Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Морозов С.И. Стремительное социально – экономическое развитие региона – результат работы
Морозов С.И. Стремительное социально – экономическое развитие региона – результат работы

Морозов С.И., Губернатор Ульяновской области.

Стремительное социально – экономическое развитие региона – результат работы органов государственной власти и местного самоуправления

Ульяновская область заняла 5 место в рейтинге социально – экономического развития субъектов Приволжского федерального округа. Таких высоких показателей региональной экономике удалось достичь впервые за последние 8 лет. Об основных направлениях социального развития муниципальных образований региона рассказал Губернатор -  Председатель Правительства Ульяновской области Сергей Морозов.

 

Сергей Иванович, Вы руководите регионом уже более пяти лет. Как Вы можете оценить, что удалось сделать, над чем предстоит работать?

- На начало 2005 года область была кризисным регионом, находившимся на особом контроле в Правительстве страны. В комплексном рейтинге ПФО наша область стояла на последнем позорном месте. Нищенский бюджет в 6,5 миллиардов рублей. Огромные долги перед государством, энергетиками, граж­данами. Буквально «дышащая на ладан» промышленность. Самый высокий в ПФО уровень официальной и общей безработицы. «Замороженная» на годы гази­фикация. Треть жителей жила за чертой бедности. Смертность в два раза превышала рождаемость. Запущенность всех систем жизнеобеспечения, полное отсутствие благоустройства.

Тогда мы поставили амбициозную, но выполнимую задачу - Ульяновская область должна войти в число ведущих регионов ПФО. Мы обозначили первостепенные направления работы. Необходимо было вернуть людям элементарные человеческие условия жизни, реализовать комплекс мер, направленных на «сбережение» населения Ульяновской области, сохранение здоровья граждан. Кроме того, нам предстояло «реанимировать» экономику региона, сформировать прогрессивную систему привлечения инвестиций, выстроить новую политику по поддержке малого и среднего бизнеса. Наконец, крайне важно было ускоренно развивать транспортную и социальную инфраструктуру.

Сегодня эти задачи полностью реализованы. По показателям социально-экономического развития регион занял высокое 5 место среди субъектов ПФО по итогам 2010 года. Сравнительный анализ с 2002 по 2010 годы показал, что такой результат достигнут впервые.

При этом Ульяновская область опередила по 28 социально- экономическим показателям Республику Башкортостан, Оренбургскую область. Удмуртскую и Чувашскую Республики, Пермский край. Пензенскую область, Республику Мэрий-Эл и Кировскую область, занявших, соответственно с шестого по 14 места.

Начиная 2010 год с 12 места, Ульяновская область постепенно вошла в семерку стабильно развивающихся субъектов. Среднероссийский индекс промышленного производства равен 108,2%, что составляет лишь 98% к докризисному уровню. Ульяновская область же заняла первое место в рейтинге по индексу промышленного производства с показателем 123,1%, что превышает общероссийский уровень почти на 1 5%.

Столь высокую позицию в ПФО области удалось занять как благодаря промышленному блоку, так и вследствие активной и напряженной работы всех отраслевых ведомств и органов местного самоуправления, которые оперативно отслеживали ситуацию в своих сферах деятельности.

Приоритетными для нас остаются вопросы демографии. Здесь остается еще много проблемных моментов. Работа над ними станет для нас основной в ближайшие годы. Тем не менее, мы уже достигли значительных результатов. Если в 2005 году в области родилось чуть больше 11,5 тысяч малышей, то в 2010 - почти 14 тысяч. Это наш лучший показатель за последние 16 лет.

Кроме того, по сравнению с прошлым годом в регионе снизилось количество абортов (на 15%), увеличилось количество браков (на 4,8%), снизилось количество разводов (на 16%).

На 6,3% увеличилось количество детей, воспитывающихся в многодетных семьях, число которых также увеличилось (на 14%). На протяжении последних четырёх лет уменьшается число семей, находящихся в социально опасном положении. Как видите, Правительством региона сделано много. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Впереди нас ждёт огромная работа.

Сегодня самая важная задача, которая стоит перед нами - коренным образом улучшить качество жизни ульяновцев. Мы создадим необходимые условия, чтобы жители области имели интересную и высокооплачиваемую работу, крепкое здоровье, комфортное жильё, благоустроенную среду проживания, возможности для семейного отдыха и досуга, для воспитания и образования своих детей и внуков. Чтобы наша молодёжь на родной земле, реализовала свои таланты и способности.

Каждый руководитель исполнительного органа государственной власти и каждый глава муниципального образования прекрасно знает проблемные направления в своих отраслях. Теперь, когда мы имеем четкие цифры и сравнительные таблицы с субъектами ПФО, у каждого из нас есть возможность поиска новых путей решения этих проблем.

Какое место в системе управления регионом занимает местное самоуправление?

- Безусловно, местное самоуправление - это наша опорная точка. Пять лет назад я поставил задачу - повысить эффективность государственного и муниципального управления. За последние три года в общероссийском рейтинге органов государственной власти мы поднялись по общей эффективности госуправления с 65-го места на 43-е, а по динамике эффективности за 2009 год заняли шестое место по стране.

В этом плане мы не стоим на месте, ищем новые решения, которые позволят повысить эффективность управления как регионом в целом, так и отдельными муниципальными образованиями в его структуре. Буквально на днях - 14 марта - в области образован принципиально новый консультативно-совещательный орган - Совет региональных и местных властей, который объединил в себе представи­тельную и исполнительную власти, местное самоуправление и общественность. На ежеквартальных сессиях Совета будут рассматриваться принципиально важные для региона вопросы: социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, предложения в федеральное и местное законодательство и многое другое. Уверен, планомерная работа Совета значительно повысит эффективность решений, принимаемых на уровне муниципалитетов.

Вы отметили в качестве приоритетной задачи решение демографических проблем. Какие конкретно меры принимаются? Насколько они эффективны?

- Новое время ставит перед руководством области и муниципальных образований новые задачи. Главная из них - это сбережение населения. Да, мы можем создать сверхсовременные производства высокой экономической эффективности, постро­ить тысячи квадратных метров жилья, но если рождаемость в регионе будет продолжать па­дать, а смертность расти, то все эти усилия будут пустыми.

За последние пять лет нам удалось выстроить комплексную систему поддержки разных социальных групп. Особое место в ней занимает работа с молодыми и многодетными семьями. С 2008 года им предоставляются субсидии на улучшение жилищных условий. Всего с 2008 по 2010 годы на это было направлено порядка 100 миллионов рублей.

Ульяновская область одной из первых в России ввела сертификаты именного капитала «Семья» для молодых многодетных семей. При рождении третьего ре­бенка сегодня им выплачивается 100 тысяч рублей. Убедившись, в эффективности данной меры, мы решили расширить действие именного капитала: с июля этого года он будет выплачиваться также при рождении второго ребенка. Размер выплаты при этом составит 50 тысяч рублей. Кроме того, при рождении четвертого ребенка семьи получат из регионального бюджета 150 тысяч, пятого - 200, шестого - 250, седьмого ребенка и последующего - 700 тысяч рублей. Данная мера была высоко оценена на федеральном уровне: Президент Дмитрий Медведев рекомендовал перенять опыт Ульяновской области по поддержке многодетных семей другим регионам России.

С 2010 года в Ульяновской области семьи, в которых рождаются трое, четверо и более детей одновременно, также получают выплаты на приобретение жилья. А с этого года семьям, в которых появится более двух детей, бесплатно предоставляются участки под строительство жилья.

Шестой год в области проходит акция «Роди патриота в День России», которая включает в себя целых комплекс мер поддержки беременных женщин, молодых и многодетных семей. Вопреки прогнозам скептиков, акция дала нам главный положительный итог: на протяжении шести лет рождаемость и число браков в области стабильно растут, а количество абортов и разводов снижается. Сегодня «Роди патриота» - это многоуровневая система работы с населением, важным компонентом которой является формирование установки на создание здоровой семьи - здоровой физически и нравственно.

В ходе акции систематизировалась социальная поддержка беременных женщин. Создана межведомственная система сопровождения каждой будущей мамы. За счет средств муниципальных образований они обеспечиваются продуктовыми наборами, витаминами и антианемическими препаратами, им оказывается единовременная материальная помощь при рождении ребёнка. В ряде муниципальных образований беременным выплачивается единовременное пособие при рождении двойни, тройни, предоставляется дополнительное витаминизированное питание. Во всех женских консультациях области работают школы будущих родителей. Кроме того, в лечебных учреждениях вводятся ставки психологов, подготовленных для работы с беременными женщинами.

В целом в 2011 году на социальную поддержку многодетных семей будет направлено в 2 раза больше средств, чем в прошлом, а это более 60 млн. рублей.

Насколько нам известно, значительное финансирование в Ульяновской области направляется также и на здравоохранение. Какие основные задачи решаются вами в этой сфере?

- Совокупные расходы бюджета области на здравоохранение, образование, культуру, спорт и социальную политику выросли за пять лет почти в три раза, с 8,3 до 22,9 миллиардов рублей.

Масштабные меры по улучшению демографической ситуации и укреплению здоровья жителей региона предпринимаются с 2006 года, когда началась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Его мероприятия охватили практически все направления деятельности в сфере здравоохранения и позволили достигнуть ряда положительных результатов. Перелом в демографической ситуации произошёл с начала 2006 года. С тех пор в регионе сохраняется положительная динамика рождаемости - коэффициент рождаемости составляет 10,5 на 1000 человек, что на 22% превышает показатель 2005 года.

На сегодняшний день принято более 50 нормативных актов, направленных на улучшение демографической ситуации, создание региональной системы стиму­лирования рождаемости, поддержку семей с детьми, малообеспеченных граждан. Особое место отводится ремонту лечебных учреждении, улучшению их материально-технической базы.

В прошлом году мы достигли лучшего показателя по рождаемости за последние 16 лет. От лучшего показателя за всю современную историю области нас отделяет ещё две тысячи рождений плюсом. Радует, что изменилась структура рождаемости. Если в 2009 году только 36 процентов мамочек родили второго и последующих детей, то в прошлом году - уже 46 процентов. В 1101 семье родились третьи или последующие ребятишки. В 2009 году таких семей было всего 684.

Одной из важнейших задач для нас является снижение смертности от основных причин: сердечно-сосудистых заболеваний, которые ежегодно уносят жизни как минимум 12-и тысяч человек, онкозаболеваний, от которых ежегодно умирает бо­лее 2,5 тысяч ульяновцев, травм, отравлений и несчастных случаев, жертвами которых становятся ещё более двух тысяч наших земляков. Для снижения смерт­ности по данным направлениям в прошлом году мы открыли ряд учреждений здравоохранения. Это «Ульяновский областной клинический центр специализи­рованных видов медицинской помощи», травмцентры третьего уровня на базе Николаевской, Новоспасской и Тереньгульской ЦРБ. Начали работать ранее от­крытые сердечно-сосудистые центры, региональная система мониторирования артериального давления.

Дополнительно вели работу по вхождению с этого года в федеральные программы по таким значимым направлениям, как онкологическая помощь и профилактика и лечение туберкулёза. Стали действовать детский и взрослый диализные центры, а также семь центров здоровья, из которых два - для детей. Открыты отделения неотложной помощи и создано более 60 кабинетов врача общей практики в ряде районных больниц. Как результат - снижение уровня естественной убыли населения.

Материальная база учреждений здравоохранения пополнилась оборудованием на сумму более двухсот миллионов рублей. На 193 миллиона проведены ремонты в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках.

В прошлом году мы разработали, а в начале этого года успешно защитили региональную программу модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы. Суммарный объем её финансирования составит 4,3 миллиарда рублей, из которых почти 1,3 миллиарда будут выделены из бюджета Ульяновской области. Кстати, отмечу, что объём финансового обеспечения мероприятий модернизации службы родовспоможения и детства составил 29% от общей стоимости программы модернизации здравоохранения области.

Однако необходимо понимать, что еще многое предстоит сделать на базе уже имеющихся ресурсов.

С улучшением показателей рождаемости неразрывно связана задача повышения доступности образования. Пожалуй, для каждого региона страны особо актуальной является проблема дошкольного образования. Как в целом ведется работа по этому направлению в Ульяновской области?

- В 1990 году на территории региона работал 921 детский сад. В 2004-м - всего 427. Уровень охвата детей дошкольным воспитанием составлял всего 53%. Вот почему мы начали серьёзно заниматься темой детских садов. За четыре года вернули в действующую сеть 33 детских сада, дополнительно открыли 283 группы в детских садах и при школах, всего создали более семи тысяч дополнительных мест для ребятишек.

В 2011 году программой развития дошкольного образования предусмотрен ввод 3360 дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Общий объём финансирования - более 587 миллионов рублей. При этом почти половина этой суммы - средства бюджетов муниципальных образования области.

Кроме того, дополнительно мы сможем ввести порядка 150 мест через механизм грантовой поддержки из бюджета области представителей малого и среднего бизнеса. Это делается с целью развития государственно- частного партнёрства, обеспечения доступности и вариативности дошкольных образовательных услуг.

Таким образом, мы сможем повысить уровень доступности и увеличить спектр услуг в сфере дошкольного образования.

Вы сказали интересную фразу: можно создавать новые производства, но это будет бесполезно, если на них некому будет работать. А как насчет того, где работать жителям области в обозримом будущем? Как обстоят дела с занятостью?

- Вопросы занятости для нас стоят в ряду приоритетных. Основная задача регионального Правительства - создание комфортных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для жителей региона. В этом плане отмечу, что поставил перед Правительством задачу - в течение трех лет приблизить уровень заработной платы ульяновцев к среднему уровню по Поволжью.

Всего за 2010 год в Ульяновской области создано более 23 тысяч рабочих мест. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,24% до 1,28%. Особо хочу отметить поддержку малого бизнеса: за прошедший год 3557 человек получили свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Вопреки прогнозам скептиков, большинство из них успешно продолжают заниматься своим делом и сегодня: лишь 650 человек из тех, что занялись бизнесом в 2009-2010 годах, прекратили предприниматель­скую деятельность.

В целом 2010 год стал для нас успешным. Всего год назад на троих безработных у нас приходилась лишь одна вакансия. Сегодня это соотношение составляет 1:1. Большим подспорьем в этой работе стала Программа поддержки занятости населения Ульяновской области в 2010 году. Аналогичная программа на 2011 год одобрена в декабре Минздравсоцразвития РФ. Объем финансирования Программы составит 261,1 млн. рублей, в том числе: субсидии из федерального бюджета -231,0 млн. рублей; и средства бюджета Ульяновской области - 30,1 млн. руб.

В 2011 году работа по созданию рабочих мест будет продолжена. Мы должны создать их не меньше, чем в 2010 году. Только тогда удастся вернуться на докри­зисный уровень состояния нашего рынка труда. При этом мной поставлена задача перед Правительством области - к 2013 году выйти на уровень средней заработной платы не ниже, чем в среднем по ПФО. Уже в этом году зарплата ульяновцев в реальном секторе экономики должна быть увеличена, как минимум, на 18%.

Более 3100 рабочих мест планируется создать в 2011 году по итогам реализации в регионе инвестиционных проектов. Причем это как расширение уже существующих производств, так и открытие новых предприятий. Так, в 2011 году будут продолжать набор специалистов колл-центр ОАО «МТС», ООО «Хенкель Бау- техник», завод по производству стеклянной тары в поселке Красный Гуляй Сенгилеевского района и другие.

В рамках открытия новых объектов в ближайшее время начнет набор сотрудников многофункциональный контактный центр «Альфа-банка». Здесь получат возможность трудоустройства до 1100 специалистов, большинство из которых - выпускники и студенты старших курсов вузов и средне-специальных учебных заведений области. Также планируется расширение производства ООО «КТЦ «Металлоконструкция», которому потребуются работники металлообрабатывающего профиля. ООО «Марс» пустит вторую линию фабрики по производству кормов для домашних животных, и в связи с этим будет осущест­вляться дополнительный подбор специалистов инженерно- технических профессий.

Кроме того, в этом году ряд компаний начнут набор первых инженерно-технических рабоников те компании, которые находятся в стадии активной реализации проекта. Это такие компании, как крупнейший производитель автокомпонентов - Компания «Таката-Петри АГ», а также Компания «Аэрокомпо­зит», реализующая на площадке «Авиастара» проект по созданию производства композитных конструкций.

Морозов, С.И. Стремительное социально – экономическое развитие региона – результат работы органов государственной власти и местного самоуправления / С.И. Морозов // Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2011. - № 4 – 6. – С. 21 – 25.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 23 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров