Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Павлов В.Н. Факторы роста и модернизации финансового потенциала региона
Павлов В.Н. Факторы роста и модернизации финансового потенциала региона

Павлов В.Н.

Факторы роста и модернизации финансового потенциала региона

Решение стратегических задач, стоящих перед страной, требует активизации механизма формирования и использования финансового потенциала государства в системе общественных воспроизводственных процессов, усиления его влияния на развитие экономики и социальную сферу.

В посткризисный период снова появляются благоприятные возможности быстрого восстановления и роста финансового потенциала государства и регионов. При этом сам финансовый потенциал не должен оставаться неизменным в качественном отношении, поскольку он должен формироваться в значительной степени за счет инновационных факторов и в большей мере использоваться на инновационные цели.

Финансовый потенциал как экономическая и финансовая категория отражает сложные, многоаспектные, агрегированные и консолидированные финансовые процессы, связи и отношения. Задача, решаемая в рамках проведенного научного исследования, результаты которого представлены в данной статье, состоит в выявлении особенностей регионального содержания финансового потенциала.

Как справедливо замечают некоторые авторы, термин «финансовый потенциал» в экономической литературе часто используется в основном как синоним термина «налоговый потенциал». Иногда этим понятием характеризуют совокупность всех видов финансовых ресурсов на территории данного региона. В связи с этим представляется важным сформулировать новое определение финансового потенциала, вбирающее в себя аспект социально-экономического развития управляемого объекта на основе имеющихся ресурсов в определенном временном периоде.

Таким образом, термин «финансовый потенциал» означает максимум (предел) функциональных возможностей социально-экономического развития какого-либо управляемого объекта (государства, региона, муниципального образования) в определенный период времени с использованием финансовых ресурсов.

Поскольку максимум функциональных свойств любого управляемого объекта всегда составляет 100%, то теоретически следует предположить, что в действительности этот объект будет функционировать не в полную меру. Это выдвигает научную проблему разработки методологии определения эффективности использования имеющегося потенциала, которая относительно легко решается при анализе эффективности использования физических (материально- вещественных) факторов общественного производства. Значительно труднее оценить сам потенциал — ресурсную базу финансовых систем, и тем более — эффективность использования имеющегося потенциала.

На финансовый потенциал оказывает влияние большое число факторов, количественное измерение которых весьма проблематично, а в ряде случаев — практически невозможно (например, влияние политических факторов). Тем не менее сделанные ранее выводы о сущности «потенциала» необходимо учитывать при определении понятия потенциала любой экономической категории, в том числе финансового потенциала государства и регионов.

Фактически финансовый потенциал отражает реальную максимальную аккумулированную величину финансовых ресурсов всех секторов экономики, которые формируются, распределяются и используются всеми звеньями финансовой системы государства.

Таким образом, финансовый потенциал государства — это реальная способность необходимой максимизации огосударствления финансовых ресурсов страны и их аккумуляции в звеньях системы государственных и муниципальных финансов, т.е. это максимально возможный реальный потенциал общественных (публичных) финансов, реализуемый на нормативно-законодательной основе за счет ресурсов всех секторов экономики и субъектов всех форм собственности. Часть ресурсов финансового потенциала государства формируется также за счет сектора домашних хозяйств: налоги с доходов физических лиц и на недвижимость, аккумуляция сбережений населения в звеньях государственных и муниципальных финансов (депозиты, государственные и муниципальные ценные бумаги, пенсионные накопления).

Ключевую роль в формировании финансового потенциала государства играет система государственных и муниципальных финансов. Количественное измерение

параметров доходной и расходной частей бюджетной системы позволяет оценить использование ресурсов централизованного денежного фонда с целью развития финансового потенциала государства и регионов.

Данные об исполнении бюджета в 2009-2010 гг. и прогноз на три последующих года свидетельствуют о приоритетах бюджетной политики государства, связанных с необходимостью обеспечения макроэкономической стабильности, сокращением объема дефицита бюджета, а также поддержанием социальной направленности расходов в части финансирования государственных внебюджетных фондов.

Институциональные изменения в российской экономике объективно сказались на изменении экономической роли бюджетной системы, также подвергшейся своеобразной рыночной трансформации. На современном этапе развития государственных и муниципальных финансов бюджетная система стала, по существу, главным инструментом формирования и использования финансового потенциала государства.

В связи с этим в числе важнейших задач нового этапа бюджетной политики федерального центра следует назвать:

приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, позволяющего учитывать стратегические ориентиры экономической политики;

повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, результативности социальной политики;

конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;

открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

Понимание бюджетной политики федерального центра необходимо для повышения эффективности управляющих воздействий региональной власти в бюджетно-налоговой сфере. В условиях федерализма системное формирование и исполнение бюджетов различных уровней становится одним из основных факторов социально-экономического развития территорий. В целях стимулирования экономического роста в регионах и увеличения их финансового потенциала требуется продолжение реформирования бюджетной и налоговой систем.

Главная проблема оценки эффективности формирования и использования финансового потенциала заключается в определении системы оценочных показателей и критериев. Методика оценки эффективности системы государственных финансов предполагает, во-первых, отказ от абсолютизации каких-либо выбранных приоритетов (например, достижение бездефицитности или т.н. «нулевой» дефицитности бюджетной системы) и, по существу, отождествления финансовой политики и финансовой системы с подобными приоритетами и показателями. Последние должны быть переведены в несколько иную плоскость оценки и должны отражать, в частности, реальную, а не формальную эффективность государственных финансов.

Во-вторых, предлагается не механическое сопоставление заданных критериев и показателей и фактически достигнутых результатов, а анализ внутренних и внешних факторов, воздействующих не только на результаты, но и на сами целевые установки финансовой политики.

В-третьих, особую роль приобретает оценка общественной эффективности, т.е. степень удовлетворения ожиданий и потребностей общества относительно результатов финансовой политики.

Таким образом, определение эффективности формирования и использования финансового потенциала предполагает разделение системы государственных финансов на составные части (звенья), установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей для эффективного управления. Необходим анализ ключевых параметров и механизмов, отражающих условия и факторы формирования и использования финансового потенциала.

В числе факторов, влияющих на эффективность функционирования системы государственных финансов, следует также отметить:

1) формирование и реализацию государством долгосрочной финансово-экономической, в том числе бюджетно-налоговой политики, адекватной стратегическим целям экономической политики государства;

2) четкое разделение функций, прав и обязанностей между государственными и частными финансами и, соответственно, разграничение ответственности и финансовых ресурсов между органами государственной власти и не­государственными организациями;

3)прозрачность и гласность как прогнозных оценок, так и фактических результатов по ключевым показателям, характеризующим процесс формирования и использования финансового потенциала государства.

Стратегия роста финансового потенциала государства в посткризисном периоде и на перспективу до 2020 года определена рядом документов, имеющих важное значение в регулировании модернизации и инновационном развитии страны. Приоритеты и факторы роста, направления модернизации на перспективу обозначил в Послании Федеральному Собранию и в Бюджетном послании о бюджетной политики в 2012-2014 годы Президент РФ Д.А. Медведев.

В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года конкретно раскрыты возможности, параметры и политика экономического роста и инновационного развития страны, ее экономического, финансового, человеческого потенциала.

Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источниками высоких доходов становятся не только возможность по­лучения ренты от использования природных ресурсов и высокой мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Исходя из результатов проведенного исследования, основным направлением роста финансового потенциала регионов является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Реализация указанного приоритетного направления должна производиться через совершенствование налоговой политики с целью:

создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;

обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;

финансирования со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;

проведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, практического внедрения их результатов;

развития российской финансовой инфраструктуры;

повышения экономической активности населения.

Требуется увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развитая экономики, повышения уровня и качества жизни населения во всех регионах.

Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы, так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально-ориентированного развития. Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4% ВВП. Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транспортную инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Кроме того, для развития отраслей образования и здравоохранения требуется рост инвестиций в социальную инфраструктуру.

Стимулирование обновления научно-технической базы потребует также увеличения государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования. В целом бюджет развития или инновационный бюджет (включающий в том числе инвестиции и расходы на науку и исследования) в 2010-2015 гг. составит 6,1-6,8% ВВП.

Активизация усилий по саморазвитию во всех российских регионах и муниципальных образованиях позволяет интенсифицировать факторы роста финансового потенциала, создавать ресурсы для интегрированного, комплексного решения общих задач и целей российской экономики. Таким образом, концепция саморазвития регионов является не оправданием изоляционизма субъектов Федерации, а обоснованием политики, противоположной выживанию за счет других территорий или дотаций из федерального центра. Через саморазвитие идет усиление способности субъектов Федерации к относительной само­стоятельности в эффективном воспроизводстве территорий. В результате саморазвитие территорий усиливает их интеграцию в единую социально-экономическую систему страны. Оно направлено на укрепление финансовой и социальной самостоятельности субъектов Российской Федерации, что будет способствовать снижению иждивенческих настроений в регионах и муниципальных образованиях.

Павлов, В.Н. Факторы роста и модернизации финансового потенциала региона / В.Н. Павлов / Финансы. – 2011. - № 7. – С. 62 – 64.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 89 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров