Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Казаков Ю.В. Автоматизация контрольно-ревизионной деятельности органов госвласти и местного
Казаков Ю.В. Автоматизация контрольно-ревизионной деятельности органов госвласти и местного

Казаков Ю.В.

Автоматизация контрольно-ревизионной деятельности органов госвласти и местного самоуправления

Концептуальные изменения бюджетного законодательства РФ последних лет заставляют пересмотреть роль государственного и муниципального финансового контроля в системе организации бюджетного процесса Российской Федерации. Его традиционные формы уже не отвечают требованиям времени и нуждаются в замене на более современные методы организации контрольно- ревизионной деятельности.

В 2008-2009 гг. в Ульяновской области были приняты меры, направленные на создание единого контрольного поля за соблюдением бюджетного законодательства. Реализация таких мероприятий, как разработка схем и ре­гламента взаимодействия региональных и муниципальных органов финансового контроля, подготовка и подписание соглашений о взаимодействии и сотрудничестве органов финансового контроля, привела к образованию целостной системы и новых инструментов государственного и муниципального финансового контроля.

Логичным продолжением проводимых в регионе мероприятий, нацеленных на совершенствование системы финансового контроля, стало создание единого центра для сбора и обобщения данных о результатах контрольных мероприятий, а также формирования сводной информации, необходимой для принятия своевременных управленческих решений.

Постановка такой задачи обусловлена тем, что автоматизация процессов государственного и муниципального контроля имеет важные стратегические преимущества:

-первых, повышается эффективность планирования контрольно-ревизионной деятельности за счет исключения дублирования и охвата проверками наи­большего числа объектов контроля;

во-вторых, упрощается сбор материалов при подготов­ке к проведению ревизии и подготовка документов, сопровождающих проведение контрольно-ревизионных

мероприятий за счет унифицированных форм, большинство полей которых заполняемых автоматически. Прямое следствие - снижение временных и трудовых затрат на эту работу;

в-третьих, обеспечивается отслеживание выполнения запланированных проверок в режиме «он-лайн». Руководитель проверки или соответствующего структурного подразделения в любой момент может извлечь данные о состоянии проведения конкретной проверки или выполнении в целом плана проверок в отчетном периоде, в результате чего могут приниматься своевременные и эффективные управленческие решения;

в-четвертых, возможность оперативного составления корректной и разнообразной отчетности, позволяющей осуществлять мониторинг имеющейся информации по многим направлениям деятельности (суммовые показатели, показатели в разрезе классификатора нарушений, отраслевой принадлежности, статистическая отчетность и др.).

Создание единого центра для сбора и обобщения данных о результатах контрольных мероприятий подразумевало автоматизацию типовых функций и задач органов финансового надзора. К ним относится планирование контрольной деятельности на основе анализа финансовых показателей бюджетополучателей поданным системы управления бюджетным процессом «АЦК- Финансы» с возможностью составления сводного плана

проведения проверок всеми контрольными органами, включая планирование совместных проверок. Кроме того, в автоматизированный режим необходимо было перевести: учет и обработку выявленных в ходе проверки нарушений и сформированных по результатам ее проведения представлений; контроль исполнения представлений объектами проверки; учет рассмотрения дел об административных правонарушениях, отправку информации в правоохранительные органы. Следовало предоставить руководителям органов финансового надзора возможность оперативного контроля за выполнением плана проведения проверок и обеспечить аналитическое сопровождение контрольной деятельности, включая формирование всех типов отчетности о полноте и эффективности проводимых контрольно-ревизионных мероприятий. Понятно, что достичь этих целей без соответствующего программного обеспечения невозможно.

Основываясь на разработанном Минфином Ульяновской области техническом задании, Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» предложила автоматизированное решение «АЦК-Бюджетный контроль», которое в настоящее время находится в стадии внедрения и частично в стадии промышленной эксплуатации.

«АЦК-Бюджетный контроль» автоматизирует полный цикл контрольной деятельности на всех уровнях власти, повышая эффективность взаимодействия участников ревизионного процесса. Доступ к ней обеспечивается с помощью web-интерфейса, т.е. обусловлен лишь наличием доступа в Интернет. Система предусматривает создание автоматизированных рабочих мест в зависимости от уровня компетенции ее пользователя, благодаря чему представителям органов государственной власти и местного самоуправления, работающим в ней, предо­ставляются только соответствующие их полномочиям возможности.

Система содержит все необходимые базы данных: реестр органов контроля и реестр инспекторов органов контроля; классификатор возможных нарушений, реестр бюджетополучателей, ведение показателей государственных (муниципальных) заданий и программ.

«АЦК-Бюджетный контроль» обеспечивает формирование сводного плана контрольных мероприятий с учетом предложений органов контроля. При этом отслеживают­ся: степень загруженности инспекторов на проверках в течение года; дублирование проверок одной организации различными органами контроля; наличие резерва времени на внеплановые контрольные мероприятия и соблюдение нормативных сроков по длительности проверки.

В системе учитывается вся информация по контрольному мероприятию, и создаются все сопровождающие документы — от письма-уведомления о подготовке к проверке до протокола сверки результатов контрольных мероприятий с правоохранительными органами. При составлении отчетных форм (таких, как: отчет по актуальному состоянию исполнения плана контрольных мероприятий с возможностью детализированного просмотра отклонений от утвержденного плана; основные показатели контрольно-ревизионной деятельности; справка-отчет

о проведении контрольного мероприятия) существует возможность формирования отчета как в целом по всем органам контроля, так и с разбивкой по отраслям, по принадлежности к органам исполнительной власти или местного самоуправления.

В целом автоматизация контрольно-ревизионной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления решает две задачи — прикладную и стратегическую. Прикладная задача — создание удобной и необходимой каждому ревизору программы, которая стала бы его неотъемлемым инструментом, как компьютер или счетная машинка, а стратегическая — использование автоматизации контрольно-ревизионной деятельности в целях совершенствования государственного и муниципального финансового контроля.

Особенно это актуально в свете Концепции формирования электронного правительства, в которой Правительство РФ констатировало, что пока еще не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти; отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан. Полагаю, что автоматизация процессов государственного и муниципального финансового контроля в Ульяновской области является одним из важных шагов на этом пути и будет способствовать оптимизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Казаков, Ю.В. Автоматизация контрольно-ревизионной деятельности органов госвласти и местного самоуправления / Ю.В. Казаков // Финансы. – 2011. - № 8. – С. 17 – 18.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 24 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров