Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Бялкина Т.И. Территориальное общественное самоуправление в системе форм муниципальной демократии
Бялкина Т.И. Территориальное общественное самоуправление в системе форм муниципальной демократии

Территориальное общественное самоуправление в системе форм муниципальной демократии

Т.М.Бялкина, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета

Статья посвящена формам непосредственной демократии, предусмотренным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отмечается, что настоящее местное самоуправление не может состояться без осознания населением муниципального образования себя как единого территориального коллектива, объединенного общими целями и задачами, имеющего общие интересы, потребности, а также возможности их реализовать, в том числе реально воздействовать на избираемые им органы местного самоуправления, на принимаемые этими органами решения.

В системе местного самоуправления реализуются различные формы непосредственной демократии, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3). К их числу относятся формы прямого волеизъявления населения, с помощью которых жители муниципального образования непосредственно принимают решения по вопросам местного значения (выборы, референдум, сходы и др.), а также формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (публичные слушания, опросы, собрания, конференции, территориальное общественное самоуправление и т.п.), используя которые население муниципального образования прини­мает участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления, в практиче­ской деятельности по развитию своего муниципального образования.

Особенностью современного этапа развития российского местного самоуправления является то, что население муниципальных образований весьма пассивно относится к реализации своего права на местное самоуправление, крайне редко прибегает к использованию форм непосредственного осуществления местного самоуправления. Среди причин подобной ситуации называют то, что большая часть населения Российской Федерации проживает в городских населенных пунктах. В отличие от сельской местности, в городах в меньшей степени или практически совсем не развиты традиции самоорганизации, население в большинстве своем разобщено и предпочитает передоверить выражение и защиту собственных интересов различного рода представителям (депутатам, иным выборным лицам). Кроме того, степень сложности решаемых в городских муниципалитетах проблем требует наличия специальных профессиональных знаний и использования современных технологий управления, что не всегда доступно обычным жителям. Развитие средств массовой информации, в том числе электронных, современные информационные технологии позволяют оперативно получать и распространять необходимую информацию, быть в курсе событий и участвовать в них, практически не выходя из дома.

Существенную роль в нынешней отстраненности населения от участия в любой общественно-политической деятельности, в том числе на местном уровне, сыграло разоча­рование общества в результатах проводимых демократических реформ. На практике муниципальные образования не получили декларируемой в законодательстве самостоятельности, их органы местного самоуправления отнюдь не стремятся развивать активность жителей своих территорий, поскольку фактически зависят не от населения, а от вышестоящего уровня публичной власти.

Однако настоящее местное самоуправление не может состояться без осознания насе­лением муниципального образования себя как единого территориального коллектива, объединенного общими целями и задачами, имеющего общие интересы, потребности, а также возможности их реализовать, в том числе реально воздействовать на избираемые им органы местного самоуправления, на принимаемые этими органами решения. Формирование, воспитание этого чувства местного коллективизма есть, на наш взгляд, основная задача современного этапа муниципальной реформы, не менее сложная, чем укрепление его финансово-экономической базы. Главная роль в этом процессе принадлежит, прежде всего, формам участия населения в местном самоуправлении, или, условно говоря, «малым формам» муниципальной демократии. Последние изменения избирательного законодательства ведут к отстранению населения от возможности реально повлиять на состав выборных органов местного самоуправления, а местные выборы как таковые становятся достаточно формальной процедурой. Местный референдум или отзыв выборных лиц в местном самоуправлении можно считать чуть ли не экзотикой, поскольку проводятся они крайне редко в силу повышенной степени сложности закрепленных в соответствующем законодательстве процедур.

Таким образом, в развитии самоуправленческих начал на первый план выходят более доступные в использовании формы муниципальной демократии - формы участия населения в осуществлении местной власти. Одной из самых эффективных, проверенных временем является самоорганизация населения по месту их жительства, или территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Территориальное общественное самоуправление является продолжателем опыта и традиций существовавших еще в советское время уличных, домовых, квартальных и т.п. советов и комитетов. С их помощью население отдельных улиц, дворов, домов, кварталов, прочих территорий самостоятельно решало не очень сложные и не самые затратные вопросы обустройства своего места проживания, организации досуга детей и подростков и другие проблемы, зависящие не столько от финансов, сколько от заинтересованности, активности, деятельного участия самих жителей.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ посвятил территориальному общественному самоуправлению отдельную статью, закрепив в ней, что оно создается только в поселениях (следовательно, и в городских округах), на части их территории, и осуществляется населением в форме собраний, конференций, либо путем избрания органов ТОС. Территориальное общественное самоуправление может приобретать статус юридического лица, в этом случае оно должно быть зарегистрировано в порядке, установленном федеральном законодательством для государственной регистрации юридических лиц в форме некоммерческой организации.

В последнее время ТОСы активно создаются практически во всех поселениях и городских округах. Не всегда это происходит по инициативе самих граждан, как это предусмотрено законом, иногда их создание инициируется «сверху» решениями органов местного самоуправления, особенно в преддверии очередной избирательной кампании.

Большое значение для формирования правовой основы деятельности территориального общественного самоуправления имеют уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. К примеру, решением Воронежской городской Думы от 21.06.2006 № 106-II было утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Воронеж. Городская Дума разработала примерный Устав территориального общественного самоуправления, она же утверждает границы территорий ТОС в Воронеже. Администрация городского округа город Воронеж приняла постановление «Об организации взаимодействия администрации городского округа город Воронеж с органами территориального общественного самоуправления на территории городского округа город Воронеж» от 3 ноября 2010 г. № 1014. В соответствии с данным нормативным правовым актом управы районов городского округа Воронеж являются ответственными за решение вопросов координации деятельности органов ТОС, а также за качественное и оперативное рассмотрение возникающих в процессе их деятельности проблем. Регистрацию уставов ТОС и ведение Единого муниципального реестра уставов ТОС осуществляет департамент адми­нистративной работы администрации городского округа.

Территориальное общественное самоуправление в силу своей распространенности в большинстве муниципальных образований России имеет в своем послужном списке немало полезных дел в самых различных сферах мест­ной жизни. Так, в Волгоградской области даже создан сайт территориального общественного самоуправления Волгоградской области «Голос ТОС Сталинграда», на котором можно найти полезную информацию по различным вопросам организации и деятельности ТОС. По мнению жительницы Волгоградской области Галины Грауле, самое главное, что люди на своей тер­ритории получили реальный шаг к решению вопросов, до которых руки у местной власти просто не доходили. «Расскажу о том, что за эти годы сделано нашим ТОСом на территории двух хуторов с населением чуть более 20 человек: построили два мостика (хутора разделены небольшой речкой), отремонтировали дороги, часть песчаной трудно проезжаемой дороги отсыпали глиной и прикатали, привели в поря­док родник, высадили более 3 тысяч деревьев, приступили к закладке плодового сада, установили дорожные указатели. Каждую зиму обес­печиваем пенсионеров дровами, проводим уборку аварийных деревьев, после каждого снегопада чистим дороги от снега (около 5 км). Организовали уход за немощными хуторянами, пашем огороды, организовали свою пожарную дружину, за три года - ни одного пожара. К Новому году, к Празднику Победы, организуем хуторянам поздравления, подарки. Такие вещи сближают хуторян. Первый год был периодом неприятия, усмешек, непонимания. Если раньше все вопросы хуторов и его жителей замыкались на руководство сельского совета - ныне администрация сельского поселения, то сейчас многие проблемы решает комитет (в других организациях - Совет) ТОС. И жители теперь обращаются не в сельское поселение, а к руко­водству ТОС, - свет погас, дорогу перемело, заболел кто, или подозрительный человек шастает по хутору, помочь подвезти дров или корм для животных, - всё это решается на месте. Решается самый широкий круг жизненных вопросов, благоустройства, снабжения, проведения праздников, вывоз мусора, работа с почтенными гражданами и молодёжью, трудоустройство. Всего и не перечислить. С этого года наметились процессы объединения на областном уровне. Опыт Волгоградской области интересует многие регионы. Но главное не это, важно, что люди поняли, что от них стало немало на месте зависеть. Поверили в собственные силы, осознали, что решать многие свои вопросы совместно гораздо легче, чем в одиночку. Причём впервые эти вопросы можно решать без указки сверху. В этом году ТОС прошёл процедуру регистрации и стал юридическим лицом. Теперь у общественной организации появились новые возможности, чтоб жизнь хуторян на территории влияния ТОС стала легче и ком­фортнее».

Этот пример характеризует активность жителей сельской местности. В целях развития инициативности и ответственности жителей городских округов и городских поселений необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на следующую ситуацию, имеющую место в данных муниципалитетах. В городских населенных пунктах значительная часть ТОСов создается в многоквартирных домах либо на территориях, объединяющих группы многоквартирных домов. Одной из задач таких объединений является содержание в надлежащем состоянии своих домов, благоустройство дворовых территорий. Как предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, территориальное общественное самоуправление может осуществляться в форме собраний. В то же время статья 44 Жилищного кодекса РФ (в последней редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ) относит общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме к органам управления многоквартирным домом. Естественно, что одни и те же люди, будучи участниками этих собраний (во многих домах, особенно построенных в последние годы, все жилые помещения находятся в собственности их жильцов), вряд ли задаются вопросом о том, в каких случаях они собираются как ТОС, а в каких - как орган управления домом, поскольку вопросы, обсуждаемые на этих собраниях, практически одни и те же.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в числе прочего, выбор способа управления многоквартирным домом. Если они решают избрать такой способ как товарищество собственников жилья (ТСЖ), то в этом случае на общем собрании избираются члены правления ТСЖ, члены ревизионной комиссии, а само общее собрание собственников помещений становится высшим органом управления товарищества (статья 145 Жилищного кодекса РФ). Представим теперь, что территориальное общественное самоуправление этого дома также избирает свой орган - домовый комитет. Разве деятельность этих структур не будет пересекаться? И ТОС, и ТСЖ имеют свои уставы, могут быть юридическими лицами, иметь собственные средства, вести хозяйственную деятельность, направленную на достижение уставных целей.

Таким образом, очевидным представляется вывод о том, что эти формы самоорганизации жильцов многоквартирных домов дублируют друг друга. Деятельность товариществ собственников более формализована, все ее аспекты (в том числе процедурные) подробно регламентированы Жилищным кодексом РФ. Но это не меняет ее сущности как формы самоуправления, позволяющей жителям - собственникам помещений многоквартирного дома самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы содержания и, в случае необходимости, ремонта своего дома. Поэтому есть смысл дополнить Федеральный закон от 6 ок­тября 2003 года № 131-ФЗ нормой о том, что разновидностью территориального обществен­ного самоуправления, создаваемого в многоквартирных жилых домах, является товарищество собственников жилья этих домов, признав таким образом ТСЖ разновидностью ТОС.

Как показывает практика, чтобы почувствовать себя самостоятельным субъектом местного самоуправления, подлинным носителем муниципальной власти, население вначале должно познать законы управления на небольшой территории, а отдельные граждане осоз­нать свою ответственность за качество своей жизни хотя бы в пределах дома, в котором они проживают. Реализуя свои права и возможно­сти в рамках ТСЖ и ТОС, жители муниципальных образований тем самым постигают и самоуправленческую науку в целом.

Было бы весьма полезным, если бы представительные и исполнительные органы местного самоуправления больше уделяли внимания деятельности территориального общественного самоуправления, поддерживали его как в организационном, так и в материальном плане. В свое время неплохо зарекомендовала себя практика организации соревнований между ТОСами одного вида - уличными, домовыми комитетами и советами. Победители получали денежные премии из местного бюджета, а их руководители становились известными и уважаемыми людьми на своей территории. Опираясь на ТОСы, органы местного самоуправления могли бы многое сделать для благоустройства и озеленения территории своих муниципальных образований, организации досуга населения, профилактике правонарушений, решения других вопросов местного значения.

В завершение, перефразируя слова Токвиля, можно сказать, что территориальное общественное самоуправление значит для развития местного самоуправления то же, что начальная школа - для науки; оно учит людей понимать, что такое настоящее самоуправление, как его осуществлять и отстаивать свои интересы. ТОСы развивают в гражданах самостоятельность, энергию, предприимчивость, ведут к высокому развитию общественных сил, и тем самым к формированию подлинного местного самоуправления.

Бялкина, Т.И. Территориальное общественное самоуправление в системе форм муниципальной демократии / Т.М. Бялкина // Местное право. – 2011. - № 4. – С. 45 – 48.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 42 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров