Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Щепачёв В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения
Щепачёв В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения

Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы.Пути решения.

В.А.Щепачёв, член Совета по местному самоуправлению при Председателе ГД ФС РФ, председатель Объединения муниципальных юристов России, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, секретарь Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области,кандидат юридических наук

В статье рассматриваются проблемы, связанные с оптимизацией расходов местных бюджетов, а также возможные меры, направленные на улучшение финансового положения и платежеспособности муниципальных образований.

Для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов, на мой взгляд, необходимо создание определенных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким условиям можно отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, сокращение либо изменение существующих бюджетных учреждений, совершенствование системы управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов муниципальных образований и др.

Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать методы бюджетного планирования и мобилизовывать источники финансирования дефицита местных бюджетов.

Так как финансовое положение и платежеспособность муниципальных образований в значительной степени зависит от выделения им трансфертов из регионального бюджета, необходимо сосредоточить все усилия на повышении прозрачности и стабильности межбюджетных отношений.

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:

за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований;

на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;

субъекты Российской Федёрации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;

сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;

Правительством РФ не предусматривается возможность дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов, не отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, но возложенных на органы местного самоуправления отдельными федеральными законами (формирование земельных участков под многоквартирными домами, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства на период до 2011 года, финансирование органов милиции и обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции, ведение учета не

только малоимущих граждан, а всех нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена). То есть до конца не исключена практика «нефинасируемых мандатов»;

- до сих пор не решен вопрос о разработке минимальных социальных стандартов.

Данные проблемы являются лишь вершиной айсберга и затрагивают лишь вопросы предоставления финансовых средств из бюджетов различных уровней.

Для улучшения ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности местных бюджетов на решение местных проблем необходимо законодательно ограничить объем переданных на муниципальный уровень обязательных к исполнению государственных полномочий, например, установить предел в определенный процент от общих расходов местного бюджета, а в случае, при котором передаваемые государственные полномочия выше этого порога принимаются к исполнению и реализуются органами местного самоуправления только на добровольной основе с восполнением им не только полной стоимости передаваемых полномочий, но и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах.

Кроме того, как отмечает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Бюджетном послании Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» «следует завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложивше­гося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граж­дан».

В том же Бюджетном послании Д.А. Медведев говорит о том, что на сегодняшний день «требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу. Возможная отмена льгот - это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых  доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями,  но и способ повышения налоговой автономии региональных и местных властей, а значит - и ответственности за принимаемые ими решения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социальных вопросов. Но для этого им необходима прочная финансовая основа. Полномочия, в большей степени отвечающие целям и задачам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, стоило бы передать на региональный уровень, полномочия, отвечающие целям и задачам органов местного самоуправления, - на муниципальный уровень. Соответственно этому должны определяться как расходные обязательства, так и источники доходов. Необходимо повысить значи­мость выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению с субсидированием и одновременно усилить ответственность за выполнение показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

Оптимизация расходов местных бюджетов может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат.

В организации бюджетного процесса заложены существенные резервы повышения финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования. Однако, для практической реализации этих резервов необходимо, чтобы со­вершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:

использование реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации муниципальных расходов;

раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств;

использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.

Реестр расходных обязательств представляет собой перечень нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование реестра расходных обязательств является обязательным для муниципальных образований. Однако далеко не вез­де он стал реальным инструментом совершенствования бюджетного процесса. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств муниципального обра­зования с целью оценки того, насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего органа местного самоуправления, его це­лям и задачам. Результаты подобной инвентаризации необходимо использовать при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, при проведении границы между платными и бесплатными услугами.

Осуществление данных мероприятий позволит отказаться от бюджетных расходов, не соответствующих полномочиям муниципального уровня власти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношение между платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходов бюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых муници­пальных услуг.

Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств предусматривает, что первоочередному включению в бюджет подлежат расходы на финансирование действующих расходных обязательств, отраженных в реестре. Принятие новых расходных обязательств может осуществляться лишь в объеме разницы между объемом действующих обязательств и бюджетными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета. Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств является эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, поскольку позволяет повысить финансовую дисциплину, т.е. избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательств принимаются новые, в результате чего нагрузка на местный бюджет существенно возрастает.

Организация бюджетного процесса должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечивать ориентацию бюджетных расходов не на поддержку существующей бюджетной системы, а на предоставление бюджетных услуг и достижение реальных общественно значимых результатов. Обеспечить подобную ориентацию бюджетных расходов возможно различными способами: путем подготовки субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности, повышения качества целевых программ и т.п. Однако, вне зависимости от выбранной формы, необходимо, чтобы в ходе бюджетного процесса была обеспечена количественная оценка результативности бюджетных расходов, анализ результативности деятельности субъектов бюджетного планирования в отчетном периоде, выявление причин невыполнения показателей. В данном случае важно оценить как достижение показателей непосредственных результатов, так и их воздействие на прогнозируемую динамику показателей конечных результатов. При этом невыполнение показателей результативности не должно автоматически приводить к изменению объемов финансирования субъекта бюджетного планирования (ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения), но должно являться индикатором наличия проблем с результативностью расходов в соответствующей сфере, которые требуют своего решения. Кроме того, к оценке результативности деятельности субъектов бюджетного планирования необходимо привлекать широкий круг заинтересо­ванных участников, обеспечивать публичность данного процесса. Это может быть достигнуто в том случае, если ключевую роль в оценке результативности будет играть комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, либо другой аналогичный орган, включающий в себя представителей исполнительно-распорядительного органа, депутатов, общественность, экспертов и т.п.

Использование механизмов оценки результативности в бюджетном процессе позволяет отказаться от расходов, не способствующих решению вопросов, реально стоящих перед муниципальным образованием; сосредоточить ресурсы на общественно значимых приоритетах, а не распределять их в незначительных объемах между множеством имеющихся проблем, не достигая решения ни одной из них; обеспечить содержательный диалог между всеми заинтересованными сторонами, создавая барьер на пути чисто популистских проектов. Очевидно, что подобные результаты способствуют улучшению финансового положения муниципальных образований.

В целях оптимизации расходов местных бюджетов представляется целесообразным провести реорганизацию муниципальных учреждений, при­влечение организаций негосударственного сектора к предоставлению муниципальных услуг. Реализация данных направлений будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, экономии бюджетных средств, созданию конкуренции в предоставлении (производстве) общественных товаров и услуг.

Оптимизация работы бюджетных учреждений необходима, в том числе, и для приведения их размещения в соответствие со сложившейся структурой расселения. Это позволит сократить число муниципальных учреждений, за счет тех организаций, в которых повышенные затраты на единицу предоставляемой услуги не связаны с ее высоким качеством, что даст возможность сэкономить бюджетные ресурсы и, тем самым, повысит платежеспособность муниципального образования без снижения качества бюджетных услуг а, возможно, и при его повышении. Для такой оптимизации необходимо опять-таки организовать мониторинг количества бюджетных учреждений, количества персонала, используемых фондов, объемов и качества предоставляемых муниципальных услуг в разрезе бюджетных учреждений. Данные мероприятия, на мой взгляд, необходимо осуществлять программными методами.

Сокращение количества и оптимизация работы бюджетных учреждений позволит в значительной степени улучшить финансовое положение и платежеспособность муниципального образования путем увеличения эффективности расходов местно­го бюджета, так как сокращаются наименее эффективные учреждения без снижения качества предоставляемых бюджетных услуг.

Одним из существенных резервов экономии средств местных бюджетов является межмуниципальная кооперация, которая подразумевает объединение усилий нескольких муниципальных образований по совместному предоставлению услуг гражданам.

Объединение усилий муниципальных образований целесообразно для решения крупных хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, например, таких как:

а) управление объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения;

б) организация содержания дорог, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов;

в) содержание мест захоронений;

г) оказание медицинских услуг;

д) предоставление общего среднего и дополнительного образования;

е) совместная организация деятельности культурно-развлекательных учреждений и спортивных сооружений;

ж) создание межмуниципальных средств массовой информации и др.

Межмуниципальное сотрудничество для решения вопросов местного значения осуществляется путем создания межмуниципальных хозяйственных обществ вформе закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью или некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения. В ряде отраслей возможно совместное финансирование учреждений, служб, или предоставление муниципальной услуги другим муниципальным образованиям.

Такой подход позволит муниципальным образованиям соблюсти взаимный интерес путем максимальной нагрузки имеющихся учреждений, получая при этом финансовые средства из соответствующих бюджетов, с одной стороны и, избегая необходимости расходования бюджетных средств на строительство новых учреждений, - с другой.

Помимо названных способов, хотелось бы также остановиться на предоставленном 131-ым законом праве создавать контрольные органы местного самоуправления. В настоящее время далеко не во всех муниципалитетах такие органы созданы, а ведь кто как не они должны осуществлять очень важную работу по выявлению тех средств местного бюджета, которые были потрачены неэффективно, и прилагать все усилия к тому, чтобы подобные траты не повторялись в будущем. К тому же 1 октября 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который направлен на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов. Вступление в силу данного закона будет способствовать развитию института независимого внешнего финансового контроля на уровне муниципальных образований и повышению эффективности контроля за использованием муниципальными образованиями финансо­во-бюджетных средств.

Претворение в жизнь всех вышеперечисленных предложений позволит в значительной степени оптимизировать расходы местных бюджетов и в конечном итоге создаст необходимые предпосылки для развития территорий муниципальных образований.

Щепачёв, В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения / В.А. Щепачёв //  Местное право. – 2011. - № 5. – С. 9 – 12.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 10 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров