Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Кузнецов С.П. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм осуществления населением
Кузнецов С.П. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм осуществления населением

Территориальное общественное самоуправление как одна из форм осуществления населением местного самоуправления

С.П. КУЗНЕЦОВ, кандидат юридических наук, доцент

В статье рассматриваются правовые аспекты организации территориального общественного самоуправления (ТОС) в муниципальных образованиях, проводится сравнительный анализ ТОС и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Муниципальная власть, когда ее источником и выразителем выступает само население муниципального образования, является подлинно народным правлением, осуществляемым не только в интересах населения, но и при их активном его участии.

В зависимости от формы волеизъявления народа на местном уровне различают институты непосредственной и представительной демократии.

Непосредственная демократия при осуществлении местного самоуправления — это осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения, участие в работе органов муниципального образований при решении вопросов местного значения.

Представительная демократия при осуществлении местного самоуправления — это осуществление власти населением муниципального образования через де­путатов представительных органов и деятельность выборных органов и должностных лиц муниципального образования.

В местном самоуправлении органически сочетаются обе формы, что является одним из основных принципов местного самоуправления.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон от 2003 года) к одной из форм непосредственной демократии отнесено территориальное общественное самоуправление (ТОС) (ст. 27). Данную форму относят к регулятивным формам непосредственной демократии.

Несмотря на точное определение понятия «территориальное общественное самоуправление» (ТОС) в Законе от 2003 года, до настоящего времени многие ак­тивисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: 1) подъезд многоквартирного жилого дома; 2) многоквартирный жилой дом; 3) группа жилых домов; жилой микрорайон; 4) сельский населенный пункт, не являющийся поселением; 5) иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Закон от 2003 года закрепляет за органами территориального общественного самоуправления следующие функции:

1)представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2)обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3)могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственую деятельность, направленную на удовлетворение вшиально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления пы муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. ТОС — истинно демократический институт. Россия — демократическое государство, то есть государственные и органы местного самоуправления должны всячески способствовать развитию ТОС. Становление ТОС — это становление российской демократии, ее основополагающий принцип и специфика результат эволюции общественного сознания — преодоления синдрома всевластия государства, опекающего личность и подавляющего ее самостоятельность. ТОС служит делу строительства демократии снизу вверх на основе принципа субсидиарности в организации системы местного самоуправления в условиях конституционного федерализма.

Практически во всех муниципальных образованиях Российской Федерации организованы и действуют ТОС. Неплохая работа по организации ТОС осуществляется в г. Самаре. В частности, 24.04.2008 на заседании Думы го­родского округа принято решение — утвердить границы территории ТОС (56 организаций) согласно заявле­ниям уполномоченных лиц от TOC. В г. Сочи действует 48 ТОС. Это говорит о том, что ТОС реально действующий институт.

С нашей точки зрения, есть проблема соотношения ТОС и ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В первую очередь ТОС закреплен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а ТСЖ — в Жилищном кодексе Российской Федерации. Жилищный кодекс РСФСР не закреплял такой формы управления жилищным фондом, следовательно, ТСЖ появилось в российском праве позже, чем ТОС.

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

ТОС также регистрируется как некоммерческая организация и может действовать в границах многоквартирного жилого дома. Задачами ТОС являются решение вопросов местного значения для его членов. Совместное управление комплексом недвижимого имущества членов ТСЖ в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в уста­новленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме это и есть вопросы местного значения для членов ТСЖ.

В соответствии с Жилищным кодексом ТСЖ может быть создано на территории нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различ­ным (не менее чем двум) собственнфсам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры, а так же нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений — жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно- технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры (п. 2 ст. 136).

Здесь необходимо отметить, что компетенция ТОС шире, поскольку ТОС имеет право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных пра­вовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов (подп. 4 п. 8 ст. 27 Закона от 2003 года).

Считаем нужным обратить внимание на то, что ТОС это «самоорганизация граждан», а ТСЖ «объединение собственников помещений». В первом и втором случае это добровольное объединение членов ТОС и ТСЖ, но членом ТСЖ может быть и иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно проживающие на территории России и имеющие в собственности жилые помещения. Членом ТОС может быть только гражданин Российской Федерации. С другой стороны на территории ТОС могут проживать и не граждане России.

В настоящее время государство стимулирует создание ТСЖ. На основании подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда:

наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, и наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, в:

а)не менее чем пяти процентах многоквартирных до­мов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2010 г. не менее чем в десяти процентах многоквартирных домов и до 1 января 2011 г. не менее чем в двадцати процентах таких домов, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 г.;

б)не менее чем десяти процентах многоквартирных домов — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в период с 1 января 2009 г.

Следовательно, чтобы получить средства и Фонда органы местного самоуправления должны форсировать создание ТСЖ на их территории.

Из приведенных выше данных в муниципальных образованиях на территории России уже действуют ТОС, но количество в многоквартирных домах ТОС не является показателем для получения средств из Фонда, а получение финансирования — это самый действенный стимул. Хотя Фонд будет действовать только до 1 января 2013 г. это достаточный период, что бы ТОС ушли на второй план.

Представляется, что при создании ТСЖ на территории существующих ТОС возникнут проблемы организа­ционного и правового порядка.

В частности, на территории одного многоквартирного дома действует ТОС и финансирования для капитального ремонта данного дома из Фонда не может быть осуществлено, следовательно, у членов ТОС будет логичное желание ликвидировать ТОС и создать ТСЖ, но становление ТОС — «это становление российской демократии, ее основополагающий принцип и специфика, результат эволюции общественного сознания — преодоления синдрома всевластия государства, опекающего личность и подавляющего ее самостоятельность. ТОС служит делу строительства демократии снизу вверх на основе принципа субсидиарности в организации системы местного самоуправления в условиях конституционного федерализма». Следовательно, уменьшение ТОС будет приводить к торможению «становления российской демократии».

Рассмотрим другой вариант, когда целый населенный пункт — это ТОС (такая ситуация в районах Сочи). На территориях ТОС будут создаваться ТСЖ, чтобы получать финансирование из Фонда. Здесь возникнет проблема взаимоотношения между ТОС и ТСЖ. Напомним, что задачи ТОС и ТСЖ относительно одинаковые, т.е. ТСЖ будет решать те же задачи на территории своей компетенции, что и ТОС.

Жилищный кодекс Российской Федерации дает право ТСЖ как юридическому лицу на реорганизацию в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 140), следовательно, это может привести к объединению всего жилого фонда населенного пункта в один ТСЖ (при наличии инфраструктуры), где действует один ТОС. Вероятно, в этом случае ТОС перестанет осуществлять свою деятельность.

Исходя из выше изложенного, напрашивается вывод, что назрела необходимость на законодательном уровне уточнить соотношение ТОС и ТСЖ.

Кузнецов, С.П. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм осуществления населением местного самоуправления / С. Кузнецов // Российская юстиция. – 2011. - № 12. – С. 18 – 20.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 37 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров