Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Международный опыт Хаитов М.О. Местное самоуправление в Туркменистане: теория и практика
Хаитов М.О. Местное самоуправление в Туркменистане: теория и практика

Местное самоуправление в Туркменистане: теория и практика

Хаитов Мурад Овезгельдыевич, Главный правовой инспектор труда

Национального центра профсоюзов Туркменистана, профессор кафедры конституционного права Туркменского государственного университета им. Махтумкули, доктор юридических наук

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

С провозглашением государственной независимости в Туркменистане стали заново возрождаться исторические корни самоуправления туркменского народа. Принципиальным образом изменилась прежде всего сама система и, как логическое следствие, содержание местного самоуправления.

В Конституции Туркменистана содержится специальный раздел IV «Местное самоуправление» (ст. 84-88). Это означает, что в республике местному самоуправлению придается важное значение, оно рассматривается в качестве эффективного демократического инструмента народной власти. Конституционное признание местного самоуправления свидетельствует о том, что Туркменистан полностью придерживается рекомендации Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в 1985 г. Положения статьи 2 Хартии — «Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны» — получили свою реализацию в Основном законе Туркменистана.

Следует отметить, что раздел IV «Местное самоуправление» помещен сразу после раздела III «Система органов власти и управления» (главы I—V, ст. 48-83). Это объясняется следующими причинами: во-первых, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти; во-вторых, местное самоуп­равление составляет одну из основ конституционного строя Туркменистана и выражает его демократическую природу; в-третьих, самостоятельный раздел «Ме­стное самоуправление» подчеркивает важную роль самоуправления в решении вопросов местного значения; в-четвертых, местное самоуправление представляет собой особую форму децентрализации государственного управления.

Как показывает история национальной государственности, местное самоуправление — одна из исторически сложившихся традиционных форм демократии туркменского народа. В частности, туркмены за период с I по XIII в. образовали более 70 государств (например, Парфянское, Сельджукское, Ургенчское, Карагоюнлы и др.), каждое из которых отличалось самобытной сис­темой власти и управления. Среди них встречаются и такие, которые достигли своего наивысшего расцвета (ренессанса), являлись могущественными государствами и просуществовали длительное время (например, 1040 г. — Сельджукское, 1174 г. — Ургенчское, 1380 г. — Карагоюнлы).

В конце XVIII в. и начале XIX в. на территории Туркменистана действовало общинное самоуправление туркменских племен. Сельская община была незави­симым и самостоятельным звеном общественной организации. Основным органом общинного самоуправления у туркмен являлся выборный орган, который имено­вался маслахатом. На заседаниях маслахатов решались практически все важнейшие вопросы, касающиеся общины и в целом населения. Таким образом, именно через деятельность сельских общин — органов общинного самоуправления — осуществлялись функции государства.

С провозглашением государственной независимости в Туркменистане стали заново возрождаться исторические корни самоуправления туркменского народа. Принципиальным образом изменилась прежде всего сама система и, как логическое следствие, содержание местного самоуправления. Сегодня оно характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых, местное самоуправление — самостоятельная система публичной власти населения, которая не входит в государственную организацию.

Во-вторых, местное самоуправление составляет одну из важнейших демократических основ государственно-правового строительства Туркменистана. Вместе с тем современная система местного самоуправления — одна из важнейших конституционных форм участия граждан Туркменистана в управлении делами общества и государства, непосредственно осуществляемая путем формирования соответствующих его органов.

В-третьих, основная цель местного самоуправления — представление интересов населения в государственных органах (например, об этом свидетельствует состав Меджлиса, местных халк маслахаты), общественных объединениях, других организациях и их защита. И как следствие сказанного местное самоуправ­ление действует во имя интересов населения и несет ответственность именно перед населением, которое его сформировало.

В-четвертых, органы местного самоуправления, как правило, создаются с учетом исторических, национально-этнических, экономических, экологических и региональных особенностей. Местное самоуправление основано на принципах децентрализации как одном из важнейших проявлений демократии. Это должно быть одновременно эффективное и приближенное к гражданам публичное управление.

В-пятых, современное местное самоуправление наделено правами юридического лица. Это вовсе не означает, что органы местного самоуправления (Генгеши) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Напротив, их деятельность полностью подпадает под понятие «непредпринимательские юридические лица», сформулированное в ст. 51 ГК Туркменистана . Но надо иметь в виду, что исключается предпринимательская (коммерческая) деятельность с целью получения прибыли. В то же время возможна предпринимательская деятельность вспомогательного характера, при этом не меняется характер непредпринимательского юридического лица. Из этого следует, что органы местного самоуправления как юридические лица вправе осуществлять право владения, пользования и распоряжения собственностью, принадлежащей им, заключать различного рода гражданско-правовые сделки, операции с ценными бумагами и др., поскольку указанная деятельность Генгешей носит исключительно вспомогательный характер. В то же время основная деятельность Генгешей все-таки носит публично-правовой характер.

Более того, современную систему местного самоуправления в Туркменистане образуют «Генгеши и органы территориального общественного самоуправления» (ст. 85 Конституции). Таким образом, согласно конституционным положениям система местного самоуправления в Туркменистане состоит из двух частей: а) Генгеши — представительные органы местного самоуправления; б) органы территориального общественного самоуправления.

Для того чтобы российский читатель имел полное представление о системе местного самоуправления в Туркменистане, даем некоторые пояснения. Местное самоуправление в республике осуществляется на уровне городов, поселков, сел, входящих в состав райо­нов (эртрапов). В самих же районах (эртрапах), так же как и в велаетах (областях), действуют представительные органы государственной власти — халк маслахаты, избираемые населением. Исполнительные функции выполняют хякимы (главы администрауий) этрапов, велаетов, назначаемые Президентом государства. Представительный орган местного самоуправления — Генгеш (множественное число — Генгеши).

Основу местного самоуправления в Туркменистане согласно конституционным положениям составляют Генгеши — представительные органы народной власти на территории городов, поселков, сел. Они избираются гражданами непосредственно сроком на три года. Конституционная формула при этом подчеркивает важное свойство местного самоуправления — представительный его характер и несвязанность их друг с другом сточки зрения административной соподчиненности. Вместе с тем система местного самоуправления — это не государство в государстве: она глубоко интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в известной степени важное место. Поэтому можно говорить лишь об определенных пределах несвязанности муниципальных и государственных органов друг другом. Местное самоуправление тесно взаимосвязано с государственными органами как по вертикали, так и по горизонтали. Государство делегирует отдельные полномочия органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Закона Туркменистана «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Туркменистана, присвоения наименований и переименования государственных предприятий, организаций, учреждений и других объектов», принятого Меджлисом 18 апреля 2009 г., несколько сел, объединенных между собой, образуют генгешлик. Таким образом, низовым звеном местного самоуправления в Туркменистане является генгешлик (как бы аналог сельского поселения в Российской Федерации).

Анализ национального законодательства и практики местного самоуправления в Туркменистане позволяет сформулировать следующие основные функции местного самоуправления:

1)осуществление нормотворческой деятельности (принятие актов органами самоуправления — Генгешами, арчинами);

2)  владение, пользование и распоряжение собственностью, финансовыми ресурсами, принадлежащими Генгешам;

3)разработка и утверждение собственного бюджета;

4)благоустройство, обеспечение чистого содержания и развития подведомственной территории;

5)оказание комплекса социальных услуг населению (выдача справок, иных документов, совершение нотариальных действий и др.);

6)охрана общественного порядка;

7)борьба за здоровый образ жизни, борьба с наркоманией и другими антиобщественными негативны­ми явлениями.

Таким образом, на органы самоуправления возлагается решение важнейших вопросов местного значения — это жизнеобеспечение населения. В то же время реализация функций направлена на выполнение главной задачи, стоящей перед местным самоуправлением, — обеспечение комплексного экономического и социального развития своей территории.

Каждый Генгеш образуется самостоятельно и в пределах своей подведомственной территории действует самостоятельно. Согласно ст. 86 Конституции Генгеши определяют основные направления экономического, социального и культурного развития своих территорий; формируют и утверждают бюджет и составляют отчет о его исполнении; устанавливают местные сборы и порядок их взимания; определяют меры по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, решают иные вопросы, от­несенные законом к их компетенции. Более подробно полномочия Генгешей предусмотрены в Законе Туркменистана «О Генгеши» от 25 октября 2005 г. В частности, согласно ст. 14 указанного закона к компетенции Генгешей относятся:

1)признание полномочий членов Генгеша и их досрочное прекращение в случаях, предусмотренных законодательством;

2)  избрание арчина (главы), секретаря Генгеша, освобождение их от должности;

3)утверждение расходов на содержание аппарата Генгеша;

4)рассмотрение отчетов о работе арчына, а также сообщений членов Генгеша о выполнении ими своих обязанностей;

5)отмена распоряжений арчина;

6)принятие решений о проведении местного референдума;

7)  определение основных направлений экономического, социального и культурного развития своей территории;

8)утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

9)установление местных налогов и сборов, порядка их взимания;

10)предоставление льгот по платежам в собственный бюджет;

11 определение мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

12) возбуждение ходатайств об изменении границ, статуса и наименований населенных пунктов и административно-территориальных единиц, решение воз­никающих при этом вопросов имущественного и правового характера;

13)решение вопроса о внесении в хякимлик этрапа предложения о необходимости осуществления застройки местной территории;

14 благоустройство мест коллективного садоводства и огородничества, зон отдыха и пляжей;

15)контроль за осуществлением на данной территории при индивидуальном жилищном строительстве правил строительства, требований прочности и эстетики;

16) организация строительства и ремонта дорог, мостов местного значения, объектов и сооружении коммунального назначения (водопровода, газопровода, канализации, энерготеплоснабжения, водоемов, колодцев, бань и др.) за счет средств местного бюджета и населения; координирование работ с соответствую­щими учреждениями в обеспечении бесперебойного функционирования сооружений электрических, газовых сетей, средств связи;

17) проведение работ по благоустройству и озеленению города, поселка и сел генгешлика, принятие мер по уходу за зелеными насаждениями;

18) осуществление контроля за санитарным состоянием населенных пунктов, источников водоснабжения, жилищ, предприятий торговли, общественного пи­тания, школ и других социально-культурных учреждений и прилегающих к ним территорий; обеспечение надлежащего состояния памятников, кладбищ;

19)организация совместно с местными представителями полиции работы по борьбе с преступностью, наркоманией, охране общественного порядка, прав,

свобод и охраняемых законом интересов граждан, разъяснению населению законодательства, организация работы по профилактике правонарушений, и со­действие активному участию старейшин на местах в общественном порицании правонарушителей;

20)координация деятельности учреждений культуры, расположенных на его территории, принятие мер по расширению их сети, развитию народного творчества и художественной самодеятельности; содействие проведению массовых мероприятий, связанных с государственными праздниками, знаменательными датами.

21) принятие мер по обеспечению надлежащей работы школ, детских дошкольных учреждений на подведомственной территории; содействие укреплению связи школы с производством, организация работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи, воспитанию и профессиональной ориентации молодежи, организации культурного досуга и отдыха детей;

22) принятие мер к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в школы-интернаты, детские дома и на воспитание в семьи граждан; организация работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних;

23) подготовка предложений и соответствующих материалов по назначению опекунов и попечителей, содействие осуществлению контроля за выполнением ими своих обязанностей;

24) осуществление мер по организации работы учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению, обеспечение проведения мероприятий по охране материнства и детства, содействие проведению санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий;

25)создание условий для организации новых рабочих мест путем содействия развитию народных промыслов и ремесел, организации малых предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, оказания дайханам методической, организационной и иной помощи для заключения ими договоров с местными организаци­ями сельскохозяйственных акционерных обществ;

26) контроль за осуществлением правил торговли в общественных местах;

27) решение других вопросов, отнесенных к ведению Генгешей законодательными актами Туркменистана.

Основная часть деятельности представительных органов местного самоуправления — Генгеша — очистка, благоустройство и озеленение территории, участие в охране окружающей среды на своей территории, контроль за санитарным состоянием местности (дворов, улиц и т.д.), охрана общественного порядка на территории генгешлика и Генгеша, иные вопросы, делегированные органами государственной власти и управления.

Основной формой организации и деятельности Генгеши является сессия, проводимая по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Сессии созываются арчином. На первой сессии формируются органы Генгеши, избираются арчин (глава Генгеша), его заместитель и секретарь.

Внутренними рабочими органами Генгеша являются комиссии, создаваемые по различным вопросам, например по бюджету, торговле, общественному питанию, правопорядку, чистоте и благоустройству. Как свидельствует практика, комиссии практически участвуют в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Генгеша. Они участвуют также в формировании повестки дня сессии, подготовке проектов решений, подготавливают заключения по важнейшим вопросам. Кроме того, комиссии осуществляют меры по выполнению решений Генгеша, контролируют их исполнение, выполняют другие функции, возложенные на комиссии решением Генгеши.

Возглавляет работу Генгеша арчин (глава). Он избирается на первой сессии Генгеша из числа его членов. Арчин:

1)осуществляет общее руководство работой Генгеша, обеспечивает исполнение его решений, законов Туркменистана, актов Президента Туркмениста­на, Меджлиса Туркменистана, Кабинета министров Туркменистана, а также распоряжений хякимов, изданных в пределах их полномочий;

2)осуществляет подготовку и созыв сессии Генгеша, не позднее чем за 10 дней до дня заседания доводит до сведения членов Генгеша повестку дня сессии, обеспечивает возможность ознакомления с проектами решений Генгеша;

3)ведет заседания сессий Генгеша;

4)готовит соответствующие материалы по вопросам административно-территориального устройства;

5)представляет Генгеш в отношениях с государственными и общественными организациями, пред­приятиями;

6)обеспечивает проведение в соответствии с решениями Генгеша местных референдумов, а также обсуждения гражданами проектов решений Генгеша, других важнейших вопросов местного и государственного значения;

7)обеспечивает работу по рассмотрению обращений граждан;

8)информирует Генгеш о положении дел на подведомственной территории, о проделанной работе по исполнению решений Генгеша;

9)разрабатывает и вносит на рассмотрение Генгеша проекты основных направлений экономического, социального и культурного развития территории и бюджета; представляет отчеты о выполнении намеченных программ и об исполнении бюджета;

10)осуществляет управление объектами, относящимися к Генгешу;

11)оказывает содействие избирательным комиссиям по подготовке и проведению выборов Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса Туркменистана и членов халк маспахаты велаятов, этрапов, городов и Генгеша;

12)готовит предложения и соответствующие материалы по вопросам награждения граждан;

13) решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции законодательными актами, а также решениями Генгеша.

Арчин, кроме указанных прямых обязанностей, осуществляет постоянный контроль и оказывает содействие надлежащему выполнению ими своих обязанно­стей.

В каждом Генгеше создается исполнительный аппарат — арчинлык, который наделен правами юридического лица. Кроме того, в каждом Генгеше имеется свой паспорт, куда вносятся все необходимые сведения, дающие полную характеристику об инфраструктуре сел, поселков, данные о численности населения, площадей, всех населенных пунктах, а также на территории хозяйствующих субъектов, границы административно-территориального деления.

Важная роль в координации деятельности органов местного самоуправления принадлежит Меджлису Туркменистана. Парламентом была подготовлена и принята соответствующая законодательно-правовая база организации и деятельности Генгешей и арчинов, значительно возросла ответственность депутатов за принятые ими решения в указанной сфере, для Генгешей подготовлены соответствующие Методические указания.

В 2002 г. в составе Меджлиса образован специальный Комитет по работе Генгешей. На него возложены организационно-методическое руководство и конт­роль за реализацией актов Президента Туркменистана, Меджлиса Туркменистана, Кабинета министров, координация со стороны парламента организации и деятельности местных представительных органов власти — халк маслахаты велаятов, этрапов и городов, Генгешей, а также совместная реализация законодательных нововведений, целей и задач, стоящих перед указанными органами.

Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, до настоящего времени в теории и практике под «местным самоуправлением» понимается и представляется только Генгеш. А между тем в соответствии со ст. 84 Конституции Туркменистана местное самоуправление состоит не только из Генгеша, но и общественного тер­риториального самоуправления. Поэтому, на наш взгляд, необходимо придать местному самоуправлению системность и целенаправленность, разработать Концепцию местного самоуправления, в которой необходимо логически выстроить его систему. В связи с этим целесообразно придать законодательно-правовое значение общественному территориальному самоуправлению, о котором кроме ст. 84 Конституции вообще нигде не упоминается. А между тем общественное территориальное самоуправление — низовое звено самоуправления — имеет большое значение в решении вопросов местного значения.

Кроме того, исследование указанных вопросов свидетельствует, что, во-первых, в Туркменистане назрела административная реформа. Представляется, что в рамках реформы целесообразно определить роль и место вертикальных и горизонтальных структур местных органов исполнительной власти и их взаимоотношений с министерствами и ведомствами, а также органами местной представительной власти и самоуправления. Кроме того, по нашему мнению, главной целью административной реформы должно стать четкое раз­граничение роли и места представительных и исполнительных органов по всей вертикали снизу доверху.

Во-вторых, у органов местного самоуправления в лице Генгешей отсутствуют реальные полномочия и экономико-правовые рычаги по управлению объектами коммунальной (муниципальной) собственности, находящейся на их территории. Исходя из этого, необходимо провести разграничение объектов государственной собственности, конкретно определить объекты, составляющие собственность Генгешей.

Согласно ст. 86 Конституции, ст. 13 новой редак­ции Закона Туркменистана «О нормативных право­вых актах» от 7 декабря 2005 г. и ст. 8, 12 Закона Туркменистана «О Генгеши» основными актами, принимаемыми Генгешами, являются решения, а арчина — распоряжения. Таким образом, Генгеши при­нимают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме решений на основе и во исполнение Конституции Туркменистана, законов Тур­кменистана, актов Президента и Кабинета министров Туркменистана.

Решения Генгеша являются обязательными для исполнения на соответствующей территории. Для решения оперативных и других текущих вопросов руководитель Генгеша — арчин в пределах своих полномочий издает распоряжение ненормативного характера. Решения Генгеши доводятся до всеобщего сведения и вступают в силу с момента их обнародования, а в ст. 12 указанного закона установлено также, что распоряжение арчина может быть отменено Генгешем по инициативе членов Генгеша, представлению прокурора или хякима города, этрапа (района). Кроме того, в соответствии с п. «г», «л» ст. 11 Гражданского кодекса Туркменистана в целях защиты гражданских прав суд может признать недействительным акт местного органа самоуправления и не применять его, если он противоречит закону. В данном случае речь идет об актах, принятых Генгешем и арчином.

Поскольку Генгеши и арчинлык обладают правами юридического лица, то в соответствии с действующим законодательством Генгеши должны обладать также и собственностью, находящейся в их исключительном ведении, поскольку именно собственность является материально-финансовой основой Генгешей, о которой говорится в законе.

Другим не менее важным вопросом в деятельности Генгешей является вопрос о бюджете. Конституция Туркменистана (п. 2 ст. 86), Закон Туркменистана «О бюджетной системе» от 18 июня 1996 г., а также Закон Туркменистана «О Генгеши» от 25 октября 2005 г. четко говорят о наличии самостоятельного бюд­жета Генгешей. Таким образом, наличие собственного бюджета является обязательным условием Генгеша и в целом существования самого муниципального образования. К сожалению, до настоящего времени не решен указанный вопрос. А между тем действующая практика местного самоуправления многих государств свидетельствует, что бюджет местного самоуправления формируется частично за счет отчислений от централизованного бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций, а также местных налогов и сборов.

Кстати, существенные положения с точки зрения возможных источников формирования собственного бюджета Генгеша содержатся в Налоговом кодексе Тукменистана (глава 7), принятом 25 октября 2005 г. В НК установлены следующие виды местных сборов: сбор за рекламу (ст. 201), целевой сбор на обустройство территории городов, поселков и сельских населенных пунктов (ст. 207), сбор с владельцев автостоянок (ст. 210), сбор с реализации автомобилей (ст. 216), сбор с владельцев собак (ст. 220). Таким образом, Генгеши, являясь юридическими лицами, могли бы являться и обладателями права владения, пользования и распо­ряжения объектами муниципальной .собственности. Введение указанных сборов основано на том, что мес­тное самоуправление в лице Генгешей могло бы иметь определенные доходы от использования местных ресурсов (недр, земель, воды, стройматериалов и др.), различных возможностей для развития предпринимательской деятельности.

Кроме того, как показывает практика местного самоуправления некоторых других государств, среди местных налогов и сборов выделяются также: курортный сбор, налог на строительство, сбор за право торговли, сборы с граждан и предприятий на благоустройство территории и озеленение, с владельцев кошек, местных аукционов, лотерей, налог на перепродажу автомобилей; ценные бумаги; налоги с муниципальных предприятий, нежилого фонда, коммунального обслу­живания населения (бани, пекарни, парикмахерские, фотоателе, ателье, ремонтные мастерские, сапожные мастерские и др.), для содержания местных муниципальных дорог, службы занятости и др.

Реализация полномочий Генгешей затрудняется тем, что отсутствуют правовые основы разграничения объектов собственности, подведомственной Генгешам. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, провести разграничение объектов муниципальной собственности и собственности, подчиненной органам местной исполнительной власти. Представляется, что в перечень объектов муниципальной собственности желательно включить: объекты торговли и общественного питания; общественные коммунальные службы (бани и др.); рынки (базары); общественные стоянки; дороги, соединяющие генгешлики между собой, проведение общественных работ как по месту жительства, так и по месту работы (например, по озеленению и благоустройству территорий, улиц, очистка арыков, проведение хашаров и т.д.). На наш взгляд, в ведение Генгешей целесообразно передать также учреждения народного образования (например, детские дошкольные учреждения, ясли, платные курсы, хозрасчетные центры по изучению языков и т.д.), культуры (например, дома культуры и др.), здравоохранения (например, фельдшерские пункты и др.), сельского хозяйства (подсобные хо­зяйства, дачи и др.), спортивно-оздоровительные пункты (центры).

Таким образом, сказанное свидетельствует, что для наделения Генгешей собственными материально-финансовыми ресурсами необходимо проведение разграничения объектов муниципальной собственности. Кроме того, желательно наделить Генгеши правами контроля за деятельностью объектов, расположенных в пределах территории Генгешей, независимо от формы собственности. Предметом общественного контроля могли бы стать контроль за обеспечением выполнения положений Конституции, законов, актов Президента Туркменистана, Кабинета министров, решений Генгешей, хякимов, соблюдением норм Водного, Жилищного и Санитарного кодексов в части вопросов, входящих в их компетенцию. Деятельность общественных мирабов (мираб назначается главой администрации эртрапа и отвечает за очистку мелких ирригационных сетей (арыков), за водораздел при индивидуальном водопользовании и водополиве), садовников, добровольных организаций, сформированных населением по месту жительства для поддержания правопорядка в городе, поселке, селе, также могла бы составить предмет общественного контроля, осуществляемого Генгешами. Важную роль при этом должны играть комиссии Генгешей, территориальное общественное самоуправление (например, общественные советы, создаваемые в микрорайонах, домовые комитеты и другие органы общественного самоуправления по месту жительства, др.).

Генгеши при решении местных вопросов активно взаимодействуют с местными представительными (халк маспахаты) и исполнительными органами, другими го­сударственными органами. Взаимодействие органов местного самоуправления и местной исполнительной власти осуществляется в следующих областях: а) раз­работки, утверждения и исполнения местного бюджета; б) реализации целей и задач, стоящих перед органами местной исполнительной власти и местным само­управлением по обеспечению комплексного экономического и социального развития территории; в) решения вопросов собственности, земельных отношений; г) осуществления защиты прав граждан; д) обеспечения законности, правопорядка; е) сбора местных налогов и сборов; ж) при решении кадровых вопросов.

Важно также подчеркнуть, что Генгеши и арчынлык, как и другие органы местного самоуправления, обеспечиваются судебной защитой. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих судебную защиту местного самоуправления, имеет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту. Со­гласно Конституции, судебная власть в системе разделения властей выступает в роли независимой ветви (ст. 99). Она призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого выступает местное самоуправление, призна­ваемое и гарантируемое государством. Кроме того, судебная защита местного самоуправления вытекает и из положений ст. 10-11 Гражданского кодекса Туркменис­тана. Законодательством предусматривается также ответственность за невыполнение решений органов местного самоуправления, возмещение ущерба и т.д.

Вместе с тем в Туркменистане граждане осуществляют местное самоуправление не только в форме Генгешей и территориального общественного самоуправления, но и через местные референдумы, выборы, отзыв членов Генгешей, наказы избирателей, заслушивание отчетов членов Генгешей.

Местный референдум является высшим непосредственным выражением и проявлением воли населения данной территории. В Туркменистане организации и проведению местного референдума посвящены положения раздела V «Избирательная система. Референдум» Конституции Туркменистана (ст. 94, 96, 98), а также Закон Туркменистана «О референдуме», принятый 12 апреля 1993 г. Согласно Конституции и закону местный референдум проводится на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы. Предметом местного референдума могут быть вопросы: об изменении либо отмене решения Генгеша; о принятии решения по другим наиболее важным вопросам местного значения. Вместе с тем в законе четко говорится о вопросах, которые не могут выноситься на местный референдум: о границах адми­нистративно-территориальных единиц; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; о назначении либо избрания или освобождения должностных лиц органов местной исполнительной власти и местного самоуправления.

Местный референдум назначается решением Генгеша. Однако инициатива проведения местного референдума в соответствии с законом (ст. 10), кроме Генгеша, принадлежит также гражданам соответствующей административно-территориальной единицы. Местный референдум по инициативе граждан может быть проведен, если под требованием о референдуме собрано не менее 1/4 подписей избирателей, проживающих на соответствующей территории. Референ­дум, как и выборы, не проводится в период чрезвычайного положения.

Согласно закону выборы члена Генгеша проводятся на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. В отличие от выборов народных представителей и депутатов Меджлиса выборы членов Генгеша проводятся как по одномандатным, так и по многомандатным избирательным округам.

Члены Генгеша свои полномочия осуществляют безвозмездно, совмещая одновременно статус члена Генгеши с основной работой. Член Генгеша заработ­ную плату получает по основной работе. На время выполнения поручений Генгеша и в период сессии Генгеша члены Генгеша освобождаются от работы с сохра­нением заработной платы. Члены Генгеша поддерживают связь со своими избирателями, регулярно информируют их о принятых решениях. Более того, именно кандидаты в народные представители, в депутаты, в члены Генгеша выступают перед населением (избирателями) административно-территориальных единиц со своими программами.

Необходимо отметить, что отзыв членов Генгеша также является формой местного самоуправления, поскольку именно граждане конкретных территорий, на

которых образованы избирательные округа, участки, принимают участие в выборах указанных лиц. В частности, согласно Закону «О выборах членов Генгешей» (ст. 46) основаниями для отзыва члена Генгеша является нарушение Конституции и законов Туркменистана, систематическое несоблюдение своих обязанностей. Вопрос об отзыве члена Генгеша может быть внесен на заседаниях (конференции, пленуме, совете), собраниях органов политических партий, общественных объединений, выдвигавших кандидата в члены Генгеша; со­браниями граждан, проживающих на территории избирательного округа. По закону от 7 декабря 2005 г. член Генгеша, не оправдавший доверия избирателей (например, систематическое неисполнение своих обязанностей, нарушение Конституции, законов), может быть отозван раньше окончания срока действия ман­дата. Согласно закону полномочия членов Генгеша прекращаются досрочно: а) по решению Генгеша, принимаемому в связи со вступившим в силу судебным приговором; б) в связи с личным заявлением; в) при утрате гражданства Туркменистана.

Следующей формой местного самоуправления являются наказы. Наказы являются элементом императивного мандата членов Генгеша. Избиратели дают кандидатам свои предложения, пожелания, сформулированные в виде наказов. Именно в наказах избирате­лей отражаются основные требования, предъявляемые к кандидатам, их программам и др.

Другой формой местного самоуправления являются отчеты членов Генгеша о выполнении наказов избирателей, их встречи в территориальных избирательных округах с избирателями.

Таким образом, приведенные законодательные нормы свидетельствуют о возрастающей роли органов местного самоуправления в решении вопросов мест­ного значения и более полном учете нужд и запросов населения.

Вместе с тем местное самоуправление имеет как государственную, так и негосударственную общественную природу. В частности, государство наделяет местное самоуправление соответствующими полномочиями по решению местных проблем. В то же время местное самоуправление не создается (учреждается) государством, а является формой самоорганизации граждан на определенной территории, требующей гарантирования со стороны государства. Дело в том, что местное самоуправление неразрывно связано с правами человека, например естественным и неотчуждаемым правом на формирование и осуществление мест­ного самоуправления, которое, хотя и не сформулировано конкретно в некоторых конституциях, но вытекает из положений других норм о правах человека и гражда­нина (например, ст. 29 Конституции Туркменистана).

Таким образом, местное самоуправление — коллективное конституционное право граждан (населения города, поселка, села). Оно производно от индиви­дуального права конкретного отдельного гражданина на участие в управлении государственными и общественными делами.

Хаитов, М.О. Местное самоуправление в Туркменистане: теория и практика  / М.О. Хаитов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 4. – С. 71 – 77.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 63 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров