Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в формировании бюджетного потенциала территорий
Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в формировании бюджетного потенциала территорий

Сулейманов М.М.

Роль налогового федерализма в формировании бюджетного потенциала территорий

 Современные тенденции развития федерализма в налоговой сфере указывают на необходимость пересмотра системы разграничения полномочий между органами государственной власти разных уровней, направленных на повышение бюджетного потенциала территорий.

Под бюджетным потенциалом понимаются максимальные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из доходных поступлений. В Бюджетном кодексе РФ (ст. 131 п. 6) бюджетный потенциал рассматривается с точки зрения бюджетной обеспеченности. Уровень бюджетной обеспеченности определяется отношением расчетных налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы, к аналогичным показателям в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально- экономических, географических и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя. Кроме того, бюджетный потенциал региона целесообразно рассматривать с точки зрения поступления налоговых платежей и эффективности их использования. Фактически под бюджетным потенциалом региона можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе доходов и расходов, что раскрывает свойство аддитивности бюджетного потенциала.

Следует отметить, что сложившаяся в настоящее время в РФ модель налогового федерализма не способствует реализации территориальными органами власти расходных обязательств. Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

Под налоговым федерализмом в научной литературе, как правило, понимается разграничение и распределение налоговых источников доходов по определенной формуле между уровнями бюджетной системы. По нашему мнению, налоговый федерализм следует рассматривать как институционально детерминированную систему финансовых отношений в налоговой сфере между федеральным центром, субфедеральными органами власти и органами местного самоуправления, которая обеспечивает эффективную реализацию функций и задач каждого уровня власти при повышении уровня налогового самообеспечения и паритетность их экономических интересов.

Налоговый федерализм предполагает не просто разграничение федеральным законодательством налогов между уровнями власти, а при их недостаточности на территориальном уровне — распределение регулирующих налогов по нормативам, но и предоставление налоговой инициативы региональным и местным органам власти в пределах единого налогового пространства. В этом заключается полнота содержания данного понятия.

Общие принципы построения доходов каждого уровня власти продиктованы объективными экономическими, политико-правовыми условиями и должны одинаково соблю­даться государством. Система доходов должна обеспечивать условия, при которых функционирование органов власти всех уровней действует результативно, а их деятельность выражается в оказании одинаковых государственных услуг. Это возможно, если величина доходов бюджетов соответствует их расходным обязательствам и доходы поступают в бюджет регулярно. Однако действительность показывает, что доля расходов, которая при­ходится на региональные и местные бюджеты, не может определять степень экономической и финансовой самостоятельности региональных и местных органов власти и управления.

В условиях проводимой налоговой реформы существенно изменяются не только структура региональных и местных налогов, но и полномочия нижестоящих органов власти в части установления и взимания налоговых платежей. При этом недостаточная проработанность норм налогового законодательства приводит к противоречиям и проблемам, требующим своего решения.

Принятие Налогового и Бюджетного кодексов РФ, содержащих ряд положений по вопросам установления региональных и местных налогов, не соответствующих Конституции РФ и законодательству о местном самоуправлении, привело

к обострению проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления в области налогообложения.

Согласно Конституции РФ (ст. 12, 132) и Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6,15, 39) вопросы установления местных налогов и сборов отнесены к компетенции местного самоуправления, при этом определено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы. Регулирование вопросов местного значения федеральными законами допускается только путем установления временных норм, действующих в том случае, когда правоотношения, отнесенные к ведению муниципальных образований, не урегулированы уставами муниципальных образований и принятыми нормативными актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с положениями Конституции РФ и законодательства о местном самоуправлении органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. В ст. 17 Налогового кодекса РФ определено, что под установлением налога следует понимать определение элементов налогообложения. При этом к элементам налогообложения отнесены объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Отсюда следует, что, имея законодательное право устанавливать налоги и сборы, местные органы власти должны определять все элементы налогообложения. Между тем в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 12) представительные органы местного самоуправления при установлении местных налогов определяют налоговые ставки (в пределах, регламентированных Налоговым кодексом РФ), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы налогообложения регламентированы Налоговым кодексом. Это, по существу, означает, что органы местного самоуправления имеют право: во-первых, уменьшать налоги и сборы путем установления ставок, не превышающих предельный уровень; во-вторых, предоставлять налоговые льготы; в-третьих, не вводить в действие местные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ (в установленных законодательством случаях).

Таким образом, Налоговый кодекс РФ в отличие от прав, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией РФ и законодательством о местном самоуправлении, ограничивает права местного самоуправления

по установлению местных налогов и сборов, поскольку не предусматривает таких, которые бы устанавливались органами местного самоуправления самостоятельно, и исключает возможность самостоятельного установления местными органами иных элементов местных налогов, кроме налоговых ставок и льгот.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 годах отмечалось, что отсутствие у региональных и местных органов власти законодательно установленной бюджетно-налоговой автономии не стимулирует их заинтересованности в эффективном управлении финансами, реструктуризации бюджетной сферы и создании благоприятных условий для экономического развития соответствующих территорий. Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за счет собственных доходов — это предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.  В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2012—2014 годах сделан акцент на необходимости обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями власти в пользу регионов и муниципалитетов и изменить структуру налоговой системы и бюджетного законодательства.

В связи с этим представляется не вполне оправданным, с точки зрения федеративного устройства, практически полное ограничение федеральным законодательством полномочий по установлению налогов и сборов органов власти регионального и муниципального уровня, которые заинтересованы в достаточном финансировании функций, предусмотренных законодательством.

Таким образом, можно сделать вывод, что построение эффективной модели налогового федерализма является важнейшим условием формирования бюджетного потенциала территорий, для укрепления которого необходимо совер­шенствовать бюджетное и налоговое законодательство РФ, расширяя фискальные полномочия региональных и местных органов власти.

Сулейманов, М.М. Роль налогового федерализма в формировании бюджетного потенциала территорий / М.М. Сулейманов // Финансы. – 2011. - № 8. – С. 78 – 79.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 22 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров