Навигация
 
Понятие и сущность концепции электронного государства

Понятие и сущность концепции электронного государства

Н.Н. ФЕДОСЕЕВА, старший преподаватель кафедры государственных и международных правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета,

М.А. ЧАЙКОВСКАЯ, ассистент кафедры государственных и международных правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета

Построение глобального открытого информационного общества привело к реализации практически во всех странах мира концепции электронного государства, основанной на трансформации государственного управления при широком использовании информационных технологий в процессе государственной деятельности и оказании государственных услуг.

Известно, что первоначально теория трансформации государственного механизма в условиях глобализации появилась в 1978 г. в работе профессоров Нью-Йоркского университета П. Бредли и А. Хула «Трансформация форм государственной системы: публичное (государственное)

принуждение и административная юрисдикция», а сам термин «electronic government» начал широко использоваться во времена президента США Билла Клинтона.

Англоязычный термин e-government достаточно многозначен. Широко распространенный в России его перевод — «электронное правительство». Однако это только одно из его значений. В современном английском языке, например в международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского Суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства как политического института в целом, представленного тремя ветвями власти, а не только центральным органом исполнительной власти (правительством).

И действительно, когда в современной литературе различного рода говорят об «электронном правительстве», фактически речь идет об «электронном го­сударстве», «электронном государственном аппарате», «электронной инфраструктуре государства», «государстве информационного общества» и о самом этом обществе, которое также превращается в информационное, приобретая совершенно новые и прежде несвойственные ему черты.

Поэтому многие российские специалисты подчеркивают, что перевод рассматриваемого термина как «электронное государство» более удачно отражает со­держание программ информатизации государства, нежели «электронное правительство» или «электронная администрация».

Данная точка зрения наиболее справедлива, так как предлагаемый термин касается, хотя и в разной степени, всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Конечно, это не означает сосуществования двух государств — бумажного и электронного — это одно и то же государство, но с новыми методами работы. Данной точки зрения придерживаются также и ино­странные исследователи.

Таким образом, широкое использование словосочетания «электронное правительство» в качестве русского эквивалента «electronic government» не вполне точно отражает смысл этого понятия. Поэтому представляется

более правильным использовать термин «электронное государство», при этом допускается употребление двух этих терминов в качестве синонимов.

Рассматриваемый феномен является предметом активного изучения современных западных теоретиков и практиков, однако, преимущественно в политологическом контексте — Дж. X. Александер и Дж. В. Граб- бс, Г. Браунинг, Р.К. Гир и Б.А. Янг, М. Йилдис, С.А. Маклин, Т.Е. Райли и Д. Холмс и др.

Кроме того, значительный вклад в изучение тематики информационного общества и электронного правительства вносят аналитические группы в рамках об­щественных и коммерческих организаций: Accenture, Gartner, JnfoDev, ООН, Всемирный банк, Процесс Консалтинг® и др.

Среди отечественных авторов и ученых из стран СНГ, внесших наибольший вклад в комплексное изучение данной темы, необходимо отметить следующих: И.Р. Агамирзян, Р. Азизов, И.Л. Бачило, И.Ю. Богдановская, М.Г. Васькова, А.П. Голобуцкий и О.Б. Шевчук, И.С. Гутри, А.В. Данилин, В.И. Дрож- жинов и Е.З. Зиндер, С.А. Дятлов, Ю.В. Ирхин, А.В. Клименко, И. Павлов, О.А. Степанов, В.В. Ту- ровец, Е.И. Яковлева и др.

В настоящее время кандидатские диссертации, посвященные теоретическим и практическим проблемам электронного государства и правительства, защищаются не по юридическим наукам, а по политологии и социологий. Однако существует острая необходимость изучения данных процессов и с юридической точки зрения, в целях совершенствования законодательства РФ в сфере информатизации и упорядочения соответствующей правоприменительной практики.

Для этого первоначально представляется необходимым определиться с понятием и сущностью рассматриваемого феномена.

Научные определения терминов «электронное государство» и «электронное правительство» с момента введения их в научный лексикон строятся специалистами по разным принципам и претерпевают определенную эволюцию по мере того, как электронное правительство внедряется в практику в отдельных странах. Одни авторы предпочитают определения описательные, дающие информацию о том, какие именно преобразования происходят в обществе и от­дельных его структурах благодаря внедрению электронного государства. Другие избирают прикладной аспект и просто перечисляют разные применения его отдельных инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. Существуют экономические определения, ориентированные на максимальную эффективность управления государством. Каждый подход отображает определенный аспект функционирования электронного государства.

Приведем некоторые варианты понимания данного термина:

— постиндустриальная философия взаимодействия государства и общества с использованием новейших информационных технологий, а также теория организации власти населением, включающая в себя такие институты, как понятие электронного государства, его признаки, сущность, функции, основы взаимодействия общества и электронного государств, правовая основа формирования и функционирования электронного государства;

система государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации;

политико-правовая организация общества, представляющая собой способ взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и общества в целях предоставления государственных услуг и обеспечения возможности участия в осуществлении власти населения с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, обеспечивающую его единство и территориальную целостность, в том числе в электронном пространстве, осуществляющую посредством государственного электронного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующую права, свободы граждан, законность и правопорядок;

 «Государство в Сети (наличие порталов государственных органов)»;

 «Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг госу­дарственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов»;

«Информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий». Эта формулировка в русскоязычной литературе признается классической. Встречаются и более расширенные толкования — трансформация внутренних и внешних взаимодействий в системах государственного управления, которая обеспечивается за счет внедрения технологий информации и связи с целью оптимизации управленческих процедур, процессов обслуживания населения и обеспечения конституционных прав граждан»;

 «Прямое заимствование правительственными и государственными организациями идеи электронного бизнеса». В рамках этого определения «egovernment» — это, по сути, некая трансформация для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса (ebusiness);

 «Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформле­ние поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения». Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

Этот подход является характерным для индустриального периода, на практике он превращается в сужение функций электронного правительства до рамок задач ав­томатизации деятельности государственных органов на базе вычислительной техники и сетевых технологий.

В странах, которые в числе первых серьёзно обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, электронное государство рассматривается более широко — как концепция, направленная

на повышение эффективности деятельности государства в целом. Например, «электронное правительство» было определено сенаторами Либерманом и Томпсоном как средство, «позволяющее лучше использовать достижения интернет-технологий в целях повышения эффективности и предоставления гражданам простого электронного доступа к программам, услугам и информации правительства».

Комиссия Европейского сообщества определяет этот термин как «использование ИКТ в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг и демократических процессов и укрепления поддержки для государственной политики».

В США согласно принятому законодательству электронное правительство определено как «деятельность по использованию органами власти интернет-приложений и других информационных технологий, интегрированных с процессами, которые используют данные технологии для того, чтобы улучшить доступ и распространение государственной информации и услуг гражданам, другим государственным организациям или внести улучшения в деятельность органов власти, в частности в результативность, качество услуг и преобразований».

Таким образом, можно сказать, что общий подход к электронному государству и правительству и понимание их функций во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Например, в России, где электронное государство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления в целях обеспечения доступа к информации с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность.

Электронное государство подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения — посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаи­модействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими на основе Интернет-технологий.

Проанализировав российское законодательство, необходимо отметить, что в нашей стране рассматриваемая концепция понимается в узком смысле — только как построение электронного правительства, которое определено как «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами госу­дарственных услуг и информации о результатах деятельно­сти государственных органов». Вместе с тем считаем, что на государственном уровне в сфере модернизации государственного управления должен применяться широкий подход, предусматривающий построение электронного

государства, легальное определение которого должно быть закреплено не в распоряжении Правительства РФ (которые, как известно, не имеют нормативного характера), а в специальном законодательном акте.

27 июля 2010 г. в России принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг», который дает право заявителям получить госуслугу в том числе в электронном виде. Этому праву корреспондирует обязанность органов государственной власти совершать предоставление услуг в электронном виде. Для реализации данной идеи был соз­дан единый интернет-портал — gosuslugi.ru.

Указанный Федеральный закон определяет предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме как их предоставление с использова­нием информационно телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Таким образом, рассмотрев доктринальные и легальные определения, можно сделать вывод о том, что термин «электронное государство» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле, — только как «элек­тронное правительство», т.е. модернизация исполнительной власти. В широком смысле речь идет о всех трех ветвях власти — законодательной, исполнительной и судебной. Этот термин обозначает новый способ организации и развития государственного управления, способ его трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей экономичности деятельности и ответственности государственных органов. Описанный способ имеет в своей основе целенаправленное и скоординированное применение новых информационно-коммуникативных технологий для реализации функций государства.

Электронное государство необходимо понимать как форму организации деятельности органов государственной власти в виртуальном пространстве, обеспечивающую за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий опти­мизацию государственного управления, усиление открытости государства и реализацию конституционных прав и свобод граждан. Одной из основных особенностей электронного государства являет виртуализация (дублирование) объектов реальности, то есть перенесение их аналогов в электронную форму (например, подача деклараций, исковых заявлений, уплата штрафов и т.п. в электронной форме).

Электронное государство в России образуют электронное правительство, электронный парламент и электронное правосудие, переход к которым осуществляется с учетом положительного опыта западных стран.

Федосеева, Н.Н.Понятие и сущность концепции электронного государства Н.Н.Федосеева, М.А. Чайковская // Российская юстиция. -  2011. - № 11. – С. 6 -10.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 39 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров