Навигация
 
Володина С. Неказенный дом

Печорские сироты живут в отдельных «квартирах» и учатся ухаживать друг за другом

 Псковская область

Строительство большого кот­теджного поселка полным ходом идет на окраине Пскова. В уютных домиках будут жить дети – сироты.

На Северо-Западе появится шестая в России «Детская деревня SOS». Много лет в нашей стране внедряется западная модель вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с педагогом они живут в отдельном домике, самостоятельно обслужи­вая себя. Однако немногим известно, что в той же Псковской обла­сти уже давно существуют не менее интересные и результатив­ные методы воспитания и соци­альной реабилитации сирот. Еще в 2000 году из воспитанников печорской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сфор­мировали разновозрастные «семьи», которые дружно и весело живут в отдельных «квартирах».

Разница в акцентах

Неспроста многие говорят о том, что сирота, воспитанный в традиционном детском доме, работающем по принципам совет­ской педагогики, неполноценен изначально. Ни социальных навы­ков, ни способности самостоятель­но жить вне детдома у него нет. Именно поэтому еще в советские годы многие детдомовцы и попол­няли армии бомжей и уголовни­ков. Уйти от подобных методов работы с сиротами в современной России пытаются по-разному. Авторами одной из самых инте­ресных моделей воспитания детей, потерявших родителей, стали педагоги из Псковской области. В прошлом году на IV Все­российском конкурсе воспита­тельных систем коллектив печор­ской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получил Гран-при. За весьма короткое время местным педагогам удалось разработать уникальную для России систему воспитания детей, потерявших родителей.

Сейчас в Печорах живут 249 ребят в возрасте от 2 с полови­ной до 18 лет. Прежде, как и вос­питанники других детдомов, они маршировали строем и жили в огромных палатах, похожих друг на друга как две капли воды. В 2000 году детишек поделили на «семьи», смешанные по возраст­ному и половому принципу. В каж­дой группе оказались сироты от двух лет до старших классов школы. Каждая «семья» получила отдельную «квартиру» из несколь­ких комнат - раздельных спален для мальчиков и девочек, гости­ной и комнат для подготовки уро­ков. Во всех «квартирах» имеется бытовая техника от стиральной машины до пылесоса, компьютер, телевизор и все, что нужно как для детской, так и для взрослой жизни.

-              У ребят появилась возмож­ность проявить себя по-разному в учебе и «дома», - говорит дирек­тор печорской школы-интерната Вера Пчельникова. - Тот же отлич­ник может не испытывать ника­кой тяги к домашним делам, стир­ке носков и чистке картошки. При этом есть дети, которые получают не самые лучшие оценки в школе, но охотно помогают воспитателю, заботятся о младших товарищах и работают по дому. Акценты полу­чаются совершенно разные -домашний и классный. Что-то положительное из человека таким образом вытащить гораздо легче.

 

Альтернатива иждивенчеству

По словам Веры Николаевны, с разделением детдома на «кварти­ры» у воспитанников появилось собственное пространство. По традиции дети не могут войти в «чужое» жилище без стука или разрешения. Само собой, в «квар­тирах» ребята живут не одни. За каждой закреплены два воспита­теля. На ночь на две «квартиры» в детском доме остается один помощник воспитателя.

-              К такой системе легко при­способиться и педагогам и детям, - рассказывает Вера Николаевна. -
С одной стороны, единство требо­ваний, с другой - ребята знают, что педагоги общаются между собой. Даже если кого-то из вос­питателей не было целый день, он узнает о том, что происходило в «семье», от коллеги. Обычно рабо­та воспитателя начинается с утра и заканчивается после 22 часов. Помощники воспитателя прини­мают ключи от пожарных лестниц и заступают на вахту. Мы, кстати, часто заходим на работу по ночам, проверяя, все ли хорошо у помощ­ников воспитателей. За девять лет работы печорские педагоги убедились в эффектив­ности новой системы воспитания. Ухаживая за младшими детьми, ребята получают огромный ком­плекс социальных навыков, кото­рые пригодятся им во взрослой жизни. Все они имеют возмож­ность сделать что-то хорошее для «семьи» и украшения собственной «квартиры».

-              Мы стараемся ничего не давать детям просто так, - говорит Вера Пчельникова. - Это порожда­ет иждивенчество. Еще совсем недавно на детские дома в неверо­ятных количествах валили гума­нитарную помощь. У мальчишек
было по 8-10 свитеров. Не понра­вился один - он его выбросил и стал ходить в другом. Ничего,
кроме вреда, это ребенку не при­несет.   Он  никогда  не  научится ценить и беречь то, что имеет. Как директор я могу, к примеру, купить 10 ковров и просто раздать их по

«квартирам». Толку от этого не будет никакого. Тот же самый ковер можно как-то обыграть. Если ребята приложили хоть какие-то усилия, чтобы получить вещь, она приобретает совсем другую ценность.

Чеки для сирот

Система экономического сти­мулирования стала отдельным пунктом работы с детьми в Печорах. Невероятно, но в интер­нате есть... собственный банк и совет банка, состоящий из воспи­танников. Каждый ребенок при этом имеет свою чековую книжку. Речь идет, само собой, о виртуаль­ных деньгах. Заработать их при желании довольно легко. Расплатиться же чеками ребята могут за тетрадки, карандаши и ручки. Или, к примеру, за широ­кое празднование дня рождения в школьном кафе. Приходя в дет­ский дом, каждый воспитанник получает «подъемные», дальней­шее же благосостояние находится в его руках. Четырежды в год в школе проходит ярмарка, где ребя­та могут продать или обменять собственные вещи, а также разно­образные поделки.

- Негласное правило мы уста­новили давно, - говорит Вера Пчельникова. - Каждый работ­ник школы обязан хоть что-то купить за реальные деньги. Все эти деньги идут в наш обменный пункт. Туда же попадает часть спонсорских средств. В любое время воспитанники могут поме­нять чеки на "реальные рубли и пойти с ними в обычный мага­зин - купить сок или, к примеру, шоколадку. Все эти навыки, кото­рых лишены обычные детдомовцы, будут бесценны за стенами школы после того, как ребята станут взрослыми. Ведь по окон­чании школы каждый из них получит сберегательную книжку с реальными деньгами. На сче­тах собираются социальные пособия и алименты, взыскан­ные государством с родителей, лишенных родительских прав. За 18 лет сумма на книжке получа­ется   вполне   приличная.   Этих денег ребятам хватит на то, чтобы начать новую жизнь и получить хорошую профессию.

Этим летом практически все воспитанники печорской школы-интерната побывали на отдыхе и лечении в детских лагерях. Большая группа ребят жила в Польше, кроме того, воспитанни­кам, изучающим иностранные языки, предстоит поездка в Финляндию.

 Тем временем

Псковская область оказалась родиной сразу нескольких педагогических проектов, не имеющих российских аналогов. Уже 9 лет там работает школа для детей с девиантным поведе­нием, не находящихся в местах лишения свободы. Псковские Макаренко сумели отыскать способы работы с детьми, кото­рые жили на улице, совершали преступления и употребляли наркотики. По словам начальника управления образования Псковской области Веры Емельяновой, в этом году необыч­ную школу ждет расширение. Число мест для воспитанников увеличится с 30 до 75. Кроме того, спецшкола переедет из Острова в Невель.

 

Володина С. Неказенный дом: Печорские сироты живут в отдельных «квартирах» и учатся ухаживать друг за другом // Рос. газ. – 2009. – 30 июля – 5 авг.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 39 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров