Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов РФ
О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов РФ

О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов РФ

 Согласно данным официальной отчетности по состоянию на 1 января 2011 г. общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 2600,5 млрд. руб., что выше уровня 2009 г. на 8,9%, или 212,9 млрд. руб. Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, также увеличились в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 168,4 млрд. руб., или 9,3%, и составили 1973,3 млрд. руб.

В местных бюджетах 65 субъектов РФ произошел рост собственных доходов, снижение — в 18 субъектах РФ. Самые высокие темпы роста собственных доходов отмечаются в местных бюджетах Тульской (44,5%), Тюменской (29,4%), Калужской (25,3%) областей, Республики Карелия (31,3%), Приморского края (30,3%).

Распределение собственных доходов по типам муниципальных образований в 2010 г., как и в предыдущие годы, характеризуется неравномерностью: в бюджеты городских округов поступило 1 030 млрд. руб. (52,2%), в бюджеты муниципальных районов — 682,6 млрд. руб. (34,6%), в бюджеты поселений — 260,7 млрд. руб. (13,2%). Первоначально запланированные показатели местных бюджетов 2010 г. по собственным доходам перевыполнены на 26,5%.

В общем объеме поступивших в 2010 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 53,7% (1059,9 млрд. руб.), межбюджетные трансферты (без учета субвенций из фондов компенсаций) — 46,3% (913,4 млрд. руб.).

При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2010 г. в сумме 806,8 млрд. руб., с ростом к первоначальному плану поступлений на 10,3%, или 75,1 млрд. руб.

В структуре собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы занимают 40,9% в среднем по РФ. В 39 регионах удельный вес налоговых доходов в общем объеме собственных доходов превысил вышеуказанное среднее значение, в 44 - был ниже среднего уровня по стране. По состоянию на 1 января 2011 года (период мониторинга — 2010 год)

Следует отметить, что в связи со значительной дифференциацией социально-экономического развития муниципалитетов распределение налоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно: в бюджетах городских округов аккумулируется 64,1 % (517,3 млрд. руб.) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов — 26% (209,6 млрд. руб.) и лишь 9,9% (79,9 млрд. руб.) — в бюджетах поселений.

Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2010 г. продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 65,1%, или 525,2 млрд. руб. (в 2009 г. -68,7%, или 494,6 млрд. руб.).

В соответствии с п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ субъекты РФ обязаны передать в местные бюджеты единые и дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В 2010 г. дополнительные поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц в порядке исполнения указанной нормы оцениваются в 125,7 млрд. руб., или 24,0% от общей суммы поступления налога на доходы физических лиц в 2010 г.

Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами РФ налога на доходы физических лиц (обязательного и дополнительного сверх установленного Бюджетным кодексом РФ), составил 146,7 млрд. руб., или 11,7% доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от указанного налога (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).

Следует отметить рост поступлений местных налогов по сравнению с 2009 г. с 102,5 до 115,9 млрд. руб. и их удельного веса в налоговых доходах местных бюджетов с 14,2 до 14,4%. Объем поступившего в 2010 г. в местные бюджеты земельного налога превысил уровень 2009 г. на 16% и составил 102,4 млрд. руб. Объем налога на имущество физических лиц уменьшился на 4,9% и составил 13,5 млрд. руб. Удельный вес в налоговых доходах земельного налога увеличился с12,Здо12,7%,а налога на имущество физических лиц уменьшился с 2,0 до 1,7%.

Общий объем доходов, поступивших за счет налогов, нормативы по которым установлены на федеральном уровне (в том числе налоговые доходы по нормативу 10% от налога на доходы физических лиц), оценивается в 716,6 млрд. руб.

В рамках установленных Бюджетным кодексом РФ региональных полномочий по межбюджетному регулированию применяется практика дополнительного закрепления субъектами РФ за местными бюджетами отчислений от федеральных и региональных налогов. В 2010 г. данным правом воспользовались 63 региона.

Субъекты РФ, помимо отчислений от налога на доходы физических лиц, на постоянной основе установили единые нормативы отчислений по следующим видам федеральных и региональных налогов и сборов: налог на имущество орга­низаций — 16 регионов; налог на прибыль организаций — 10 регионов; единый сельскохозяйственный налог — 35 регионов; транспортный налог - 29 регионов; налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых —14 регионов; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 31 регион; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по патенту, — 24 региона; акцизы — 9 регионов, налог на игорный бизнес — 10 регионов.

Поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов РФ, оцениваются в 88,1 млрд. руб., или 11% от общего объема налоговых доходов.

Закрепление единых нормативов отчислений является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблага­емой базы. Так, переданные субъектами РФ нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц обеспечили дополнительное поступление в местные бюджеты 21 млрд. руб., от налога на прибыль организаций - 19,2 млрд. руб., налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 17,3 млрд. руб., налога на имущество организаций - 12,6 млрд. руб., транспортного налога — 15,7 млрд. руб., налога на добычу полезных ис­копаемых — 0,95 млрд. руб., акцизов — 0,2 млрд. руб.

В соответствии со ст. 9 и 63 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных районов отнесено установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налоговых, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Поданным субъектов РФ, отдельные муниципальные районы закрепили за бюджетами поселений нормативы отчислений по налогу на имущество организаций (в 3 регионах), транспортному налогу (в 7), налогу на доходы физических лиц (в 8), единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 3), единому сельскохозяйственному налогу (в 6), налогу на добычу полезных ископаемых (общераспространенных и прочих) (в 1).

В 2010 г. отмечается рост поступления неналоговых доходов (в том числе доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений), которые составили 253,1 млрд. руб., что выше уровня 2009 г. на 4,1%. Данная ситуация сложилась в результате увеличения (по сравнению с 2009 г.) доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, — на 5,2%, платежей при пользовании природными ресурсами — на 13,2%, доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства — на 26,2%, доходов от продажи материальных и нематериальных активов — на 14,6% и штрафов, санкций и возмещения ущерба — на 13,8% при одновременном снижении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 58,2%, административных платежей и сборов — на 15,4%.

Как и по налоговым доходам, распределение неналоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (65,5%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов со­ставляет 23% и поселений — 11,5%.

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (49,4%) неналоговых доходов муниципальных образований. В городских округах доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов — 48,5%, в муниципальных районах — 43,2%, в поселениях — 66,8%. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составляют в общей сумме неналоговых доходов городских округов 3,6%, муниципальных районов — 2,8%, поселений — 0,3%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов — 22,9%, 19,4% и 26,7% соответственно.

Одновременно с налоговыми и неналоговыми доходами основополагающей частью доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы РФ, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2010 г. доля межбюджетных трансфертов составляет 59,2%, или 1540,6 млрд. руб., что соответствует аналогичному соотношению 2009 г.

Доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий РФ и субъектов РФ в форме субвенций из региональных фондов компенсаций, уменьшилась с 40,9% в 2009 г. до 40,7% в 2010 г., при этом их общий объем в 2010 г. увеличился по отношению к 2009 г. на 7,6% и составил 627,2 млрд. руб.

Основной объем субвенций (57,3%) был предоставлен в 2010 г. бюджетам муниципальных районов (359,4 млрд. руб.), в бюджеты городских округов по­ступило 260,9 млрд. руб., или 41,6% от общего объема субвенций, в связи с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов. В бюджетах городских и сельских поселений субвенции составляли 6,9 млрд. руб., или 1,1% соответственно.

Следует отметить различные подходы регионов к передаче государственных полномочий органам местного самоуправления.

Количество передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий остается существенным. Так, более 15 полномочий передано 4 субъектами РФ в 2009 г. и 6 субъектами РФ в 2010 г. В Забайкальском крае и Ярославской области за рассматриваемые годы количество ежегодно передаваемых полномочий превышало 15.

В 2010 г. 36 субъектов РФ увеличили количество переданных на муниципальный уровень государственных полномочий, а 13 - сократили. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. рост количества передаваемых государственных полномочий отмечался в Вологодской области (с 8 до 26), в Республике Дагестан (с 9 до 18), в Карачаево-Черкесской Республике (с 4 до 10) и Магаданской области (с 7 до 24). Снижение произошло в Московской, Калининградской, Самарской, Курганской областях, в Республике Адыгея.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по ре­шению вопросов местного значения, в 2010 г. составили 913,4 млрд. руб., или 59,3% общего объема межбюджетных трансфертов и 46,3% объема собственных доходов местных бюджетов. В 2009 г. данные межбюджетные трансферты составляли 842,1 млрд. руб., или 59,1% общего объема межбюджетных трансфертов и 46,7% объема собственных доходов местных бюджетов. Увеличение объема указанных финансовых средств в 2010 г. составило 71,3 млрд. руб. или 8,5%.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. заметно снизился удельный вес данных межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов в Сибирском федеральном округе (на 2,7%) и в Дальневосточном федеральном округе (на 3%), кроме того, в Уральском федеральном округе наблюдается рост удельного веса данных межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов на 2,5%. В 2010 г. в 40 субъектах РФ данный показатель превышал среднее значение по стране, а в 43 — был ниже среднего уровня. Самая высокая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах Республики Ингушетия (87,5%), Чукотского автономного округа (82,2%), Ненецкого автономного округа (77,4%), Тюменской области (77,2%), Республики Дагестан (74,6%), Республики Тыва (73,8%) и Сахалинской области (72,3%).

В 2009—2010 гг. основными получателями указанных межбюджетных трансфертов являлись бюджеты муниципальных районов: в 2009 г. их доля составила 46,4%, в 2010 г. — 45,4% общего объема предоставляемой финансовой помощи местным бюджетам. Бюджеты городских округов и поселений получили в 2009 г. 37,5 и 16,1%, в 2010 г. — 38 и 16,6% соответственно. Основными причинами сложившегося соотношения является низкая налоговая составляющая в собственных доходах бюджетов муниципальных районов, а также необходимость финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, что учитывается при распределении дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Из общего количества муниципальных образований, формировавших и исполнявших бюджеты в 2010 г., только в 6,2% муниципальных образований доля межбюджетных трансфертов (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам отчислений от налогов, в собственных доходах местных бюджетов составляла меньше 10%, в 84,2% местных бюджетов — более 30%, в том числе в 52,8% — свыше 70%.

Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2010 г. представлено в табл. 2.

Наибольшее увеличение объема межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло в Тульской области — на 109,3% (на 5,6 млрд. руб.), в Самарской области — на 62,2% (на 5,3 млрд. руб.), в Тюменской области — на 58,6% (на 14,4 млрд. руб.), в Приморском крае — на 53,9% (на 3,9 млрд. руб.), в Калужской области — на 50,9% (на 1,7 млрд. руб.)

и в Республике Ингушетия — на 50,4% (1,1 млрд. руб.). Вместе с тем произошло значительное снижение объемов финансовой помощи местным бюджетам: в Астраханской области — на 43,2% (на 2,6 млрд. рублей), в Республике Саха (Якутия) — на 37,1% (на 11,2 млрд. руб.), в Саратовской области — на 27,3% (3,4 млрд. руб.), в Республике Хакасия — на 27,2% (на 1 млрд. руб.), в Республике Марий Эл — на 25,3% (на 1,2 млрд. руб.).

В составе межбюджетных трансфертов в 2010 г. (без учета субвенций из региональных фондов компенсаций) доля дотаций местным бюджетам занимает 35,9%, что соответствует уровню 2009 г. Объем дотаций увеличился по сравнению с 2009 г. на 8,4% и составил 327,5 млрд. руб., в том числе 183,5 млрд. руб. (56%) поступило в бюджеты муниципальных районов, 81,9 млрд. рублей (25%) - в бюджеты городских округов, 62,1 млрд. рублей (19%) - в бюджеты поселений.

Максимальное увеличение объема дотаций местным бюджетам в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдалось в Челябинской области — на 68,5% (5,5 млрд. руб.), в Мо­сковской области — на 61% (3,1 млрд. руб.), в Орловской области и Чеченской Республике — на 57,8% (соответственно на 0,7 млрд. руб. и 2,1 млрд. руб.). Наиболее значительное снижение объема дотаций отмечается в местных бюджетах Республики Марий Эл — на 55,2% (на 0,8 млрд. руб.), Хабаровского края - на 43,4% (на 0,4 млрд. руб.), Волгоградской области — на 41,7% (на 1,6 млрд. руб.) и Забайкальского края — на 36,7% (на 2,3 млрд. руб.).

В 2010 г. наименее дотационными являлись городские округа, в бюджетах которых удельный вес дотаций в собственных доходах составил 8%, в бюджетах поселений и муниципальных районов, соответственно, 23,8 и 26,9%. Данное соотношение связано с более высокой бюджетной обеспеченностью бюджетов городских округов по сравнению с бюджетами других типов муниципальных образований, что обусловлено преимущественной концентрацией налоговой базы по основным федеральным и местным налогам в указанных муниципальных образованиях.

В целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в бюджете субъекта РФ предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, исходя из численности жителей и бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

В 2010 г. общий объем средств фондов финансовой поддержки поселений составил 49,9 млрд. руб. (в 60 субъектах РФ), в том числе, исходя из уровня бюджетной обеспеченности (в части городских и сельских поселений) в размере 6,2 млрд. руб. (в 9 субъектах РФ), исходя из расчета на 1 жителя (в части городских и сельских поселений) — 1,4 млрд. руб. (в 11 субъектах РФ) и исходя из расчета на 1 жителя (в части городских округов) — 42,3 млрд. руб. (в 51 субъекте РФ).

Законом субъекта РФ органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов РФ. В 2010 г. из региональных фондов компенсаций в связи с передачей указанных полномочий органов государ­ственной власти субъектов РФ муниципальным районам было предоставлено субвенций в объеме 19,1 млрд. руб. 63 регионам.

Из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований выделяются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов. В 2010 г. объем данного фонда составил 455,1 млрд. руб., или 23,1% собственных доходов местных бюджетов. Софинансирование из федерального бюджета составляет 230,6 млрд. руб., или 11,7% общего объема фонда.

Отношение объемов дотаций к объемам субсидий в 2010 г. составило по РФ 72%, что на 0,2% ниже уровня 2009 г. В 2010 г. в 52 регионах объем субсидий превышал объем дотаций, а в некоторых из них — в десятки раз (в Сахалинской области — в 45,1 раз, в Тюменской области — в 13,9 раз). Приоритетным направлением фи­нансовой поддержки муниципальных образований в большинстве регионов в течение рассматриваемого периода было предоставление обусловленных межбюджетных трансфертов с различным целевым использованием, которые включали субсидии на реализацию инфраструктурных проектов и со- финансирование вопросов местного значения текущего характера. По сравнению с 2009 г. объем субсидий местным бюджетам увеличился на 8,7% и составил 455,1 млрд. руб. Основными получателями субсидий в 2009-2010 гг. являлись бюджеты городских округов (в 2009 г. — 47,4%, в 2010 г. — 49%) и муниципальных районов (в 2009 г. — 41%, в 2010 г. — 39,2%), что обусловлено широким перечнем закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты по­селений в 2009 г. приходилось 11,6% от общего объема субсидий, в 2010 г. - 11,8%.

В 2010 г. 17 субъектов РФ приняли решения о предоставлении из бюджетов муниципальных образований субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований. В 2009 г. данный механизм был установлен в 20 субъектах Российской Федерации. В 2010 г. от «отрицательного трансферта» отказались Орловская и Амурская области, Республики Алтай и Тыва, Чукотский автономный округ, а Брянская и Новосибирская области, напротив, стали применять данный механизм.

В связи с этим общий объем указанных субсидий из местных бюджетов сократился по сравнению с 2009 г. на 3,9% и составил 1,4 млрд. руб. Максимальный объем указанных средств приходится на местные бюджеты Астраханской области (476,9 млн. руб.), Ростовской области (309 млн. руб.) и Ставропольского края (259,3 млн. руб.), что свидетельствует о значительной дифференциации налогового потенциала муниципальных образований в данных регионах.

В дополнение к выравниванию бюджетной обеспеченности поселений из региональных бюджетов в соответствии со ст. 142.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов муниципальных районов поселениям, входящим в их состав, предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые образовывали районные фонды финансовой поддержки поселений. В 2010 г. объем фондов составил 22,7 млрд. руб. Максимальный объем данного фонда в Республике Татарстан — 2,8 млрд. руб., в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — 1,96 млрд. руб. и в Ставропольском крае — 1,4 млрд. руб.

Согласно данным отчетности общий объем расходов местных бюджетов в 2010 г. составил 2 612,4 млрд. руб., что на 7,1 % больше, чем в 2009 г. Расходы на решение вопросов местного значения увеличились по сравнению с 2009 г. на 6,9%, или 127,8 млрд. руб., и составили 1985,1 млрд. руб. В целом по стране данные расходы составляют 73% в общей сумме расходов. Расходы на осуществление го­сударственных полномочий составили в 2010 г. 26,1% от всех расходов. В целом по федеральным округам данная структура расходов сохраняется. За исключением Северо- Кавказского федерального округа, где доля расходов на решение вопросов местного значения составляет 55,3%, на осуществление государственных полномочий — 44,3%.

По отношению к 2009 г. структура основных расходов местных бюджетов 2010 г. изменилась незначительно. Выросла их доля на социальную политику (+1,34%) при снижении доли расходов на образование (-0,51%) и на здравоохранение (-0,52%). При этом доля расходов на ЖКХ в 2010 г. по сравнению с 2009 г. осталась неизменной.

Существенным показателем исполнения местных бюджетов является объем обязательств местных бюджетов, к которым относятся кредиторская задолженность бюджетных учреждений и долговые обязательства муниципальных образований.

По состоянию на 1 января 2011 г. кредиторская задолженность местных бюджетов по сравнению с уровнем 2009 г. уменьшилась на 8,9 млрд. руб. и составила 31,7 млрд. руб. Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты Москов­ской области — 5,3 млрд. руб., или 16,7% от общего объема кредиторской задолженности, Иркутской обла­сти — 5,4 млрд. руб., или 17%, Сахалинской области — 2,3 млрд. руб., или 7,3%, Ульяновской области —2 млрд. руб., или 6,3%, и Республики Татарстан — 1,8 млрд. руб., или 5,7% соответственно.

По отношению к общему объему произведенных расходов местных бюджетов в целом кредиторская задолженность на конец 2010 г. составляет 1,2%, что можно оценить как допустимый уровень.

В 2010 г. в целом по РФ местные бюджеты исполнены с дефицитом. Объем произведенных расходов превысил объем поступивших доходов местных бюджетов на 11,9 млрд. руб. при запланированном дефиците 119 млрд. руб. (аналогичные показатели 2009 г. составляли 52,4 млрд. руб. и 156,6 млрд. руб.).

При этом в 37 субъектах РФ профицит местных бюджетов составил 23,9 млрд. руб., в том числе в местных бюджетах Московской области — 4,8 млрд. руб., Крас­ноярского края — 2,7 млрд. руб., Ямало-Ненецкого автономного округа — 2,7 млрд. руб., Приморского края — 2,2 млрд. руб. и Свердловской области — 1,7 млрд. руб.

В 46 субъектах РФ местные бюджеты исполнены с дефицитом в общем объеме 25,8 млрд. руб., в том числе в Республике Татарстан - 5,5 млрд. руб., Красноярском крае — 8,8 млрд. руб., Краснодарском крае — 3,1 млрд. руб., Ханты-Мансийском автоном­ном округе — Югра — 3 млрд. руб. и в Ярославской области — 2,4 млрд. руб.

По данным субъектов Российской Федерации, в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2010 г., 46,1% исполнены с профицитом, 50,9% — с дефицитом, у 3% муниципальных образований — с равенством доходов и расходов.

Данные предоставлены Департаментом межбюджетных отношений

Минфина России

 О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов РФ // Финансы. – 2011. - № 5. – С. 24 – 29.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 110 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров