Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Международный опыт Валиев М. А. Зарубежный опыт развития ресурсов муниципального управления
Валиев М. А. Зарубежный опыт развития ресурсов муниципального управления
Валиев М. А. Зарубежный опыт развития ресурсов муниципального управления. Статья посвящена анализу зарубежного опыта развития системы муниципального управления. Автор разработал практические рекомендации использования зарубежных инноваций управления в российских условиях. Основным направлением развития современной системы управления является необходимость коренных изменений в подходах к инновациям и способам их внедрения. Происходящие сегодня инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов.
Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в современной конкурентной борьбе в первую очередь идет соревнование не только за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, но и за способность к разработке и внедрению инноваций как в производственной сфере, так и в системе управления.
Доминантой в становлении новой модели управления на данный период становится обращение к инновационным источникам, обеспечивающим их эффективность. Главными их компонентами выступают возникающие на всех стадиях деятельности инновации, различающиеся по происхождению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, воздействию на социальную среду.
Следовательно, инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению принципиально новых идей.
Очевидно, что органы муниципальной власти должны, прежде всего, функционировать с помощью высококвалифицированного персонала, обладающего определенным уровнем профессионализма и творческого потенциала.
Однако, на наш взгляд, для эффективной деятельности данных органов этого недостаточно.
В деятельности муниципальных учреждений целесообразно было бы использовать опыт коммерческих организаций по внедрению и использованию инновационных идей, существенно повышающих эффективность их функционирования.
Органы муниципальной власти в Российской Федерации подвержены частой реорганизации и реструктуризации. Но с этими процессами меняется лишь их форма и объём полномочий, механизмы, методы и принципы при этом остаются преж¬ними. Это приводит к тому, что цель, ради которой происходила реорганизация, а именно повышение эффективности функционирования этих органов, не достигается. Следовательно, необходимы качественные изменения не только и не столько форм муниципальных органов, сколько принципов и методов их функционирования, т.е. содержания.
На наш взгляд, в деятельность муниципальных органов необходимо внедрять как «поддерживающие» инновации, так и «подрывные».
Под «поддерживающими» инновациями следует понимать инновации, улучшающие функционирование стандартных методов, принципов, механизмов управления. «Подрывные» же инновации создают совершенно новые методы и способы функционирования государственного органа. Затруднения на данном этапе с внедрением подобных инноваций связаны с низким уровнем гибкости системы государственной и муниципальной Службы, недостаточно развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также слабой моти¬вацией и системой стимулирования муниципальных служащих.
Наиболее ценным ресурсом организации является челове¬ческий капитал и к нему предъявляется в настоящее время все больше требований: постоянно обновляющиеся знания, профессиональные навыки, культура, необходимость высокой творческой активности. Систематически обновляющиеся знания и их продвижение на качественно новый уровень, а также новейшие технологий требуют соответствующих способностей работников для того, чтобы организация имела шансы на успешное внедрение инноваций в сфере своей деятельности.
При этом им необходимо также знать о новых методах, механизмах, формах управления и уметь успешно внедрять и осваивать их в процессе деятельности. Поэтому внедрение любого новшества необходимо сопровождать соответствующими обучающими программами, а также используя положительный зарубежный опыт.
Анализ мирового опыта внедрения управленческих инноваций в муниципальную службу позволяет выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус муниципального служащего, как правило, закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием для поступления на государственную службу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьерного роста муниципальный служащий регулярно должен проходить курсы повышения квалификации. Во многих развитых европейских и американских странах были созданы специальные программы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, которые укладываются в единый стандарт, получивший название МРА - Master of Public Administration.
Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных странах имеются существенные отличия, позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовке муниципальных служащих. В первую очередь выделяют западноевропейскую и американскую системы подготовки специалистов. Безусловно, американские стандарты основывались на европейской традиции образования, однако, исторические особенности развития североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах профессионального высшего образования. Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образовательных программ под местные политические и социально-экономические, а также культурные условия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских подходах к подготовке специалистов для государственной и муниципальной службы - англосаксонском и французском.
Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский. Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров является Beликобритания. Однако в дальнейшем наибольший вклад в его развитие внесли немецкие ученые. Такие всемирно известные имена, как Лоренц фон Штейн, Роберт фон Моль, Макс Вебер надолго оставили за Германией пальму первенства в области определения научных и образовательных приоритетов при подготовке государственных и муниципальных служащих. В. настоящее время англосаксонский подход активно используется наиболее динамично развивающимися в политической и социально- экономической сферах странами Севера Европы - Швецией, Норвегией, Данией, Нидерландами. Наиболее яркой является правовая доминанта в общей системе подготовки государственных служащих. Базовое образование для поступления, на го¬дарственную службу должно было быть юридическим.
В настоящее время ситуация изменилась. Однако чиновники, получившие профессиональное образование по методикам англосаксонского подхода, имеют традиционно сильную подготовку в правовой сфёре.
Система подготовки кадров также изменяется в соответствии с новыми требованиями. В системе подготовки кадров для муниципальной службы за рубежом можно выделить следующие моменты, которые могли бы быть полезными для российской практики:
существование четких критериев оценки компетентности муниципальных служащих создает огромный положительный стимул для повышения уровня образования и профессиональ¬ных навыков; внедрение таких критериев в систему контроля качества выполняемой работы позволяет более четко формулировать обязанности служащих и обусловливает обязательность повышения уровня их профессионализма;
содержание учебных программ отличается большой гибко¬стью, позволяя оперативно откликаться на цели и задачи теку¬щей, политической и социально-экономической ситуации.
В России слишком развиты традиции централизации, чтобы надеяться на инициативы федеральных и тем более региональных и муниципальных ведомств в организации специальных образовательных семинаров и учебных программ. За рубежом, при кажущемся многообразии программ подготовки государственных и муниципальных служащих существует четкая система контроля качества полученного образования. В России это одна из главных проблем, еще только требующая своего решения.
Для разработанного «административного аппарата» и его функционирования немецкий социолог М. Вебер взял такие качества, как точность, дисциплина, надежность, компетентность, знание фактов, а также предсказуемость и результативность управления. В структурном отношении оптимальной представля¬лась организационная форма, построенная и руководимая строго иерархически. Гарантией высшей степени рациональности управления в рамках указанной модели были выработанные Вебером следующие требования, предъявляемые к чиновнику:
безусловная лояльность по отношению к своему ведомству и непосредственному руководителю;
подчинение в рамках своей сферы ведения;
деятельность в строгой должностной иерархии при наличии собственных должностных полномочий;
строгая должностная дисциплина и подчиненность контролю;
высокая профессиональная квалификация, подтверждаемая дипломом.
В своих действиях и решениях чиновник должен, ориентироваться на четко сформулированные правила и цели, независимо от того, считает ли он их целесообразными. По мнению Вебера, возникает своего рода положительное господство - безличностное, без ненависти и страсти, без любви и энтузиазма, но и без произвола.
В свою очередь, система дает чиновнику шанс профессиональной карьеры в виде «карьерной лестницы». Подняться по этой лестнице на более высокую должность и к более высокому классному чину чиновник может как благодаря достигнутым им результатам, так служебному стажу. В реальной сфере управления для выбора профессии, мотивации результативности и социального престижа большое значение имеет право на пенсионное обеспечение, которое система гарантирует чиновнику после завершения его профессиональной деятельности.
Модели Вебера стали общепризнанными и широко использовались в повседневной практике государственного и муниципального управления.
Вопросы модернизации системы управления и государсвенной службы на протяжении десятилетий являются предметом оживленной дискуссии в обществе. Примечательно, что они горячо обсуждаются представителями науки и управленческой практики, политики и общества. Проблема состоит в том, что слишком различны цели и интересы, конкурирующие между собой, поэтому теоретические проекты часто являются принципиально несовместимыми. Лозунг «делать больше с меньшими затратами» стремительно выдвинул на первый план концепции реформ, которые начали пользоваться большим вниманием.
Мировой опыт можно реализовать в следующих направлениях:
1. В сосредоточении государственных задач. "Активизирующее «государство» означает здесь отход от понимания, постоянно приводившего к расширению государства и в конечном итоге к его повсеместному присутствию. Вся совокупность институтов скоро натолкнулась на фискальные границы своей дееспособности, особо резко в период экономического спада. Дилемма слишком большого объема задач и слишком малых ресурсов в будущем будет разрешена новым распределением задач и ответственности между государством и обществом. Это означает большую направленность на гражданина и одновре-менно уход государства из публичных задач под лозунгом: «То, что общество может сделать так же хорошо или лучше, чем государство, общество должно делать само». В будущем государство, будет сосредотачиваться на своих таких основных задачах, как оборона,внутренняя безопасность, полиция, судебная система, финансовое администрирование и т.п.
2. О сокращении бюрократии и сверхрегулировании. На Западе сегодня все, что поддается регулированию, юридически отрегулировано, начиная от безопасности атомных электростанций, кончая количеством и способом установки умывальников в детских садах. Сверхрегулирование не только тормозит действия государства, но и ограничивает собственную ответственность индивидуума и общества. В настоящее время с целью усиления инновационных процессов и инвестиционной актив¬ности разработано 50 проектов в области самостоятельности рынка труда, экономики и среднего предпринимательства.
3. Об использовании информационных технологий и коммуникационной техники. Их последовательное применение и овладение ими считается ключом к модернизации государства и управления. От них ожидают роста качества государственных услуг, поскольку с их помощью возможны более быстрое и ме-
нее затратное предоставление этих услуг, большая близость к гражданину, большая прозрачность административных процедур и сокращение ведомственных путей. В будущем огромное значение будет иметь возможность значительно расширить доступность ведомств.
4. О преобразовании системы управления в государственную службу со следующими квалификационными признаками: результативность - экономичность - сервисная направленность. Речь идет о претенциозном проекте реформ, можно ска¬зать, о «королеве реформ». Будучи направленными на глубокие преобразования в системе управления, этапы модернизации должны действовать одновременно в качестве примера и образца, в качестве «движущей силы реформирования государства».
Программа административных реформ не исчерпывается надеждой на получение результатов рационализации с помощью новых инструментов регулирования. Решающего сдвига в направлении Модернизации нельзя ожидать ни от техники, ни от изменения структур или использования теорий экономики и организаций производства. Они были и остаются полезными инструментами. Все надежды на преобразования в системе основываются на человеке, работнике системы управления и его личных творческих качествах. Система управления, «делающая больше и стоящая меньше», зависит от мотивированных работников - таково официальное кредо. Свой четкий облик идея «активизирующего государства» принимает в мотивированном чиновнике и новом раскрытии субъективного факто-ра. Таким образом, руководитель нового типа должен действовать с чувством самоопределения, по собственному убеждению он должен стремиться брать на себя ответственность, его стремление к результатам и результативность вытекают из его собственных побуждений, а не обусловлены должностной дисциплиной или социальным принуждением.
Валиев, М. А. Зарубежный опыт развития ресурсов муниципального управления / М.А. Валиев // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - № 6. – С. 323 – 329.
 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 31 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров