Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Обсуждение актуальных проблем муниципальных финансов

Обсуждение актуальных проблем муниципальных финансов

16 марта в Москве прошло очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» Сообщества финансистов России. В работе секции приняли участие: председатель Совета СФР, депутат Государственной Думы Н.С. Максимова, заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов А.Н. Домбровский, руководители муниципальных финансовых органов, руководящие работники экспертных, консалтинговых и IT-компаний, средств массовой информации.

А.Н. Домбровский, оставляющий пост председателя Секции в связи с переходом на работу в Федеральное агентство водных ресурсов, представил отчёт о проделанной в 2010 г. работе. В отчёте о работе Секции за 2010 г. он, в частности, отметил, что за истекший период проведено три рабочих заседания секции «Фи­нансисты муниципальных образований» в Москве, Рязани и Хабаровске и одно совместное заседание секций «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований» 14-17 октября 2010 г. в г. Анапе с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей Министерства финансов, Министерства регионального развития России, Федерального казначейства. На заседаниях Секции был рассмотрен широкий круг вопросов, приняты решения и рекомендации, направленные в соответствующие законодательные и исполнительные органы власти.

По состоянию на 15.01.2011 г. в состав СФР входят 99 действительных членов — муниципальных образований. Деятельностью секции охвачено около 150 муниципальных образований. В течение 2010 г. в члены СФР были приняты 35 муниципальных образований. Рост общего числа членов Секции за отчетный период составил 45,6%. Количество муниципальных образований, вступивших в Сообщество, возросло более чем в 3 раза, расширяется круг муниципальных образований, принимающих активное участие в деятельности СФР.

В целом проведенная в 2010 г. работа секции была оценена как продуктивная, плодотворная, отвечающая главной цели деятельности Секции - консолидации усилий финансистов муниципальных обра­зований по укреплению и совершен­ствованию финансово-бюджетной системы страны. Полностью отчёт публикуется на сайте СФР (http:// bujet.ru/sfr/17-03-2011_9-00.html)

После обсуждения отчёта состоялись выборы председателя Секции «Финансисты муниципальных образований». Новым председателем Секции стала И.А. Евдокимова, заместитель Городского головы — начальник управления финансов г. Калуги.

На заседании были заслушаны сообщения и прошло обсуждение ряда актуальных вопросов муниципальных финансов. Н.С. Максимова рассказала участникам заседания об обсуждаемых в Госдуме поправках к бюджетному законодательству и предложила обменяться мнениями по предлагаемым депутатами изменениям.

Генеральный директор Центра фискальной политики Г.В. Курляндская проанализировала ряд положений Закона № 83-Ф3, затрагивающих действующее налоговое законодательство, и обратила внимание участников заседания на некоторые организационные и юридические последствия реализации этого Зако­на. В частности, она рекомендовала, основываясь на проведённом анализе, при разработке перечней услуг, требований к качеству и порядка контроля за выполнением задания ориентироваться на сферу здравоохранения, которая в силу внедрения системы ОМС имеет во всех этих вопросах большой опыт. Система ОМС, по её мнению, — прообраз будущего всей бюджетной системы.

Коснувшись вопроса о платных услугах, она высказала соображение, что нельзя допускать софинансирования платных услуг со стороны бюджетных средств и софинансирования бюджетных услуг со стороны потребителей платных услуг. Цена платной услуги рассчитывается на основе полной себестоимости (включая суммы амортизации и все косвенные затраты). Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями государственного задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно- нормативных затрат на оказание платной услуги.

С сообщением на тему «Существующая практика регулирования расходов на содержание аппарата управления в муниципалитетах с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством», выступила заместитель председателя Департамента финансов администрации г. Липецка Т.Ю. Григорова.

В существующей в настоящее время модели регулирования субъектами РФ

расходов на содержание аппарата управления дотационных муниципальных образований, сказала она, имеется ряд проблемных вопросов. Так, во исполнение требований ст. 136 БК РФ в части установления для дотационных муниципальных образований нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления администрацией Липецкой области выбран следующий путь:

-для муниципальных районов и городов устанавливается норматив формирования общего объема расходов на содержание аппарата управления;

-для сельских поселений — норматив формирования расходов только на оплату труда муниципальных служащих (фиксированная сумма, рассчитанная исходя из условий и порядка формирования оплаты труда муниципальных служащих), установленных областным законом. Методика расчета норматива

расходов на содержание аппарата управления для районов и городов базируется на объеме утвержденных бюджетов муниципальных образований по доходам и расходам, проектов бюджетов на очередной финансовый год, а также численности муниципальных образований.

Полученный расчетным путем норматив (для г. Липецка на 2011 г. - норматив 5,6) умножается на объем первоначально утвержденных налоговых и неналоговых доходов, запланированных для муниципального образования на очередной финансовый год. Получившаяся сумма является лимитом средств на содержание аппарата управления, превысить который нельзя. Указанные нормативы ежегодно утверждаются постановлением администрации Липецкой области.

Как показала практика, данная модель регулирования расходов органов местного самоуправления ставит муниципальные образования в трудные условия — в г. Липецке невозможно установить муниципальным служащим максимальные оклады и повышенные надбавки, провести текущие и капитальные ремонты по­мещений, заменить отслужившее свой срок оборудование, выполнить многие другие мероприятия.

Учитывая, что нормативы расходов на аппарат управления устанавливаются для муниципальных образований, в чьих бюджетах доля межбюджетных трансфертов превышает 10%, было бы разумно, считает Т.Ю. Григорова, чтобы Министерство финансов РФ выступило с предложением внести изменения в порядок расчета уровня дотационности местных бюджетов (ст. 136 БК РФ) путем исключения из суммы межбюджетных трансфертов субсидии. Субсидии органам местного са­моуправления в первую очередь носят стимулирующий характер и предо­ставляются из вышестоящих бюджетов на условиях софинансирования для проведения каких-либо мероприятий на местах. Тут должен работать принцип «чем больше направишь собственных средств на финансирование расходного полномочия, тем большую финансовую поддержку получишь „сверху"». А при существующем порядке, чем больше объем субсидий поступит в местный бюджет из областного бюджета, тем больше будет уровень дотационности.

Проведённые расчёты величины дотационности г. Липецка за 2008-2010 гг. показали, что с учетом предлагаемых изменений уровень дотационности в течение двух из трех последних финансовых лет не превысил бы 10 %, что дало бы дополнительные возможности муниципалитетам, в том числе, и по установлению более достойной оплаты труда муниципальным служащим.

Заместитель мэра — директор Департамента финансов мэрии г. Ярославля А.А. Данц рассказал о практическом опыте использования внебюджетных средств и кредитных ресурсов на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета г. Ярославля в 2010-2011 гг.

Прошедший год был одним из самых напряженных для бюджета города

в связи с тем, что в сентябре 2010 г. Ярославль отмечал 1000-летний юбилей. Бюджет города по расходам, осуществляемым за счет собственных средств городского бюджета, был утвержден в сумме 9,6 млрд. руб., при этом дефицит бюджета составил 2,9 млрд. руб., из которых 2,1 млрд. руб. — это поступления средств от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности, при этом основная часть этих поступлений прогнозировалась на конец финансового года. В условиях финансовой нестабильности прогнозировались также проблемы с поступлением средств от привати­зации муниципального имущества и продажи земельных участков (общая сумма в плане — 585 млн. руб.).

В целях обеспечения своевременного финансирования расходов бюджета, в том числе расходов, связанных с подготовкой к 1000-летию города, покрытие кассовых разрывов за счет кредитов и свободного остатка средств при исполнении бюджета города являлось одной из самых актуальных задач, стоявших перед Департаментом финансов. Решение ее только за счет привлечения до­полнительных кредитных ресурсов привело бы к дальнейшему увеличению расходов на обслуживание муниципального долга, которые и так были запланированы на достаточно высоком уровне (первоначальный план — 330 млн. руб.).

С учётом практики Федерального бюджета и анализа движения внебюджетных средств и ежедневных остатков, неиспользуемых бюджетными учреждениями средств, поступающих от приносящей доход деятельности и средств, поступающих в их временное распоряжение, Департаментом финансов города было принято решение, в соответствии с которым Управление городского каз­начейства Департамента: — ежедневно осуществляет необходимые расчеты по установленной форме для перечисления средств с лицевых счетов 40703 и 40302 на лицевой счет бюджета, при необходимости обеспечения кассовых выплат получателей бюджетных средств перечисляет средства с лицевого счета бюджета на лицевые счета 40703 и 40302; в последний рабочий день каждого месяца остаток данных средств с лицевого счета бюджета возвращает на лицевые счета бюджетополучателей.

Введение механизма привлечения остатков внебюджетных средств позволило во втором полугодии 2010 г. практически от 30 до 100% покрывать кассовые разрывы при исполнении бюджета города за счет данных средств и обеспечить как своевременное финансирование расходов бюджета, так и значительную экономию бюджетных средств (за 6 месяцев 2010 г. экономия составила более 5 млн. руб., исходя из средней процентной ставки по привлеченным кредитным ресурсам — 11,3% годовых).

Данный порядок использования остатков внебюджетных средства позволил департаменту осуществлять досрочное гашение кредитов банков (в пределах 2—3 недель), что также позволило снизить расходы на обслуживание муниципального долга.

На финансирование кассовых разрывов привлекались также и кредиты коммерческих банков. Всего в 2010 г. бюджетом г. Ярославля были привлечены кредитные ресурсы от кредитных организаций в объеме 2 500 млн. руб.

Процентные ставки по кредитам, привлеченным в 2009 г. и переходящим на 2010 г., в силу продолжавшегося финансово-экономического кризиса, были достаточно высоки и составляли на начало года от 18,92до 16% годовых. Однако в результате проводимой с банками работы в рамках п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ и улучшения общей экономической ситуации (снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ) удалось добиться снижения высоких ставок до 13,5%. По банкам, которые не шли на снижение процентных ставок, принимались решения о досрочном возвращении кредитов.

Со второго полугодия 2010 г. в аукционах по привлечению кредитных ресурсов активно стали участвовать и побеждать с низкими процентными ставками такие банки, как Сбербанк России, Банк ВТБ, Нижегородпромстройбанк, а также Балтийский банк. Процентные ставки этих банков колебались от 10% годовых по кредитам до 18 месяцев и до 7,2% годовых по кредитам до 12 месяцев.

В настоящее время совместно с кредитными организациями ведется проработка нового для Департамента финансов кредитного продукта — возобновляемой кредитной линии с лимитом задолженности, что обеспечит Департаменту в течение периода действия контракта осуществлять оперативное привлечение и гашение кредитов. В результате проводимой работы эффект по экономии расходов на обслуживание долговых обязательств по кредитам кредитных организаций за 2010 г. со­ставил около 50 млн. руб.

Начальник Финансового управления городского округа Коломна Московской области Т.В. Гоцко сделала сообщение о ходе реализации Федерального закона № 83-Ф3.

Результаты финансово- экономической деятельности в Коломне за последние десятилетия, отметила она, являются во многом типичными для городских округов России. В бюджетной сфере города на 1 января 2011 г. функционировало 124 бюджетных учреждения и 1 казенное учреждение, автономные учреждения отсутствовали. Учреждения различаются по размерам, перечню оказываемых услуг, материально- техническому оснащению и другим критериям. На территории Коломны находятся Коломенское отделение Управления Федерального казна­чейства по Московской области и Расчетно-Кассовый Центр в г. Коломне Московской области.

При реализации Закона № 83-Ф3 в Коломне был выбран консервативный вариант, т.е. решением Совета депутатов установлено, что бюджетные учреждения в 2011 г. Являются получателями бюджетных средств и финансируются на основании бюджетных смет. Расходование денежных средств от приносящей доход деятельности осуществляется в соответствии со сметами доходов и расходов. Бюджет Коломны утвержден на 2011 г. в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ без учета средств ОМС и приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.

В рамках реализации закона № 83- ФЗ в Коломне выполнен определенный комплекс мероприятий. Прежде всего, проведена оценка возможности изменения правового положения бюджетных учреждений, которая включала в себя следующие критерии:

-возможность и необходимость выполнения муниципальными учреждениями функций, при этом учитывалось простое правило: выполнять функции могут только казенные учреждения. Поэтому, например, централизованным бухгалтериям был определен статус казенных учреждений;

-сфера деятельности муниципальных учреждений: поскольку только для автономных учреждений законодательно сфера деятельности ограничена, то изначально не рассматривалось создание автономных учреждений в сфере информационных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта;

-возможность исполнения публичных обязательств: поскольку в законодательстве не закреплено право исполнения публичных обязательств за автономными учреждениями, то исключалась возможность изменения статуса бюджетных учреждений на автономные, если они в 2011 г. исполняли публичные обязательства;

-опыт работы учреждений со средствами, получаемыми от приносящей доход деятельности: в течение нескольких лет Коломенское финансовое управление ведет соответствующий мониторинг, результаты которого свидетельствуют, что у отдельных учреждений объем доходов от приносящей доход деятельности превышает объем бюджетного финансирования (летние оздоровительные лагеря, археологический центр и т.д.), а другие не оказывали платные услуги (методические центры и т.д.);

-социальная значимость и количество учреждений, оказывающих конкретные муниципальные услуги: к казенным учреждениям относились те, которые оказыва­ют «индивидуальные» социальные услуги, либо на данной территории функционирует только одно учреждение. Например, к казенным учреждениям отнесен детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих. детей, в котором применяются современные уникальные методики. Этот сад признан победителем первого всероссийского конкурса «Детские сады — детям».

-административный фактор: например, признание Коломны историческим поселением России послужило основанием для отнесения археологического цен­тра к бюджетным учреждениям при соблюдении иных критериев его отнесения к автономным.

 Параллельно с определением правового положения муниципальных учреждений решался вопрос учредительства. Рассматривалось два варианта решения данного вопроса: во-первых, для всех муниципальных учреждений функции и полномочия учредителя выполняет Коломенский городской комитет по управлению имуществом и земельным отношениям и, во-вторых, отраслевые органы местной администрации с правами юридического лица. Поскольку за этими органами закреплен ряд обязательных функций (формирование и утверждение му­ниципальных заданий, согласование крупных сделок, порядок определения платы за услуги, выполняемые сверх муниципального задания, утверждение устава и т.д.), а также, учитывая накопленный опыт работы, муниципальными правовыми актами определено, что функции и полномочия учредителя будут выполнять отраслевые органы местной администрации с правами юридического лица.

В соответствии с требованиями Закона № 83-Ф3 выполнен достаточно большой объем нормативно- методической работы, начиная с разработки и утверждения плана мероприятий до документов, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством соответствующим финансовым органом. Работа в Коломне была начата с внесения изменений в Положение о бюджетном процессе, в котором и были отражены соответствующие принципиальные изменения.

При реализации закона в переходный период перед муниципальными образованиями встает ряд вопросов, по которым потребуется выбирать вариант решения. Так, частые изменения законодательства (только за 2010 г. внесено 11 изменений в Бюджетный кодекс РФ) не сделают ли бессмысленной уже выполненные мероприятия?

В связи с отменой в соответствии со ст. 30 Закона необходимости представлять в финансовые органы документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, а также введением ограничения по срокам осуществления операций со средствами бюджетных учреждений (не позднее второго рабочего дня, следующего за днем предоставления документов бюджетными учреждениями, оформленных в установленном порядке), возникает, на наш взгляд, актуальная потребность разработки дополнительных муниципальных правовых актов, например по определению порядка соответствующего контроля за получением предварительного согласия учредителя на осуществление крупной сделки в соответствии с п. 13 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 29.12.2010 г.); созданию механизма управления кредиторской задолженностью с определением порядка возможности перевода просроченной задолженности в разряд текущей (например, при достижении соглашений между должником и кредитором, получателем отсрочек и рассрочек и т.д.); применению более гибких инструментов управления местным бюджетом и оценке рисков при переходе со сметного финансирования на финансирование муниципального задания в связи с установлением ограничений по взаимодействию бюджетных учреждений с финансовыми органами и т.д.

На 2011 г. разработана и утверждена ведомственная целевая программа «Внедрение элементов бюджетирования, ориентированного на результат». Цель Программы - проведение мероприятий Коломенским финансовым управлением и главными распорядителями бюджетных средств по реализации Закона. Для достижения указанной цели в данной Программе одной из задач является создание условий для заинтересованности участников бюджетного процесса в реализации Закона. Поэтому в Программе запланировано для стимулирования результатов деятельности бюджетных учреждений два млн. руб. по балльной оценке критериев качества финансового менеджмента.

Доктор экономических наук Л.И. Пронина обратила внимание участников заседания на рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения, значительно превышающий рост потребительских цен. Оплата жилищно-коммунальных услуг занимает все большую часть в расходах граждан. За десять лет с 1999 по 2008 г. тарифы на ЖКУ выросли в 9,6 раз при общем росте потребительских цен в 3,6 раза и росте номинальных доходов населения в 5,7 раз.

Основной причиной опережающего роста тарифов является отсутствие заин­тересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности их деятельности. Это связано с затратным ценообразованием, основанном на традиционном понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.

Обсуждение актуальных проблем муниципальных финансов // Финансы. - 2011. - № 4. – С. 65 – 70.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 26 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров