная помощь и защита

В 1521 году по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (последний позже принял постриг с именем Феофил и скончался в обители) иконописцем Алексием Малым был написан образ Успения Богоматери. Икона была поставлена в Успенском храме и с 1523 года стала прославляться многими чудесами.

Молва о чудесных исцелениях, получаемых от Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев и некогда «убогое место» теперь пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Однако приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние стали уступать первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Несмотря на материальное благополучие, жизнь монастыря не была спокойной из-за постоянных военных действий. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь не только выполнял свою основную христианскую миссию, но и стал мощной крепостью, способной противостоять неприятельским атакам на северо-западной границе Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков, но находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска, перехватывали неприятельские отряды и обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Узнав об этом, польский король Стефан Баторий 29 октября послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились, прося о помощи, и молитвы были услышаны. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления». И не только немцам не везло в этих местах - крепость благополучно выдержала осады польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII, а также многих других. Чудотворные иконы Божией Матери из Печор были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В конце XVII века обитель еще не раз подвергалась штурмам и осадам, поэтому в 1701 году под личным руководством Петра I крепость была перестроена согласно новейшим требованиям (монастырь был обнесен земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом) и сыграла значительную роль в период Северной войны. По окончании этой войны и расширения границ русского государства, Печерская крепость, защищавшая земли от завоеваний немцев, литовцев, поляков и шведов, утратила свое военное значение и приобрела популярность как духовный оплот христиан.

В 1812 году России вновь угрожал завоеватель - французская армия во главе с Наполеоном стремительно продвигалась по русским землям. Когда угроза оккупации нависла над Псковом, по просьбам жителей города сюда принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», а также хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями и в тот же день русские войска отбили Полоцк, благодаря чему Псков оказался вне опасности. В память об этом событии по инициативе генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила.

Множество и иных чудес наблюдалось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые из братии и мирских людей много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем. Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса.

 

Непростой XX век

Псково-Печерской обители, в отличие от многих других русских монастырей, которые из-за революционных событий 1917 г. и последующих гонений на духовенство были закрыты и разграблены, очень повезло. По договору 1922 г. обитель была отнесена к Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., благодаря чему и спаслась от всеобщего осквернения. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. беды, обрушившиеся на нашу страну, не обошли стороной и монастырь. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора, да и другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов. Однако и в годы войны, и в последующие тяжелые для христиан времена, этот монастырь оставался практически единственным в стране, который никогда не закрывался. А когда нависла реальная угроза прекращения жизни монастыря - в обитель приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов), открыто отказался подчиниться приказу. Он демонстративно сжег указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети - участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа - узнает мировая общественность». Неизвестно, отступило бы партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена его величием и красотой, а по воспоминаниям очевидцев, даже плакала в пещерах монастыря. Очевидно, этим она и сделала своеобразную рекламу Псково-Печерской обители, так как сюда стали часто приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал. Кстати, за время своего существования, монастырь любили посещать сильные мира сего. В разное время сюда приезжали: с богатыми дарами Иван Грозный, с покаянием о загубленном им игумене Корнилии, четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей обитель императрице Анне Иоанновне в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Государь Александр I дважды посещал иеросхимона Лазаря, жившего здесь затворником, Николай II с семьей был здесь на богомолье в 1903 г., а в 1911 г. в монастыре молилась Великая княгиня Елизавета Федоровна, спустя семь лет принявшая мученический венец.

 

В России существует огромное количество святых обителей, большинство из которых уникальны и самобытны, однако среди них мало кто может сравниться по красоте с Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем, который очень многие ошибочно называют лаврой, наверное, по ассоциации с Киево-Печерской лаврой. Хотя по количеству паломников это место лишь немного уступает Свято-Троицкой Сергиевой и Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Напомним, что лавра (с греч. - городская улица, многолюдный монастырь, а ныне название крупнейших мужских православных монастырей). Псково-Печерский монастырь расположен в городе Печоры, это в 50 км от Пскова и 340 км от Санкт-Петербурга. Эта святая обитель, которая существует уже более 535 лет, славится своей богатой историей и божественными чудесами.

 

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Ученые установили, что окрестности Печор образовались после валдайского оледенения, 12-11 тысяч лет назад эта местность стала постепенно освобождаться от ледяного покрова. Ледник отступил, и по закону природы сюда вновь вернулись растения и животные, а около 8 тысяч лет назад пришли и первобытные люди. Неудивительно, что их привлекла красота Печорской долины, глубоко врезанная в слои девонских песчаников, особенно место, где сейчас течет ручей Каменец. Это была неширокая сухая долина, по плоскому дну которой струился чистый ручей, а в крутых обрывистых берегах имелись естественные пещеры, вполне пригодные для жилья и проведения культовых обрядов.

История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как повествует летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры», автор которой неизвестен. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Почти все их имена «канули в Лету», летописная история сохранила лишь имя «начального инока» преподобного Марка.

В 1473 году дерптский священник Иоанн (в иночестве Иона) со своей женой Марией, бежавшие от преследований немцев из Ливонии, основали Успенскую пещерную церковь, что и послужило началу монастырю. Долгое время обитель оставалась бедной и малолюдной, ее часто разоряли ливонцы. От суровой работы Мария заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в отпевании, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. И когда он вновь появился над землей, он увидел в этом Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее усыпальницу. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и опалил их. Следы этого божественного огня хорошо видны на гробе. С тех пор чудеса продолжались.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм - жизнь стала налаживаться, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же захватчики стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, из алтарной части вышел огонь и изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго не мог оправиться от этого потрясения, к тому же набеги на него продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней, прежде всего, оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

В 1519 году монастырь поднялся и расцвел. Оценив стратегическое положение обители, государев дьяк Мисюр Мунехин, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, в 1523 году развернул здесь каменное строительство. За свою деятельность он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

 

РАСЦВЕТ МОНАСТЫРЯ

В начале XVI века монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были перенесены и поставлены против Успенского храма. К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: был составлен общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учрежден чин церковной службы по преданию древних монастырей и установлен ежедневный порядок богослужения в Успенском соборе.

Настоящий расцвет обители связан с именем игумена преподобномученика Корнилия, который расширил и укрепил обитель, увеличил пещеры. В 1558-1565 гг. монастырь был укреплен мощной каменной стеной из известняка с 9 боевыми башнями. С этого времени Печерская крепость стала важным военным укреплением на западных границах русского государства. Преподобный Корнелий крестил языческие народы сету и эстов, устроил для новообращенных несколько храмов. Им была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из псковских летописей. В это время Псково-Печерский монастырь приобрел значение не только оборонительного, но и ведущего духовного и культурного центра. В середине XVI века здесь велась летопись древнего Пскова и была собрана богатейшая по тем временам библиотека. До наших дней дошел сохранившейся в ней список XV века известной древне-русской повести «Сказание о погибели земли русской».

Монастырские предания хранят память о трагической кончине игумена. Ложно обвиненный завистниками перед царем Иоанном Грозным в связях с литовским княжеством, преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую смерть. В древней рукописи сказано, что когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю, тот своею рукою отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, поднявши тело игумена, на своих руках отнес его в монастырь. Путь, по которому шел Иван Грозный, неся к Успенскому храму убиенного, с тех пор называется «кровавым». Игумен был погребен в стенах пещеры, где пребывал 120 лет. В 1690 году его нетленные мощи перенесли в Успенский собор, а в 1872 году поместили в раку, в которой хранятся и сейчас. Известны неоднократные случаи исцеления и помощи верующих, которые приходят поклониться святым мощам Корнилия.

 

Максименко Ю. Чудеса и реальность Псково–Печерского монастыря / Юлия Максименко // Новый Петербург. – 2010. - № 37 (30 сент.). – С. 8.

 

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 35 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров