Навигация
 
Блусь П.И. Мы с муниципалитетами - в одной команде!

Мы с муниципалитетами - в одной команде!

Блусь П.И., Министр регионального развития Пермского края

Весомые результаты в этом направлении возможны лишь если государственные и муниципальные органы власти работают вместе, одинаково понимая свои цели. Поэтому правительство края создало типовые структуры администрации город­ского округа и муниципального района, которые повторяют модель управления регионального уровня.

Для того, чтобы «вертикаль власти» была эффективной, органы государственной власти Пермского края заключают соглашения о сотрудничестве с соответствующими им органами местного самоуправления для достижения показателей социально-экономического развития в разрезе отраслей.

Отчеты глав муниципальных районов, городских округов по итогам выполнения соглашений рассматриваются на заседаниях правительства Пермского края. Ряд этих показателей входит также в систему оценки деятельности муниципальных властей.

Премии за результат

Для того, чтобы заинтересовать муниципалитеты в достижении нужных результатов, в Пермском крае уже два года работает система мотивации органов местного самоуправления

Конкурс муниципальных районов (городских округов) Пермского края.

Конкурс проводится регулярно, с подведением ежеквартальных и ежегодных итогов. Все муниципалитеты поделены на три группы. Первая - городские округа, вторая - муниципальные районы с преимущественно городским населением, третья муниципальные районы с преимущественно сельским населением. В каждой группе составляется свой рейтинг.

Рассматриваются показатели по всем ключевым направлениям развития территорий. Это и поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты районов и городов, и уровень преступности, и уровни рождаемости и смертности населения - всего более 50 показателей. Причем многие из них рассматриваются

именно в динамике. Это важно для объективности стимулирования к развитию не самых благополучных районов: с низкой базы лучше видны успехи.

По результатам конкурса лучшие муниципальные образования получают денежные вознаграждения, которые направляются на развитие территорий, а также на поощрение глав и их команд. Общий призовой фонд за два года составил 120,95 млн. руб.

Кроме того, итоги этого конкурса обсуждаются на Совете глав муниципальных образований при губернаторе Пермского края, который проводится каждые две недели. По всем показателям рейтинги территорий представляются на слайдах: зеленым выделяются передовики, желтым - среднее звено, красным - отстающие. Так что главы видят себя в сравнении с другими и легко могут понять, в каких направлениях они сильны, а где надо подтянуться.

Еще один психологический момент - перед входом в зал заседаний установлена доска почета, на которой висят фотографии тех руководителей, чьи территории по результатам конкурса за­няли 1 -3 место.

Передаем налоги в муниципалитеты

С 2008 года мы работаем над увеличением финансовой самостоятельности местных бюджетов, последовательно передаем территориям собственные нало­говые источники.

Так, в 2008 году передан норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в раз­мере 5% от суммы налога, поступающего в консолидированный бюджет края.

В 2009 году дополнительно переданы единые нормативы отчислений налогов, поступающих в консолидированный бюджет края:

по налогу на доходы физических лиц в размере 10% от суммы налога,

по транспортному налогу - в размере 100% от суммы на­лога,

по налогу на имущество организаций - в размере 70% от суммы налога.

Таким образом, муниципальные образования Пермского края сегодня по-настоящему заинтересованы в увеличении собственных доходов, в эффектив­ной работе бизнеса, увеличении собираемости налогов. Налог «работает по месту жительства», вкладывается в развитие той территории, где он собран.

С 2007 года собственные доходы муниципальных образований увеличились на 44%.

Сколько людей - столько и денег

Кроме того, территории Пермского края получают средства из Фонда софинансирования расходов. Он формируется из дополнительных доходов бюджета края.

Распределение средств между муниципальными образованиями идет по душевому принципу. Этот ресурс используется территориями для финансирования приоритетных региональных и муниципальных инвестиционных проектов, при котором муниципалитеты самостоятельно выбирают направления расходования выделяемых средств.

Всего за 3 года существования в фонд поступило 17,86 млрд. руб.

За период с 2008 по 2010 гг. с использованием Фонда софинансирования расходов разработано 38 документов территориального планирования, 25 проектно-сметных документации завершено 73 объекта газификации, 30 объектов водоснабжения и канализации, 28 объектов строительства и реконструкции объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, дорожно­го хозяйства. Всего за 2008-2010 годы завершено 194 объекта.

Среди наиболее значимых законченных строек физкультурно-оздоровительный комплекс в Орде, водопровод восточной части Верещагино, школа N22 и женская консультация в Чайковском, детский сад с бассейном в селе Платошино Пермского района, школы в Бардымском, Осинском районах, г.Кудымкаре, г.Чусовом, стацио­нар районной больницы в Ильинском районе. Выполнена реконструкция ряда школ и участковой больницы в Кудымкарском районе, культурно-делового центра и котельной в Кудымкаре.

В результате передачи на муниципальный уровень части на­логов и средств Фонда софинансирования расходов объемы налоговых, неналоговых доходов местных бюджетов увеличились в 2009 году в сравнении с 2005 годом в 2,3 раза.

Самообложение

Активные муниципалитеты сегодня пробуют еще одну возможность найти средства на решение конкретных задач. В марте этого года в Пермском крае стартовал пилотный проект «Активные граждане - сильный муниципалитет». В двух поселениях Кдымкарского и Кочевского районов руководство определило проблему местного значения, которую надо решить, и на референдуме 13 марта предложило населению собрать для этого деньги. Инициативу жители под­держали.

Таким способом люди собираются в первую очередь решить организации уличного освещения. Причем, на каждый рубль жителей краевой бюджет добавит еще рубль. То есть если, например, собрали 100 тысяч рублей, то край добавит ещё 100 тысяч.

Сумма взноса не превышает ста рублей. Для инвалидов, ветеранов войны, малообеспеченных, многодетных семей и матерей-одиночек сумма взноса уменьшена наполовину.

Экономят на себе

Для повышения эффективности и прозрачности управления финансами бюджеты муниципальных образований управленчески разделены на «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития».

Самая большая статья текущих расходов в муниципальных образованиях - это, как правило, содержание администрации. Мы ставим задачу сокращать ее максимально всеми возможными способами: убирать лишние ставки, избавляться от непрофильных активов, которые надо содержать, экономить на материальном обеспечении. Кстати, результаты этой работы также учитываются при составлении рейтинга муниципальных обра­зований.

В итоге с 2008 года «текущие расходы» местных бюджетов и доля расходов на содержание органов местного самоуправления в них пусть незначительно, но сокращаются. В то же время «бюджет развития» увеличивается.

Для закрепления положительного результата правительство Пермского края разработало и ввело с 2010 года в действие методику расчёта нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.

Вот такими методами мы создали общую систему координат для регионального правительства и муниципалитетов, которая стимулирует территории к росту самообеспеченности и исключает иждивенчество, неэффективность.

Блусь, П.И. Мы с муниципалитетами - в одной команде! / Блусь П.И. // Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2011. - № 4 – 6.  С. 26 – 28.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 47 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров