Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Анисимов. А.С. Проблемы и перспективы повышения качества государственных и муниципальных услуг
Анисимов. А.С. Проблемы и перспективы повышения качества государственных и муниципальных услуг

Анисимов А.С.

Проблемы и перспективы повышения качества государственных и муниципальных услуг

Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг - ключевая задача органов власти всех уровней.

На ее решение направлены административная реформа, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», государственная нормативная правовая база, регламентирующая процессы предоставления государственных и муниципальных услуг, в.т. числе 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Внедрение инновационных управленческих инструментов позволяет наиболее действенным способом достигать поставленных целей, обеспечивать предоставление общественных  услуг, которые в наибольшей степени отвечают потребностям граждан и экономики, устанавливать ответственность власти, за конечный результат.

Планомерная работа администрации города Хабаровска в течение последних 8 лет позволила сформировать основополагающую базу для повышения качества муниципальных услуг на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, внедрения программно-целевого подхода.

Создан портал администрации города. Это мощная информационная система, позволяющая структурным подразделениям, самостоятельно актуализировать курируемые разделы.

Портал администрации города предусматривает возможность проведения опросов общественного мнения и обращений граждан, а также является информа­ционной системой позволяющей реализовать целый ряд муниципальных услуг в электронном виде. Для обеспечения гражданам доступа к информации о де­ятельности органов местного самоуправления администрацией города реализован телевизионный проект «Хабаровская студия телевидения».

Администрацией города ведется работа по созданию внутригородской системы электронного документооборота. Данная система предполагает обмен информацией не только с муниципальными учреждениями, но и со сторонними организациями, что позволяет максимально сократить сроки решения произ­водственных задач.

Муниципальное учреждение «Хабаровский городской центр хранения документов» с 1 января 2011 года перешло на работу по принципу «Одно окно», который способствует упрощению процедуры получения гражданами муниципальных услуг, а с июня 2011 года Центр переходит в ре­жим работы электронного доку­ментооборота.

Для повышения качества жилищно-коммунальных услуг с 2001 года ведется работа по созданию и мониторингу автоматизированного регистра населения на базе программного обеспечения «Паспортный стол ЖЭО». Паспортистами абонентных отделов ведется прием населения с применением автоматизиро­ванной системы, что позволило повысить культуру обслуживания населения и позитивно отразилось на реализации жилищно- коммунальной реформы в городе Хабаровске.

В целях совершенствования управления коммуникациями городского хозяйства администрацией г.Хабаровска с 2005 года ведется работа по созданию и

мониторингу единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций, созданы слои водоснабжения, водоотведения, тепло и электро­снабжения в электронном виде общая протяженность которых составляет более 6,5 тысяч км.

Цифровые топографические планы стал и основой для создания электронных баз данных по инженерным коммуникациям. На всех предприятиях проведен большой комплекс организационно- технических мероприятий. На данный момент общий объем внесенных инженерных слоев составляет более 67 %.

Создание электронной карты значительно повысило качество работы с населением при вопросах землеотведения и градостроительства. Данная система позволяет получать актуальную информацию в кратчайшие сроки, что дает возможность быстро оформлять необходимую документацию, а также способствует более оперативному устранению чрезвычайных, аварийных си­туаций.

Закончено внедрение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Данная система позволяет регулировать градостроительную деятельность и получать актуальную информацию в установленные сроки, что дает возможность повысить качество управления процессами в сфере градостроительства города, включая архитектурно-планировочные, проектно-конструкторские работы и т.д.

Интенсивно развивается единая многофункциональная телекоммуникационная сеть г. Хабаровска. В настоящее время построено уже 300 км ВОЛ С, 8 коммутационных центров, подключено к ЕМТС и создана сеть передачи данных между 140 муниципальными объектами.

Проведены адаптация локальных сетей при подключении к ЕМТС, обследование информационных ресурсов для предоставления по удаленному доступу посредством ЕМТС. Перестроены регламенты работы локальных вычислительных сетей (ЛВС) и структурированных кабельных сетей (СКС) структурных подразделений администрации города и муниципальных учреждений, подключенных к ЕМТС. Организован переход на единое IP-пространство.

Также посредством ЕМТС в 2010 году была организована система видеоконференцсвязи между структурными подразделениями администрации города, что позволило значительно сократить сроки принятия управленческих решений.

В целях дальнейшего развития информационного поля разработана ведом­ственная целевая программа «Развитие информационно- коммуникационной структуры и построение единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска на 201 1-2013 годы», в соответствии с которой предусматривается создание центра обработки данных (ЦОД) для организации бесперебойной работы серверного оборудования, обеспечивающих функционирование информационных систем, в первую очередь для обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг в электронном виде и даль­нейшее развитие ЕМТС.

Повышению качества жилищно-коммунальных услуг оказываемых населению способствует внедрение информационной системы учёта с элементами приёмки работ по техническому обслуживанию жилищного фонда, что позволило осуществить переход на оплату за фактически выполненные работы, привлечь к контролю качества жилищно - коммунальных услуг и объемов их предоставления население города.

Внедрение информационной системы учета работ и обращений граждан с использованием системы общественного контроля на базе Центра по учету работ и обращений граждан (служба 380-380) позволило значительно сократить сроки отработки обращений граждан.

Процент исполнения заявок и обращений граждан по вопросам ЖКУ за 2010 года составил 99,2 %.

Интересен опыт г. Хабаровска по созданию так называемых «электронных персональных кабинетов». Любой гражданин, проживающий в жилищном фонде, находящемся на обслуживании в МУП «РКЦ», а это более 70% всего жилого фонда города, имеет возможность по заявлению в абонентном отделе по месту жительства получить свой логин и пароль и через портал администрации города войти в свой «персональный кабинет и отслеживать ситуацию по своим коммунальным начислениям и платежам».

Данной услугой воспользовались 40% квартиросъемщиков. Кроме этого, обратившись в банки города с заявлением об открытии электронного личного кабинета и получив пароль и логин, можно со своего счета оплатить за ЖКУ не выходя из квартиры. Этой возможностью воспользовались пока только около 2% лицевых счетов, но данная электронная форма расчетов постепенно завоевывает популярность. Возможностью внести показания счетчиков по потреблению холодной и горячей воды, газа и тепла, выйдя на электронный сайт, воспользова­лось 48% абонентов.

Для информирования населения и в целях развития конкуренции на рынке предоставления .слуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда на сайте администрации города размещены критерии оценки деятельности управляющих организаций, а также информация об управляющих организациях с указанием перечня многоквартирных жилых домов.

Проводимая администрацией города деятельность по совершенствованию договорных отношений всех субъектов жилищно - коммунального хозяйства также направлена на организацию предоставления качественных муниципальных услуг.

Большое значение администрацией города уделяется вопросам энергосбережения. В городе создана информационная система ежесуточного мониторинга потребления тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, что позволяет в 230 бюджетных организациях проводить автоматизированный сбор и анализ данных и оперативно выявлять нештатные ситуации, а также принимать своевременные меры.

Хорошим подспорьем в работе администрации города по повышению качества муниципальных услуг в сфере ЖКХ стало партнерство с некоммерческими организациями.

В городе создано некоммерческое партнерство «ЖКХ-Групп», в- которое вошли все предприятия, взявшие на себя функции управления, содержания и ремонта жилищного фонда и представители администрации города. Это дало возможность проводить общую политику деятельности в сфере ЖКХ, выражающую интересы как производителей, так и потребителей услуг (населения); защищать права управляющих компаний и населения.

Для улучшения качества пассажирских транспортных услуг в настоящее время идет переход действующей системы диспетчерского контроля на более высокий современный уровень с применением новых спутниковых технологий ГЛОНАСС на базе созданного МАУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр».

Абонентскими терминалами оснащен весь подвижной состав пассажирских муниципальных предприятий. Это более 900 единиц.

С 01.01.2011 учет выполненной транспортной работы муниципальными предприятиями пассажирского транспорта и коммерческими перевозчиками осуществляется только по системе «ГЛОНАСС».

Внедрение системы позволяет повысить эффективность использования муниципального транспорта, сократить расходы ГСМ, ликвидировать возможность несанкционированного использования муниципального транспорта, контролировать объемы и сроки выполнения различных видов работ, отклонение транспортного средства от утвержденной схемы маршрута следования, в режиме реального времени, иметь информацию о сложившемся пассажиропотоке, наполнении транспорта, общем количестве перевезенных пассажиров, повысить качество и уровень безопасности обслуживания населения пассажирским транспортом.

Администрацией города проведена большая работа по организации размещения муниципального заказа посредством электронных торгов. Внедрена Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ), и в июле 2010 года проведен показательный электронный аукцион. Тем самым Хабаровск стал первым городом России (после разработчика - г. Москва), в котором проводятся электронные аукционы с использованием Единой автоматизированной информационной системы торгов.

Повышение качества муниципальных услуг в социальной сфере - основной приоритет администрации города.

Администрация города ведет четкую линию в части внедрения инновационных форм управления в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта.

За 5 лет в муниципальных учреждениях здравоохранения созданы условия для работы в едином информационном пространстве. Процент обеспеченности автоматизированными рабочими местами в городских поликлиниках достиг 90%. Это позволит своевременно организовать в муниципальных поликлиниках предоставление электронных услуг.

В настоящее время завершено внедрение компьютерной программы «Медиалог», в 17 муниципальных учреждениях здравоохранения г.Хабаровска (50%), создано 630 автоматизированных рабочих мест (АРМ). Сейчас реализована запись в единое электронное расписание поликлиники непосредственно с рабочего места лечащего врача.

Таким образом, каждый врач в режиме реального времени может видеть свободное время любого специалиста поликлиники, всех диагностических подразделений и записать пациента на дополнительные консультации или обследования непосредственно со своего рабочего места, предложив пациенту выбрать удобное для него время посещения лечебного учреждения.

Данная услуга в 2011 году будет реализована еще в четырех учреждениях здравоохранения.

Одновременно проводим эксперимент сквозной записи к врачу из поликлиники в поликлинику. В этом эксперименте участвуют 5 учреждений здравоохранения.

Проделанная работа позволит без труда организовать в муниципальных поликлиниках предоставление электронных услуг: запись к врачу через сеть интернет, оформление документов в бюро медико-социальной экспертизы, выписка рецептов.

Реализация программы информатизации учреждений образования способствовала оснащению всех школ города современным презентационным оборудованием, компьютерными классами, обеспечила вход в интернет. В пяти школах функционирует информационная система «Электронная учительская», позволяющая в автоматизированном режиме вести школьный журнал.

За счёт средств муниципалитета поставлено 30 интерактивных досок, приобретено 90 комплектов автоматизированных рабочих мест учителя (АРМ), в 14 школах модернизированы локальные вычислительные сети. К городской единой многофункциональной телекоммуникационной сети подключено 36 учреждений отрасли (40%).

Огромную роль в процессе повышения интереса публики к библиотекам играет возможность относительно простого доступа к различным носителям информации, а особенно к электронным каталогам и оцифрованным фондам библиотек разного уровня от федеральных до муниципальных.

В связи с этим библиотеки, повышая социально-культурную активность, все сильнее связывают свою деятельность с потребностями различных групп населения, выступая в роли незаменимого источника информации. Понимая все это, администрация города ведет работу по созданию инфраструктуры для организации единой городской автоматизированной информационной системы «Электронная библиотека», ориентированной на интеграцию с краевой научной библиотекой, что позволит провести модернизацию оборудования муниципальных библиотек, создать условия для внедрения новых информационных технологий.

Уже в 2011 году центральные взрослая и детская библиотеки начнут предоставлять услуги в электронной форме, а функционирование всей системы Электронных библиотек в городе Хабаровске начнется с 2013 года.

Внедрение в работу администрации города такого метода управления как «бюджетирование ориентированное на результат» потребовало формирования четких требований к качественным и количественным показателям оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе путем разработки стандар­тов качества и административных регламентов.

Стандартизация проведена по социально-значимым бюджетным услугам в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, что создает конкурентную среду в бюджетном секторе и основу для оценки эффективности и стимулирования деятельности каждого бюджетного учреждения.

Утвержден Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг требованиям к качеству муниципальных услуг (стандартам качества).

Проведена работа по определению нормативов финансирования муниципальных услуг в социально-культурной сфере - это дало возможность опти­мизировать механизмы бюджетного финансирования во всех отраслях в целях повышения их эффективности.

Утверждено Положение о муниципальных заданиях для бюджетных учреждений, в соответствии с которым последние имеют возможность самостоя­тельно распоряжаться полученными бюджетными средствами, составлять и исполнять бюджетную смету, обеспечивать форми­рование штатного расписания, .становление фонда оплаты труда, должностных надбавок и т. д.

Разработана Методика оценки выполнения бюджетными учреждениями муниципальных заданий и достижения требуемых результатов. Оценка проводится в разрезе количественных качественных показателей, характеризующих результаты деятельности соответствующих учреждений.

Идет внедрение программного комплекса компании «Кейси - стемс» автоматизации процессов организации и учета исполнения бюджета «Бюджет КС».

Успешное решение вопросов социально-экономического развития невозможно без совершенствования системы муниципального управления, повышения качества муниципальных слуг.

В целях реализации 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определен перечень первоочередных муниципальных услуг (20), предоставляемых в электронном виде, подготовлена необходимая нормативная правовая база, разработаны проекты административных ре­гламентов, сформирована муниципальная информационная система, сформирован реестр муниципальных услуг городского округа «Город Хабаровск».

Завершение всех работ по размещению сведений в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг Хабаровского края предусматривается до 01.07.201 1 г.

Эффективность управления, а значит и качество муниципальных услуг, несомненно, улучшит и реализация мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений, упорядо­чение имущественных, финансовых, кадровых взаимоотношений в соответствии с 83-ФЗ.

В результате реструктуризации сети муниципальных учреждений с 1 января 2011 года в городе Хабаровске осуществляют деятельность 17 казенных, 191 бюджетное и 73 автономных учреждений.

В настоящее время ведется активная работа по созданию нормативной правовой базы функционирования учреждений в новых условиях.

Основные массовые общественно значимые услуги, как правило, носят межведомственный и межуровневый характер. В этой связи невозможно улучшить предоставление отдельно взятой услуги только в рамках конкретного ведомства без оптимизации работы других ведомств, включенных в предоставление таких государственных и муниципальных услуг. Поэтому проводить оптимизацию процесса предоставления государственных, муниципальных услуг целесообразно, в том числе, и за счет организации МФЦ.

В настоящее время, в большей части субъектов федерации эта работа завершена.

В г.Хабаровске с 2004 года накоплен определенный опыт оказания муниципальных услуг через муниципальное учреждение «Центр одно окно», являющегося прототипом МФЦ. За истекший период учреждение показало свою востребованность у населения и предпринимателей, наработало практический опыт взаимодействия с федеральными и краевыми органами исполнительной власти.

В настоящее время МУ «Центр одно окно» оказывает 28 видов . платных услуг.

Администрация города вышла с предложением в Правительство Хабаровского края по созданию МФЦ в Хабаровске на условиях софинансирования и надеемся, что вопрос будет отработан.

Вместе с тем, для формирования «Электронного муниципалитета» более высокими темпами требуется решение проблемных вопросов на государственном уровне.

В их числе:

-формирование собственных регистров населения.

Для исполнения своих полномочий органам местного самоуправления, в т.ч. для участия в выборных процессах, необходимо иметь сведения (в том числе в электронном виде) о гражданах, проживающих на территории муниципального образования. Однако на настоящий момент нет механизма для получения информации органами местного самоуправления по всем категориям граждан, проживающих на территории органа местного самоуправления и нет юридических оснований иметь возможность формировать муниципальные регистры.

Необходимо принять решение на государственном уровне о создании регистров населения муниципальных образований.

-взаимодействие с организациями ЖКХ, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.

Необходимо наделить орган местного самоуправления полномочиями для оперативного влияния на негативную ситуацию, возникающую в практике работы, пересмотреть концепцию законодательно слабой власти: не исключать орган местного самоуправления с рынка субъектов хозяйствования ЖКХ, а наоборот рассматривать его в статусе регулятора процессов взаимодействия субъектов хозяйствования и местной власти на вверенной территории.

Отсутствуют полномочия по муниципальному контролю за принятием мер по жалобам и обращениям граждан. Использование потенциала Государственной жилищной инспекции или судебного решения не всегда эффективно по срокам и практически используется в редких случаях. Основная причина сложившейся ситуации - неурегулированность вопроса на законодательном уровне.

-договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Необходимо:

в п. 11 части 3 ст. 162 ЖК РФ более четко прописать обязанности управляющей организации и ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг, а также дать основы ценообразования услуги;

-внести изменения в Жилищный кодекс РФ в части введения института саморегулирования в сферу управления многоквартирными домами в соответствии с законом от 01.12.2007 №315- ФЗ «О саморегулируемых орга­низациях» с обязательным членством управляющих и подрядных организаций;

-утвердить на федеральном уровне регламент обязательного перечня минимально необходимых работ по содержанию и ремонту общего имущества

многоквартирного дома, обеспечивающего безопасное проживание собственников и пользователей жилых помещений, а также стандарты и правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

-Предоставление права субъектам РФ принимать законы о распоряжении неразграниченными землями в столицах субъектов РФ (53-Ф3).

Хабаровский край такой закон принял, изъяв у муниципалитета функции по предоставлению и распоряжению земельными участками для строительства.

-Отсутствие у органов местного самоуправления прав по распоряжению земельными участками может полностью парализовать деятельность му­ниципалитетов по решению вопросов местного значения, сносу ветхого и аварийного жилья, планированию застройки и многого другого.

Необходимо внести изменения в ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» в части исключения права субъектов Российской Федерации принимать законы о наделении органов исполнительной власти субъектов РФ правом распоряжения неразграниченными землями.

Отсутствие государственных и региональных стандартов оказания медицинских и образовательных услуг, услуг культуры.

Но предпосылки успешного решения задач по повышению качества муниципальных услуг с использованием электронных технологий в городе имеются. Этому будет способствовать и созданная материальная база администрации города: 1 500 АРМ, в составе различных СКС и ЛВС; 32 СКС, 54 сервера, 39 муниципальных информационных систем.

Анисимов, А.С. Проблемы и перспективы повышения качества государственных и муниципальных услуг / А.С. Анисимов //  Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2011. - № 1 – 3. – С. 29 – 34.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 42 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров