Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Якушкина Т. Формирование программы социально - экономического развития региона
Якушкина Т. Формирование программы социально - экономического развития региона

Т. Якушкина  

Формирование программы социально - экономического развития региона

 В муниципальной экономической системе каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей

 Как показывает практика, разрабатываемые программы социально-экономического развития муниципальных образований характеризуются отсутствием четко определенных целей, ориентацией на средства местного бюджета

 Формирование программы социально-экономического развития региона было про­анализировано на примере Брянской области

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике современной России, сопро­вождается обострением политических и социальных проблем, которые в свою очередь сдерживают социально-экономическое развитие страны. В этих условиях, как показывает отечественный и зарубежный опыт, важнейшим фактором стабилизации в стране выступает использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения. Местное самоуправление, опираясь на активность населения в решении актуальных для конкретной территории финансовых, социально-экономических и экологических проблем, способно придать развитию российского общества дополнительные стимулы .

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Двойственная природа органов местного самоуправления как негосударственного варианта публичной власти, объясняется, с одной стороны, тесной связью с государством, а с другой - постоянно существующей потребностью во взаимодействии с гражданским обществом. Как публичная власть, местное самоуправление по отношению к гражданскому обществу в лице его элементов как в индивидуальном, так и в коллективном варианте выступает в роли политического центра, обеспечивающего достижение общегражданского согласия, является ко­ординатором интересов различных социальных групп населения муниципального образования.

В муниципальной экономической системе каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.

Деятельность социальных институтов муниципальных экономических систем определяется:

во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

во-вторых, интеграцией нормативных предписаний в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль за институциональными типами действий;

в-третьих, наличием финансовых, материальных, информационных и интеллектуальных ресурсов и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Перед органами местного самоуправления в настоящее время стоит серьезная задача по разработке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. В связи с этим для всех уровней власти особо важными становятся новые знания и навыки стратегического управления, на основе которых формируются дол­госрочные стратегии и механизмы эффективного управления всеми сферами жизнедеятельности муниципального сообщества.

Чтобы разработать программу развития территории муниципального образования, на наш взгляд, целесообразно воспользоваться следующим алгоритмом:

подготовка и анализ информации о роли муниципального образования в регионе и их функциях;

сравнительная оценка ресурсного и социально-экономического потенциала муниципальных образований;

выявление проблем развития, требующих принятия решений на региональном уровне;

создание системы приоритетов по решению проблем муниципального образования;

проведение экстраполяционного прогноза с учетом тенденций соци­ально-экономического развития муниципального образования;

определение стратегических направлений развития муниципального образования в рамках концепции развития региона;

повариантная разработка целевого прогноза развития муниципального образования в соответствии с выбранными приоритетами и стратегическими направлениями, определяющими конкретные задачи на перспективу;

разработка комплекса программных мероприятий по достижению целей программы;

предлагаемые инвестиционные проекты, бизнес-планы по приоритетным проектам;

механизм реализации и ресурсное обеспечение программы;

распределение функций по реализации программы, прогнозная оценка ее результатов и эффективности.

Роль планирования социально-экономического развития муниципального образования повышается в условиях бюджетных и административных реформ, которые предполагают изменение методологии, практики бюджетирования и модернизацию всей финансово-бюджетной системы, что влечет за собой реформу муниципальных финансов и внедрение методологии результативного бюджетного планирования в муниципальном управлении. Осуществление реформ и эффективные финансовые отношения невозможны без реализации комплексных программ социально-экономического развития территории. Сегодня эта задача усложняется из-за серьезных недостатков программно-целевого метода планирования на местном уровне.

Как показывает практика, разрабатываемые программы социально-эко­номического развития муниципальных образований характеризуются отсутс­твием четко определенных целей, ориентацией преимущественно на средства местного бюджета. На наш взгляд, решить данную проблему можно путем разработки и принятия концепции перспективного социально-экономического развития муниципалитета. Принятие концепции - это прежде всего политическое решение, которое влечет за собой долговременные последствия и вырабатывается с учетом множест­ва факторов, опирается на результаты всестороннего комплексного анализа сложившейся ситуации, имеет социальное и экономическое обоснование, выявляет закономерности развития территории, обосновывает приоритетные функции, которые целесообразно реализовывать в перспективе. Отличительные черты таких решений - необратимость и долгосрочность последствий. Разработанные в дальнейшем программы социально-экономического развития призваны уточнять и конкретизировать концепцию. Основными этапами разра­ботки концепции являются обоснование стратегического выбора, формирование стратегических целей При достижении стратегических целей формируются и развиваются финансовые отношения, направленные на разработку региональной социально-экономической политики, которая включает социальные, финансовые, экологические, градостроительные ориентиры, цели и способы их достижения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Формирование программы социально- экономического развития региона проанализировано на примере Брянской области. Бюджетная и налоговая политика Брянской области сформирована на основе приоритетов, определенных Президентом России в Бюджетном послании 29 июня 2010 г., а также основных направлений бюджетной и налоговой политики, установленных Минфином России.

Основными приоритетами бюджетной политики на 2011-2013 гг. являются:

безусловное исполнение социальных обязательств, при этом необходимо тщательно анализировать эффективность принятия новых социальных обязательств, особое внимание уделять повышению адресности и эффективности результативности форм поддержки незащищенных групп населения;

обеспечение экономической стабильности в области, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, поэтапное погашение части задолженности по привлеченным кредитам коммерческих банков в целях минимизации кредитных рисков области в будущем, сохранения стабильности при выполнении бюджетных обязательств на будущие периоды;

координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, обеспечение нацеленности бюджетного планирования на достижение конкретных результатов;

предоставление гражданам государственных услуг на качественно новом уровне, модернизация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, обеспечение обратной связи с потребителями услуг;

модернизация форм поддержки реального сектора экономики с целью стимулирования развития инноваций, энергосбережения, повышения эффек­тивности и производительности труда, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, в том числе за счет серьезного повышения доступности ресурсов кредитного рынка. Государственная поддержка будет направляться в сферы, где задачи не могут решаться частным бизнесом, при этом государс­твенный сектор не будет подменять собой частный сектор или определять перспективные направления развития;

модернизация форм и методов поддержки местных бюджетов, обеспечение расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, ориентация финансовой поддержки на достижение конечных результатов в сфере полномочий местного самоуправления;

развитие систем здравоохранения и образования, обеспечение сопряженности здравоохранения и образования с задачами поддержки внедрения инноваций, новых форм оказания государственных услуг; ориентация системы образования на подготовку востребованных экономикой специалистов.

Оценка объема расходных обязательств областного бюджета производилась на основе его уточненных плановых назначений на 2010 г. с учетом увеличения в 2011 г. страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2 до 34,2%.

Политика в сфере расходования бюджетных средств в 2011-2013 гг. будет сконцентрирована на повышении эффективности осуществляемых и принимаемых расходных обязательств, координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Будут созданы механизмы, направленные на решение ряда задач.

Четкое определение сфер ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти будут пересмотрены с целью исключения выполнения полномочий, которые ведут к неоправданно высоким бюджетным расходам и размыванию ответственности. За органами государственной власти законодательно будут закреплены четкие сферы компетенции, установлены критерии и порядок оценки эффективности и результативности исполнения возложенных задач.

Для повышения эффективности деятельности государственных служащих необходимо повышать их функциональную мобильность. Организационная система управления в органах государственной власти должна трансформироваться с линейной в преимущественно функциональную. В результате ставится задача в планируемом периоде сократить численность служащих, часть экономии по фонду оплаты труда направить на дополнительное стимулирование по результатам достижения целевых показателей в соответствующей сфере деятельности.

Обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей, внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных бюджетных учреждений с 2011 г. будет ориентирована на четкие количественно измеримые и достижимые результаты деятельности, согласованные с долгосрочными задачами социально- экономического развития. Будет отменено сметное финансирование (за исключением финансирования казенных учреждений), бюджетные ассиг­нования будут выделяться на реализацию конкретных задач, оказание услуг, процесс и результат исполнения которых может быть проконтролирован.

Планирование бюджета на 2011 г. осуществлялось исходя из четко поставленных целей и задач, в основу каждого бюджетного ассигнования ложатся количественно измеримые показатели результатов деятельности органов государственной власти.

Начиная с 2013 г. областной бюджет будет полностью формироваться на основе программно-целевого принципа («программный бюджет»),

Определение формализованного порядка оценки эффективности действующих расходных обязательств, обоснования и принятия новых расходных обязательств.

Любое предлагаемое новое решение будет проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития, будет закреплена ответственность за досто­верность финансово-экономических обоснований расходных обязательств, финансируемых за счет бюджетных средств.

Создание условий для повышения эффективности деятельности по обеспечению государственных услуг.

Финансирование оказания государственных услуг будет осуществляться исключительно на основании государственных заданий, а не в зависимости от фактически сложившихся расходов по смете. Органы государственной власти будут выступать заказчиками при выстраивании отношений с подведомственными учреждениями. Начиная с 2010 г. установлены количественные и качественные критерии качества оказания государственных услуг, в полной мере должны реализовываться и стандарты качества предоставления услуг. Мониторинг качества оказываемых государственных услуг будет осуществляться независимыми организациями, а за невыполнение или некачественное выполнение государственного задания будут установлены финансовые санкции.

Укрупненная информационная модель такой экономической системы подведомственного учреждения может быть представлена двухконтурной структурной схемой. Объект управления - это подсистема материальных элементов экономической деятельности учреждения, т.е. это сырье, материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.

Субъект управления - это совокупность взаимодействия структурных подразделений, т.е. руководителя, финансового отдела, отдела планирования.

Деятельность учреждения связана с непрерывным движением потоков материальных и финансовых средств между его отдельными подразделениями, что позволяет обеспечить наличие требуемых по объему и структуре ресурсов на всех участках в любой момент времени. Эффективность деятельности в первую очередь определяется грамотным управлением движением информационных потоков.

Формируемые информационные потоки вливаются из внешней среды в экономическую систему, проходят процесс обработки в различных подразде­лениях (субъект управления) учреждения, затем попадают в подсистему материальных элементов его экономической деятельности (объект управления) и в конце процесса также через субъект управления вливаются обратно во внешнюю среду. При планировании определяются стратегические и оперативные задачи учреждения, при оперативном управлении оказывается непрерывное воздействие на объект управления с целью достижения запланированных показателей.

Состояние объекта управления зависит как от скрытого, так и от управляющего воздействия, поэтому состояние, в которое переходит объект управления, не всегда соответствует плановым показателям. Достижение запланированных показателей возможно лишь при наличии обратной связи, которая позволяет оперативно корректировать управляющее воздействие.

Сбор информации, т.е. мониторинг, является совокупностью учетной деятельности учреждения и занимает одно из важнейших мест в его системе управления. Роль обратной связи в системе управления учреждением выполняет подсистема мониторинга, которая представляет собой комплекс работ, включающий наблюдение, измерение и регистрацию фактов де­ятельности в целях контроля и управления ими. Отдельные функции мониторинга, такие как учет, контроль и анализ, имеют общий этап - получение и накопление информации о финансово-хозяйственной деятельности учреждения - и отличаются глубиной обработки и способом представления накопленной информации . Ведение учета в интересах внешних пользователей (финансовый учет - бухгалтерская и налоговая отчетность, отчеты инвесторам, акционерам и т.д.) регламентируется, как правило, внешними организациями или законодательными актами. Требованиями к внутреннему мониторингу (управленческий учет) выступают его оперативность и достоверность накопления информации. Эти условия можно выполнить путем введения электронного документооборота.

Исследование показало, что для проведения мониторинга органам го­сударственной власти необходимо создать единую информационную систему с применением стандартизованных электронных средств передачи и хранения информации. Центральной частью системы должна стать база данных электронных документов, отражающих все факты хозяйственной деятельности.

Высокая плотность потока хозяйственных операций приводит к быстрому росту размеров базы данных. Чтобы решить проблему, необходимо осуществить «расслоение» данных по хронологическому признаку на данные текущего периода и данные прошлых периодов.

При создании единой информационной системы региона следует учитывать, что некоторые субъекты управления в силу своей удаленности не могут находиться в постоянной связи в реальном времени с центральной базой данных (ЦБД), размещенной, как правило, на удаленном сервере. Поэтому нужно предусмотреть возможность автономного ведения мониторинга подразделением с помощью средств локальной информационной системы и периодического обмена ин­формацией с центральной информационной системой.

Создание единой информационной системы региона позволит обеспечить качество финансового контроля, который постепенно будет переориентирован с контроля смет и затрат на контроль результатов выполнения услуг: количества, качества, себестоимости услуг.

Повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Вся информация, касающаяся распоряжения бюджетными средствами, в доступной и наглядной форме будет размещаться в сети Интернет. Будет усилена роль докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов государственной власти, сами доклады будут опубликованы, а также будет определен порядок применения санкций за необоснованное неисполнение определенных задач субъектов бюджетного планирования.

В соответствии с законопроектом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предполагается изменить источники финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентировать финансовое обеспечение отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, за счет средств бюджета фонда медицинского страхования.

Финансовое обеспечение дорожного хозяйства планируется осуществлять в том числе за счет средств, распределяемых из Федерального дорожного фонда.

Политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями на 2011-2013 гг. будет направлена на решение следующих основных задач:

повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления за счет собственных доходов;

дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований;

корректировка принципов и механизмов предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов;

повышение эффективности бюджетных расходов;

совершенствование стимулов к повышению качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.

Основные направления бюджетной и налоговой политики были положены в основу формирования областного бюджета Брянской области на 2011 г. и на плановый период 2012— 2013 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гапоненко А. Л. Стратегия социально- экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2001.

2.Гапоненко А.А., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учеб. - М.: Омега-А, 2004.

3.Гапоненко А. Л., Алисов А. Н., Мельников С. Б., Николаев В. А., Гришин В.В. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. - М.: МДС, 1999.

4.Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. - М.: Экзамен, 2002.

Якушкина, Т. Формирование программы социально - экономического развития региона / Т. Якушкина // Проблемы теории и практики управления. – 2011. - № 4. – С. 66 – 74.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 65 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров