Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Валиев М. А. Особенности управления финансовыми ресурсами инновационной муниципальной политики
Валиев М. А. Особенности управления финансовыми ресурсами инновационной муниципальной политики

М. А. ВАЛИЕВ аспирант кафедры социологии, психологии и педагогики Московского государственного технологического университета «СТАНКИН»

Особенности управления финансовыми ресурсами инновационной муниципальной политики

 В статье предпринимается попытка раскрыть право местного самоуправления на самостоятельное формирование местных бюджетов и их рациональное использование.

Проблема обеспечения регионального инновационного развития особенно актуальна для России с её федеральным устройством, существенной децентрализацией системы государственного управления и повышением экономической самостоятельности регионов. Новые условия меняют прежние стереотипы хозяйственного и финансового поведения и заставляют искать дополнительные ресурсы для регионального развития и, прежде всего, на местах, с расчетом в первую очередь на собственные силы.

Федеральным законом предусмотрен ряд гарантий экономических прав местного самоуправления, которые на практике довольно часто не соблюдаются.

Так, право органов местного самоуправления на самостоятельное формирование местных бюджетов (ст. 35, п. 2) существует лишь формально, поскольку при согласовании с субъектом РФ отчислений от регулирующих налогов и трансфертов в местные бюджеты каждая статья предстоящих расходов прове­ряется и регулируется настолько жестко, что свобода маневра бюджетными средствами у муниципального образования совершенно отсутствует. Муниципальным служащим приходится про­являть чудеса изобретательности, чтобы изыскать средства. По словам депутата Государственной Думы, члена комиссии по бюджету и налогам В. Гартунга сегодня большинство муниципальных районов вынуждены отдавать в вышестоящие бюджеты 70% собранных налогов. Такая ситуация сложилась за пос­ледние 5 лет в ходе бюджетной реформы и реформы местного самоуправления. Сейчас на местах остается лишь 10% от на­лога на имущество организаций (вместо прежних 50%). Региональный бюджет полностью забирает налог на прибыль. Ранее до реформы в местной казне оставалось около 30%.

Сильнее всего пострадал основной источник местных доходов - налог на доходы физических лиц (13% от заработной платы). Ранее данный налог полностью поступал в распоряжение местной администрации. Сегодня главам районов оставили меньше половины сборов данного налога.

Основные муниципальные права в экономической сфере, отраженные в законодательстве РФ, следующие:

•право на установление местных налогов и сборов (но после вступления в силу Налогового кодекса РФ количество местных налогов и их суммарная величина резко снизилась);

•право на образование целевых внебюджетных доходов;

•право на самостоятельное управление муниципальной собственностью (однако органы местного самоуправления испытывают трудности при передаче в муниципальную собственность объектов);

•право на регулирование условий использования земель (в границах муниципального образования);

•право на получение платежей за использование природных ресурсов;

•право на создание муниципальных предприятий, на регулирование цен на их продукцию;

•право на выдачу муниципального заказа с использованием собственных финансовых средств;

•право на выпуск муниципальных займов и лотерей, создание муниципальных банков и других финансово-кредитных предприятий.

Федеральным законом предусмотрен ряд гарантий экономических прав местного самоуправления. Но, к сожалению, в современной практике функционирования муниципальных образований данные гарантии не соблюдаются.

В современных условиях муниципальным образованиям не обеспечивается такой уровень доходных источников, который был бы достаточен на покрытие минимально необходимых расходов местных бюджетов. Кроме того, органам местного самоуправления крайне недостаточно выделяется финансов для осуществления ими ряда государственных полномочий. Между тем, обязательств у местных бюджетов хоть отбавляй. На свои финансовые средства муниципалитеты должны ремонтировать дороги, модернизировать систему отопления, содержать в исправности и регулярно обновлять парк общественного транспорта. Не так давно федеральный бюджет переложил на органы местного самоуправления финансирование стимулирующей части в фонде зарплаты учителей. А региональные бюджеты отошли от финансирования детских садов, платы за Интернет (для школ, библиотек).

В связи с этим образуется дефицит бюджета муниципальных образований, который они вынуждены покрывать за счет субвенций и субсидий, выделяемых на конкретные цели (зарплату, коммунальные услуги, социальные выплаты), и безадресных дотаций, которых хватает лишь на самое необходимое.

В связи с подобной практикой, которая сложилась в последнее время, директор Центра экономики федеральных отношений (Институт экономики РАН) С. Валентей отмечает, что такие действия, когда все основные финансовые полномочия концентрируются «в верхах», способствуют тому, что органы местного самоуправления теряют заинтересованность в эффективном экономическом развитии своих территорий (бедным регионам Центр даст дотации, а богатые боятся, что большую часть доходов отберут).

Данное положение усугубляется несовершенством бюджетного законодательства. Например, руководство субъектов не вправе проводить гибкую финансовую политику, временно снижая процент налоговых отчислений в региональный бюджет для проблемных районов. Льготу разрешается ввести только для всех сразу, в результате чего регион мгновенно теряет миллионные отчисления от богатых муниципалитетов. Итогом становится резкое различие в уровнях жизни на территории региона.

Несмотря на то, что муниципалитеты научились даже в период кризиса кое-как выживать, получить даже свои небольшие доходы им очень сложно. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а также полностью отданный на отступ муниципалитетам земельный налог относится к числу слабо собираемых. За­долженность плательщиков копится годами. При этом никаких серьезных рычагов воздействия на должников муниципалитеты не имеют. При этом органы государственной власти продолжают принимать многочисленные решения, ведущие к увеличению расходов или уменьшению доходов местных бюджетов без какой-либо компенсации. Однако возможности разработки и реализации инновационной муниципальной политики всё же есть. И они должны определяться особенностями самого муниципального образования.

На наш взгляд, при выработке инновационной муниципальной политики надо учитывать, разрабатывать и использовать следующие ресурсы:

• рационально распоряжаться такими экономическими ресурсами, как объекты городской инфраструктуры, сферы обслуживания промышленных предприятий;

•использовать такие юридические ресурсы, как правовая база государства, полномочия местного самоуправления;

•развивать человеческие ресурсы - научно-интеплектуальный и культурный потенциал населения муниципального образования;

•учитывать и способствовать развитию таких факторов, как демографический, социальный, экологический, научный.

Инновационная политика муниципальных образований должна быть направлена на обеспечение социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для приоритетного развития производительных сил данной территории. Целью муниципальной политики должно выступать, прежде всего, высокое качество жизни жителей му­ниципального образования. В связи с этим инновационная по­литика должна быть основана на комплексе мер и принципов, способствующих научно-технологическому развитию муниципального образования и инновационной активности субъектов экономической деятельности. Инновационное развитие является управляемым процессом, который должен опираться на научный поиск и эффективное управление нововведениями во всех сферах экономической, социальной, научной и культурной жиз­ни муниципального образования.

Тяжелые времена наступают для большинства регионов страны. Ежегодно сокращается число самодостаточных субъектов Российской Федерации, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут получать 69 регионов из 82. Причем методика выделения этих дотаций построена таким образом, что регионы, которые добьются повышения собственных доходов, получат дотации в меньшем объеме, что не стимулирует их развитие. Правительство ставит регионы в очень сложное финан­совое положение. Мало того, что, пренебрегая инфляцией, сни­жается объем межбюджетных трансфертов в 2011 г. на 4,9%, в 2012 г. - на 18,7%, в 2013 г. - на 5,9%, так еще регионы нагружаются дополнительными расходами, связанными с повышением заработной платы бюджетникам, увеличением затрат на страховые взносы в государственные социальные фонды, ростом расходов на услуги ЖКХ и выплату жилищных субсидий.

При этом надо учитывать, что доходы субъектов и муниципалитетов могут существенно сократиться. Дело в том, что повышение на федеральном уровне страховых взносов в государственные социальные фонды резко увеличивает налоговую нагрузку на фоне оплаты труда. При укоренившейся в России практике уплаты налогов неизбежен ее частичный уход «в тень». А это значит, что регионы могут не получить планируемые доходы от подоходного налога. Увеличение акцизов, налога на добычуполезных ископаемых (НДПИ), отмена льгот по земельному налогу и имущественным налогам неминуемо приведут к сокращению платежей по налогу на прибыль в региональные бюджеты. А ведь налог на прибыль и подоходный налог составляют главные источники доходов субъектов. Так, например, глава Газпрома А. Миллер заявил, что дополнительные расходы компании с учетом роста НДПИ и налога на имущество составят в 2011 г. 200 млрд. рублей, и это неизбежно скажется на поступлениях в региональные бюджеты.

В то же время надо учитывать, что в связи с принятием нового бюджета на 2011 г. наступают тяжелые времена для большинства регионов.

Валиев, М. А. Особенности управления финансовыми ресурсами инновационной муниципальной политики. / М.А. Валиев // Социально – гуманитарные знания. – 2011. - № 3. – С. 325 -329.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 40 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров