Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Сбоева А.И. Проблемы вступления в силу региональных и муниципальных нормативных правовых актов
Сбоева А.И. Проблемы вступления в силу региональных и муниципальных нормативных правовых актов

Проблемы вступления в силу региональных и муниципальных нормативных правовых актов

А.И. СБОЕВА, главный специалист-эксперт отдела законодательства, регистрации уставов муниципальных образований и ведения регистров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области

Статья посвящена проблеме вступления в силу региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Вступление в силу нормативного правового акта имеет ключевое значение, поскольку именно с этого момента правовая норма приобретает обязательный для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан характер.

Основным моментом в данном вопросе является определение даты вступления нормативного правового акта в силу.

Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и му­ниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В остальных случаях определение порядка вступления в силу региональных нормативных правовых актов отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов — соответственно к ведению муниципального образования.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязательное официальное опубликование законов, а также любых нормативных правовых актов, за­трагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Развивая положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 8 указанного Федерального закона конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 10.03.2005 № 71-0 по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений п. 5 ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установление сроков вступления в силу законов субъекта РФ по вопросам, относящимся к сфере прав и свобод, является прерогативой (дискрецией) самого законодательного органа субъекта Федерации, если иное не установ­лено общим или специальным федеральным законом. Определение разумных сроков введения в действие соответствующих законов призвано обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, отправной точкой для определения даты вступления в силу региональных законов, нормативных правовых актов, затрагивающих права и сво­боды человека и гражданина, является дата их официального опубликования. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не прошедшие процедуру официального опубликования, являются недействующими и не подлежат применению.

Устав Свердловской области закрепляет вступление в силу всех нормативных правовых актов Свердловской области только после их официального опубликования. Согласно нормам Основного закона Свердловской области неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат.

Однако на практике возникает проблема, связанная с определением момента вступления в силу региональных нормативных правовых актов: Официальным опубликованием нормативного правового акта Свердловской области, согласно Уставу Свердловской области, считается публикация его полного текста в «Областной газете». Кроме того, нормативные правовые акты Свердловской области должны быть также опубликованы в «Собрании законодательства Свердловской области».

Исходя из положений Устава Свердловской области, законы и другие нормативные правовые акты Свердловской области подлежат обязательному опубликованию и в «Областной газете», и в «Собрании законодательства Свердловской области». Однако на практике часто имеют место случаи опубликования правового акта только в одном из указанных печатных изданий, в связи с чем, определение даты вступления в силу является затруднительным.

Особого внимания при определении момента вступления в силу нормативных правовых актов заслуживает закрепление в них положений, устанавливающих по­рядок вступления в силу.

В первую очередь необходимо различать формулировки «со дня официального опубликования» и «после дня официального опубликования»., поскольку от них зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

В Свердловской области данная проблема отчасти разрешается на основании нормы Областного закона от 10.03.1999 № 4-03 «О правовых актах в Свердловской области» устанавливающей, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после наступления календарной даты или совершения действия (наступления события), которыми определено его начало.

Для правильного применения законодательства существенное значение имеет вопрос придания нормативному правовому акту обратной силы.

Конституция Российской Федерации гласит, что законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.

Нормативный правовой акт может приобрести обратную силу только при прямом указании закона. При установлении обратной силы правового акта его действие распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Федеральным законом Российской Федерации, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, закре­плены положения о вступлении в силу муниципальных правовых актов.

Согласно положениям указанного Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, федеральным законом вступление в силу муниципальных правовых актов также связывается с их опубликованием (обнародованием).

Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов закрепляется Уставом муниципального образова­ния как актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.

Особенность вступления в силу предусмотрена федеральным законом для уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Действие указанных муниципальных правовых актов связано помимо их официального опубликования (обнародования) с государственной регистрацией в органах юстиции.

Кроме того, положения муниципального правового акта, вносящего изменения и (или) дополнения в устав муниципального образования в части изменения струк­туры органов местного самоуправления, полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанный муниципальный правовой акт.

Важным моментом является предусмотренная федеральным законом возможность обнародования муниципальных правовых актов. Исключение составляют лишь муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с местным бюджетом.

В случае невозможности опубликования муниципальных правовых актов (например, из-за отсутствия типографии, слабой материально-технической базы) органы местного самоуправления должны обеспечить жителям возможность ознакомиться с ними. В этом случае органы местного самоуправления обязаны предусмотреть иные способы обнародования официальных документов, например через размещение нормативных правовых актов на досках объявлений, на Интернет- сайтах и т.д.). Соответственно, срок вступления в силу муниципального правового акта отсчитывается от дня обнародования акта.

Точное установление даты вступления в силу нор­мативного правового акта определяет правильное его применение к конкретным правоотношениям, что яв­ляется одним из важнейших моментов в юридической практике.

Сбоева, А.И. Проблемы вступления в силу региональных и муниципальных нормативных правовых актов / А.И. Сбоева // Российская юстиция. – 2011. - № 10. – С. 7-8.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 44 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров