Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Тимченко В.С.Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг
Тимченко В.С.Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг

Совершенствование систем оказания государственных и муниципальных услуг

B.C. Тимченко, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления. Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления

В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления 18 ноября 2010 года в зале 830 здания Государственной Думы по Георгиевскому переулку, д. 2 проведен «круглый стол» на тему: «Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг».

Основная цель мероприятия - обсуждение особенностей применения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», реализации его положений в муниципальных образованиях.

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, советов и ассоциаций муниципальных образований, ученые и специалисты в области местного самоуправления, журналисты

Повышение качества государственных и муниципальных услуг является одним из основных направлений развития Российской Федерации. Об этом было сказано Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в послании Федеральному Собранию в прошлом году. При этом особо подчеркнуто значение внедрения электронных технологий в этой сфере. Президент отметил, что использование таких технологий будет не только удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции.

Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг является также и одной из главных целей проводимой в России административной реформы. Концепцией социально-экономического развития страны до 2020 года для решения этой задачи предусмотрены меры, направленные на четкую регламентацию порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителем услуг, а также создание сети многофункциональных центров обслуживания населения.

Проблема совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг рассматривалась на совещании, проведенном Президентом Российской Федерации в марте этого года.

Развитие информационных технологий в субъектах Российской Федерации обсуждалось на заседании правительственной комиссии. В выступлении Председателя Правительства В.В.Путина подчеркнуто, что в ближайшие годы в стране должна быть полностью построена система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Повышение качества государственных и муниципальных услуг является также задачей продолжающейся в Российской Федерации бюджетной реформы, ключевой задачей которой является переход от модели управления затратами к модели управления результатами.

В июле текущего года принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который осуществил полноценное правовое регулирование данного вопроса. Закон тесно связан с реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» и направлен на организацию комплексного предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты (для физических лиц) и других средств.

Предполагается создание многофункциональных центров по предоставлению услуг, действующих в режиме «одного окна». Это означает, что для получения услуги заявителю будет достаточно направить в МФЦ запрос, а собирать документы и совершать другие действия, связанные с обращением в госструктуры, не понадобится.

С 1 июля 2011 года вступит в силу положение закона, запрещающее требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов, предоставляющих государственные, муниципальные и иные услуги, а также требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для оказания таких услуг, если это не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами. По общему правилу государственные и муниципальные услуги будут бесплатны, кроме тех, которые сейчас согласно правовым актам оплачиваются государственной пошлиной или осуществляются за счет средств заявителя. Оплата будет осуществляться дистанционно в электронной форме через единый портал.

По информации Министерства экономического развития России начиная с 2007 года до настоящего момента по представленным субъектами Российской Федерации сведениям действуют 166 МФЦ в 49 субъектах Российской Федерации, из которых 63 МФЦ созданы на условиях софинансирования, в том числе за счет федерального бюджета, и 103 МФЦ созданы субъектами Российской Федерации исключительно за счет собственных средств.

По представленным в Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации сведениям с начала 2010 года в 102 действующих МФЦ обратились и получили услуги свыше 2,5 млн. человек, причем почти 90% посетителей МФЦ высоко оценивают работу МФЦ и активно поддерживают такую форму предоставления государственных и муниципальных услуг.

Также по сведениям, представленным субъектами Российской Федерации, в 2011- 2012 годах планируется создать порядка 800 МФЦ, в 2013-2015 годах 1435 МФЦ. Таким образом, к концу 2015 года планируемое количество МФЦ - 2400.

Существенное значение для повышения эффективности и качества предоставления услуг является требование закона об утверждении административных регламентов, которые должны определить порядок и стандарт предоставления услуг. Эта работа должна быть закончена в течение двух лет.

Законом предусмотрено регулирование определенного круга вопросов правовыми актами Правительства Российской Федерации, в связи с чем Правительством

2 сентября текущего года принято распоряжение, утвердившее план мероприятий, необходимых для реализации положений закона.

Для того, чтобы устранить правовые препятствия для реализации 210-го Федерального закона, внесены изменения в законодательные акты, затрагивающие вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах управления.

Положения, устанавливающие порядок взаимодействия заявителей и органов, предоставляющих услуги, главным образом порядок обращения в эти органы и предоставления ими услуг в электронной форме, включены в законодательные акты, регулирующие деятельность милиции, занятость населения, выезд и въезд в Российскую Федерацию, правовое положение иностранных граждан, промышленное производство, трудовые правоотношения, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение, учет в системе пенсионного страхования, лицензирование отдельных видов деятельности,

государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядок рассмотрения обращений граждан, архивное дело и некоторые другие законодательные акты.

Таким образом, нормативная база, необходимая для совершенствования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, в основном сформирована, что позволяет ускорить работу по применению информационных технологий при оказании указанных услуг.

Вместе с тем представители органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований, эксперты отмечают отдельные проблемы, которые могут оказать неблагоприятное влияние на этот процесс.

Отмечу коротко только некоторые из них, учитывая, что сегодня у нас будут выступать представители федеральных органов исполнительной власти, регионов, муниципальных образований, эксперты.

К сожалению, федеральное законодательство не содержит единого определения государственной и муниципальной услуги. В частности, Бюджетный кодекс в качестве услуг рассматривает оказываемые учреждениями услуги в соответствии с государственными и муниципальными заданиями. 210-ый Федеральный закон определяет, что таковыми являются услуги, предоставляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, участвующими в предоставлении услуг по запросам. Кроме того, федеральное законодательство не раскрывает понятия государственные и муниципальные функции и государственные и муниципальные услуги, хотя эти термины непосредственно связаны с понятием государственных и муниципальных услуг.

210-ым Федеральным законом установлено, что его действие распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Однако такая редакция допускает неоднозначное толкование, поскольку под организацией может подразумеваться как МФЦ, так и непосредственный поставщик услуг.

Указанные факторы некорректности законодательства порождают неопределенность:

во-первых, при формировании административных регламентов и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, затрудняя тем самым их внедрение в практику государственного и муниципального управления;

во-вторых, при разграничении государственных и муниципальных услуг для целей реформирования государственных и муниципальных учреждений.

Актуальной является проблема, связанная с отсутствием единых принципов и методических рекомендаций выделения и классификации государственных и муниципальных услуг. В результате органы государственной власти и органы местного самоуправления вынуждены самостоятельно вырабатывать подходы к определению и классификации услуг, что замедляет внедрение нормативного финансирования.

Негативное влияние на процесс предоставления услуг в электронном виде оказывает отсутствие механизма унификации наименования муниципальных услуг, предусмотренного распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р. Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в указанный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органом местного самоуправления.

Необходимо обозначить проблемы, связанные с применением Правил организации работы в многофункциональных центрах, утвержденных Правительством России до принятия 210-го Федерального закона.

Так, в Правилах предусмотрены только четыре направления, по которым предоставляются услуги в МФЦ, при этом все они не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Между тем 210-ый Федеральный закон не устанавливает каких- либо ограничений по возможным сферам предоставления услуг.

Хотелось бы остановиться на требованиях, которые установлены Правилами для помещений МФЦ. Так, в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тысяч человек в МФЦ должно быть не менее 20 окон для приема и выдачи документов. При этом предусмотрено, что площадь МФЦ в таких городах должна составлять, как правило, не менее 800 кв.м. Однако выполнение данных требований затруднительно для большинства малых и средних городов в связи с дефицитом свободных муниципальных помещений. Кроме того, практика показывает, что в таких муниципальных образованиях даже на меньших площадях и с меньшим количеством окон возможно организовать эффективное предоставление муниципальных услуг. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность, во-первых, введения более дифференцированного подхода к численности населения рассматриваемые требования, а , во-вторых, установить требования также с учетом видов муниципальных образований.

Еще одно несоответствие между 210-ым Федеральным законом и Правилами заключается в том, что первый документ не ограничивает организационно-правовые формы, в которых создаются МФЦ, а второй предусматривает их создание только в форме учреждения.

Негативное влияние на процесс обеспечения эффективного планирования и расходованию бюджетных средств оказывает отсутствие единой терминологии в нормативных правовых актах, регламентирующих процесс формирования «Электронного правительства» («Электронного муниципалитета»), а также отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем.

Существенное значение для организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде имеет межмуниципальное сотрудничество. Во многих случаях муниципальным образованиям целесообразнее объединить свои ресурсы, чем в каждом из них организовывать эту работу самостоятельно. Однако решению проблемы в этом направлении препятствует несовершенство федерального законодательства. Поэтому необходимо подготовить соответствующие предложения, которые позволили бы устранить эти препятствия и дать возможность муниципальным образованиям активнее сотрудничать в рассматриваемой сфере. В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую роль, которую должны играть советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Думаю, что о технологических и связанных с ними правовых проблемах сегодня более подробно скажут участники заседания. А я хочу отметить несколько моментов.

Первый - это квалифицированные кадры для работы в МФЦ, которые требуется обучить, так как перевод предоставления услуг в электронный вид достаточно сложная работа.

Второе - это оказание муниципалитетам методической помощи. Решение указанных вопросов безусловно требует помощи со стороны органов федеральной исполнительной власти.

Третье - необходимость поиска механизма оптимизации расходов на создание МФЦ.

Завершая выступление, хочу выразить надежду на то, что наше обсуждение будет интересным, насыщенным информацией и предложениями и будет иметь плодотворный характер.

 Тимченко, В.С.Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг / B.C. Тимченко // Местное право. – 2010. - № 6. – С. 19 – 24.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 120 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров