Навигация
 
Псковский край в прессе - 2009 год Образование Ильина Л. Новый подход к аттестации педагогических кадров
Ильина Л. Новый подход к аттестации педагогических кадров
 
Участие нашей области в комплекс­ном проекте модернизации обра­зования позволило по-новому взглянуть на многие вопросы в си­стеме образования и в конечном счёте стимулировать её развитие. В числе наиболее значимых на­правлений проекта — «Введение новой системы оплаты труда ра­ботников общего образования», «Развитие региональной системы оценки качества образования». Оба направления неразрывно свя­заны с аттестацией педагогических кадров: квалификационная катего­рия присваивается педагогу, опыт и результаты деятельности которо­го признаны и объективно оценены педагогическим сообществом на региональном и муниципальном уровнях.

К сожалению, существующая прак­тика аттестации так и не смогла преодолеть формализм и субъектив­ность. Иначе не наметился бы крен в сторону увеличения количества учителей, получающих высокие категории. Так, в Псковской области рабо­тают 29 /о педагогов высшей категории \ 38% — первой и 17 /о — второй квали­фикационной категории.

В соответствии с методикой формирова­ния системы оплаты труда и стимулиро­вания работников государственных обра­зовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных образовательных учреждений, реа­лизующих программы среднего образова­ния, количество учителей, соответствую­щих установленным требованиям, долж­но быть не более 5 —10 /о высшей кате­гории и 25—30% — первой категории. При этом тенденция к увеличению числа педагогов высшей и первой квалифика­ционных категорий в течение ряда лет сохранится.

Новая модель аттестации

 

В прошлом учебном году в нашей области апробирована новая модель аттестации пе­дагогических и руководящих работников образования. Подготовлена её нормативно-


правовая основа, разработано положение о формах и процедурах аттестации педагогиче­ских и руководящих работников общеобразова­тельных учреждений. В основе технологии — профессиональный стандарт педагогической деятельности, компетентностный подход к оценке работы педагога, учёт учебных до­стижений школьников.

Внедрение новой системы аттестации предпо­лагает более объективную, а значит, и спра­ведливую оценку работы учителя, стимулирую­щую его профессиональное развитие. В период аттестации учитываются результаты академиче­ских достижений учащихся, деятельность педа­гога по организации учебно-воспитательного процесса, владение современными образова­тельными технологиями.

Процедуры аттестации включают два этапа:

квалиметрический мониторинг академических достижений школьников;

аттестационная экспертиза. Реализация этих этапов с использованием раз­личных критериев и методик оценки позволяет решать проблемы, выходящие за рамки тради­ционного понимания аттестации.

Аттестация представляет собой реализацию кад­ровой политики в соответствии с установленны­ми ею требованиями к работникам образования, она способствует повышению трудовой мотива­ции, стимулированию педагогического труда. Вместе с тем она становится инструментом управления качеством образования, так как у каждого педагога и руководителя повышается ответственность и заинтересованность в высоком конечном результате. Это достигается за счёт использования единой технологии, которая обеспечивает:

получение объективизированной информа­ции, необходимой и достаточной для принятия решения об аттестации работника;

независимость результатов оценивания атте­стации от степени субъективности, социально-профессионального статуса.

Для упорядочения аттестации разграничены полномочия различных структур. Так, Госу­дарственное управление образования Псков­ской области разрабатывает нормативно-правовую базу, Региональный центр ин­формационных технологий проводит квалификационный мониторинг, Ин­формационный центр оценки качества образования ответствен за организаци­онное обеспечение; областной Институт повышения квалификации обеспечивает научно-методическое оснащение аттес­тационной экспертизы на уровнях му­ниципальном и школьном. Главная аттестационная комиссия обобщает результаты и принимает решение.

Разработан и утверждён в администрации области и приказом по Государственному управлению образования области страте­гический план, включающий ряд наиболее значимых мероприятий по апробации но­вой технологии аттестации. Так, напри­мер, в число мероприятий включены:

разработка нормативных документов: внесение изменений в Закон Псковской области «Об оплате труда отдельных ка­тегорий работников государственных об­щеобразовательных учреждений, финанси­руемых из областного бюджета и муни­ципальных образовательных учреждений;

постановление администрации области «О порядке присвоения руководителям и специалистам государственных обще­образовательных учреждений квалифи­кационных категорий;

приказ о проведении аттестации педа­гогических и руководящих кадров и ква-лиметрического мониторинга в 2009 году;

формирование перечня тестов в 4—8-х, 10-х классов по математике, русскому языку, физике, химии, биологии и гео­графии и их разработка;

обучение организаторов квалиметричес-кого мониторинга по программе «Теория и практика педагогических измерений»;

проведение тестирования, обработка результатов, аттестационная экспертиза и так далее.


Квалиметрический мониторинг

Для контроля за качеством обучения школь­ников, результативностью используемых педа­гогами методик, степенью квалификации учи­телей-предметников в области разработана ре­гиональная система оценки качества образова­ния (РСОКО). Её составной частью стал региональный квалиметрический мониторинг академических достижений школьников как основа новой системы аттестации педагогов.

Объективность оценки достигается использова­нием совокупности методов объективной коли­чественной оценки с применением стандарти­зированных тестов и средств информационно-коммуникационных технологий. Кроме квали-метрического мониторинга, используются и другие формы: контрольные замеры техники чтения, государственная итоговая аттестация в 9-х, 11-х классах, сдача спортивных норма­тивов. Результаты выполненных тестовых за­даний оцениваются по 100-балльной шкале. Эту работу ведут сервисные структуры — Информационный центр оценки качества обра­зования (директор В.Т. Бочерашвили), област­ной Центр информационных технологий (ди­ректор А.В. Драгунов). Чтобы работа была успешной, создана автоматизированная техно­логия анализа результатов квалиметрического мониторинга. Информационный центр оценки качества образования провёл курсы для замес­тителей директоров школ, разработал тестовые задания. При участии школ сформирована ба­за данных об учениках, учителях, о содержа­нии образования; разработаны также кон­трольно-измерительные материалы, заказаны бланки ответов, которые переданы в муници­пальные органы управления образованием. Контрольно-измерительные материалы автома­тически распределялись по общеобразователь­ным учреждениям и классам, шифровались и загружались в портал. За час до начала тес­тирования школы получали пароль дешифров­ки этих материалов и распечатывали их.

В соответствии с принятым регламентом и должностными инструкциями проводили те­стирование, бланки упаковывались и опечатывались. В Информационном центре прово­дили их первичную обработку (сканирова­ние и верификацию), выполняли автомати­зированные процедуры шкалирования и статистической обработки результатов. Школы получали и результаты квалимет­рического мониторинга.

В прошлом году региональный квалимет­рический мониторинг апробирован дважды: весной (1-й этап) и осенью (2-й этап) в 3-х, 6—10-х классах общеобразователь­ных школ. Итоги его изучены, проанали­зированы, выявлены факторы (измерения), оказывающие влияние на результаты. Вот эти факторы:

 

Тип населённого пункта.

Вид общеобразовательного учреждения.

Наполняемость классов.

 

Педагогический стаж учителя.

Повышение квалификации.

Явка на проведение мониторинга.

Наличие статуса «базовая школа».

Наличие наград у педагога.

Уровень его образования.

10.          Время, прошедшее от повышения
квалификации.

Объём повышения квалификации по информационно - коммуникационным техно -логиям.

Недельная нагрузка учителя.

Число учащихся, обучающихся у педаго­га (по всем преподаваемым им предметам).

 

Средняя наполняемость классов, в которых преподаёт педагог.

Предыдущая его категория.

Число учащихся, сдававших русский язык.

Число учащихся, сдававших математику.

 

Процент учащихся, сдававших рус­ский язык, от общего числа детей, обуча­ющихся в классе.

Процент учащихся, сдававших мате­матику, от общего числа детей, обучаю­щихся в классе.

Среднее количество часов по русско­му языку в неделю.

Среднее количество часов по матема­тике в неделю.

Школьные оценки.


 

Лучшие результаты у учащихся городских школ (75,8 балла), хуже — в сельской мест­ности (67,5 балла). Низкие результаты показа­ли ученики школ с наполняемостью классов 9—10 человек (средний балл — от 31 до 60). Определены показатели, характеризующие под­готовку школьников по муниципальным образо­ваниям Псковской области. Подтвердилась за­кономерность: в лицеях, гимназиях, классах с углублённым изучением отдельных предметов, качество академических достижений значитель­но выше (78,5 балла), чем качество в обычных школах (67,6   балла). Выявлено несоответствие школьной оценки и оценки, полученной по мо­ниторингу. Так, по данным текущей успеваемос­ти, только 0,36 /о третьеклассников имеют не­удовлетворительные оценки, а по мониторин­гу _ 6,04%.

Наш опыт убедил: результаты регионального квалиметрического мониторинга объективны, достоверны и могут использоваться в оценке деятельности образовательных систем (проме­жуточной аттестации, аттестации педагогичес­ких и руководящих работников, аккредитации образовательных учреждений и так далее).

Аттестационная экспертиза

Она предполагает оценку экспертами деятельнос­ти педагогических и руководящих работников на основе компетентностного подхода. Эта процеду­ра проводится параллельно с квалиметрическим мониторингом. Рабочая группа, в которую вошли представители органов управления образованием, Псковского областного института повышения квалификации работников образования и учителя, разработала критерии и показатели, по которым ведётся оценка.

Основными критериями оценки деятельности учителя стали:

индивидуальные достижения школьников;

результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя по сохранению кон­тингента;

результаты внеклассной работы, которую вёл учитель или классный руководитель;

обобщение и распространение педагогическо­го опыта;

личностные и профессиональные компе­тенции педагога.

По каждому критерию есть система показателей.

Сотрудники областного Института повышения квалификации (ректор Л.К. Фомичева) в помощь районным, городским экспертным комиссиям подго­товили рекомендации по оцениванию урока, воспитательного мероприятия. Оценка велась по 60-балльной шкале.

Заключение аттестационной экспертизы профессиональной деятельности учителя

 

Ф.И.О.  

Предмет               ._

Школа

Район, город

При новой форме аттестации оценивать работу учителя эксперты начинают с са­моанализа учителя, его оценки своей про фессиональной деятельности. Изучаем портфолио достижений учителя, включа­ющий набор сертифицированных (доку­ментально подтверждённых) его дости­жений и достижений учащихся, результа­ты контрольных испытаний учащихся


(проверочных работ, тестов и экзаменов), итоги защиты творческих, проектных и иссле­довательских работ и так далее.

Для оценки квалификации и профессиона­лизма педкадров используем различные ви­ды анкет.

Определение уровня квалификации и профессионализма учителя

Обработку материалов квалиметрического мониторинга и аттестационной экспертизы проводим с использованием информационных технологий. По каждому этапу определяется категория (в нашей области их 5), а затем выводится средний показатель. Главная атте­стационная комиссия выносит решение, кото­рое затем Государственное управление обра­зования области утверждает приказом.

Первые результаты таковы. В региональном квалиметрическом мониторинге принимали участие 461 учитель и 9 202 ученика, обра­ботано 14 647 тестов. Для сравнения: по всем предметам итоговой аттестации в форме ЕГЭ по Псковской области подго­товлено около 12 000 тестов.

На первом этапе аттестации по результатам мониторинга повысили квалификационную категорию 111 учителей (24%), подтвердили её 212 (46%) учителей и 138 (30%) — понизили квалификационную категорию.

На втором этапе аттестационной экспертизы 75 учителей (16,2%) повысили квалифика­ционную категорию, 173 учителя (37,53%) подтвердили её и 213 понизили (46,2%).

На основании этих результатов можно сделать такие выводы. Мониторинг обнаружил несоот­ветствие уровня квалификации третьей части учителей области присвоенным им категориям. Только 10% педагогов подтвердили правомоч­ность их включения в пятую категорию по оп­лате труда. Анализ выявил также серьёзные недостатки в работе некоторых учителей, имеющих высшую категорию. 12 /о педагогов, участвовавших в мониторинге, показали уровень квалификации на 2—3 позиции ни­же, чем полученные ими категории. Мы обратили внимание на то, что по результа­там контроля лучшие достижения показали учителя, стаж работы которых составляет от трёх до восьми лет, а также предметни­ки выпускных классов. Всё это очень зна­чимо для установления должностных окла­дов в соответствии с законом Пензенской области «Об оплате труда отдельных кате­горий работников общеобразовательных уч­реждений».

В этом году апробация новой системы аттестации с использованием результатов квалиметрического мониторинга продол­жена. Для этого администрация области в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Псковской об­ласти на 2007—2010 годы» выделила дополнительные средства на техническое оснащение 100 базовых школ. Ведём по­вышение квалификации директоров, за­местителей директоров по Осуществлению функций контроля, в том числе по прове­дению квалиметрического мониторинга, аттестационной экспертизы и так далее. Приобретено информационное оборудова­ние (типография, серверы, накопители, сканеры, устройство для архивирования). В 100 базовых школах области установ­лено 378 видеокамер. В мае этого года квалиметрический мониторинг пройдёт в 4—8-х и 10-х классах по шести пред­метам учебного плана (русский язык, математика, биология, география, химия, физика).

Опыт показывает, что, несмотря на трудо­ёмкость и сложность такой работы, аттес­тация педагогических и руководящих ра­ботников проводится более объективно, с учётом реальных достижений учащихся и достигнутого уровня педагогического мас­терства учителя. Новая модель аттестации способствует вовлечению в управление ка­чеством образования всех его участников: руководителей, педагогов, учащихся, их ро­дителей, общественность.


Ознакомьтесь, пожалуйста, с процедурой квалиметрического мониторинга, принятого в на­шей области на основании Положения о фор­мах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников общеобразователь­ных учреждений.

Квалиметрический мониторинг, являясь эф­фективным инструментом управления, осуще­ствляет важнейшую функцию слежения за со­стоянием обученности школьников по набору существенно важных показателей.

Квалиметрический мониторинг проводится по предметам учебного плана со 2-го по 11-й класс один раз в год по графику с ноября по июнь. График мониторинга утверждается приказом руководителя государственного орга­на управления образованием.

Осуществляется мониторинг в таких формах:

независимая оценка качества знаний школь­ников с использованием стандартизированных гомогенных критериально-ориентированных пе­дагогических тестов;

контрольные замеры (1-й и 2-й классы);

государственная (итоговая) аттестация учащих­ся, в том числе ЕГЭ (9-й, 11(12)-й классы);

сдача нормативов (губернские состязания 7—11-й класс).

Государственный орган управления образовани­ем обеспечивает общеобразовательные учрежде­ния контрольно-измерительными материалами. Содержание их определяется на основе при­мерных программ общеобразовательных пред­метов, разработанных Министерством образо­вания и науки Российской Федерации для об­щеобразовательных учреждений, и не может выходить за пределы этих программ.

Оценка уровня подготовленности школьников даётся отдельно по каждому предмету и клас­су. Письменные работы в рамках квалиметри-ческого мониторинга оцениваются баллами (по стобалльной системе). Порядок и шкала бал­лов по 5 категориям оплаты труда учителей и руководителей устанавливаются ежегодно Государственным органом управления образо­ванием.

Аттестационная экспертиза — это профессио­нальный анализ педагогической деятельности с письменным заключением специалис­тов-экспертов об уровне обучения, вос­питания, управленческой деятельности.

Аттестационная экспертиза проводится путём экспертной оценки учителей и ру­ководящих работников специалистами-экспертами педагогической деятельности.

По результатам экспертизы оформляет­ся письменное заключение об уровне преподавания, воспитания, управленчес­кой деятельности.

Основные направления экспертной оценки:

1)            для педагогических работников:

в индивидуальные достижения учащихся;

результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя и внеклассной работе;

профессиональные компетенции;

обобщение и распространение опыта;

2)            для руководящих работников:

обеспечение доступности качественно­го образования;

результативность воспитания;

уровень учебно-методического обеспече­ния;

безопасность жизнедеятельности в об­щеобразовательном учреждении;

обеспечение кадрами;

общественное участие в управлении общеобразовательным учреждением;

финансово-экономическая деятель­ность.

Аттестационная экспертиза проводится в таких формах:

анализ посещения уроков, внекласс­ных мероприятий;

анкетирование;

анализ школьной документации;

собеседование.

Могут быть и иные формы.

Профессиональные компетенции оцени­ваются специалистами-экспертами балла­ми (по стобалльной шкале).

 

По результатам аттестации педагогическим и руководящим работникам присваиваются ат­тестационные квалификационные категории в соответствии с Положением о порядке аттес­тации педагогических и руководящих работни­ков государственных и муниципальных образо­вательных учреждений. Аттестационные квали­фикационные категории соответствуют квали­фикационным категориям по оплате труда.

Изменение квалификационной категории может производиться каждый год при условии соот­ветствия показателей квалиметрическому мони­торингу в соответствии с установленной шкалой

Учителя, выполняющие педагогическую работу в государственных и муници­пальных общеобразовательных учрежде­ниях на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с настоящим

Положени­ем.

При Главной аттестационной комиссии создаются аттестационно- экспертные группы.

На заседании Главной аттестационной ко­миссии по каждому учителю и руководи­телю рассматриваются персонально следу­ющие документы:

заявление;

аттестационный лист;

результаты квалиметрического монито­ринга;

результаты аттестационной экспертизы.

При обобщении материалов (подсчёте баллов) составляется матрица соответст­вия категориям по оплате труда (I, II, ,111, IV, V) по квалиметрическому мони­торингу и аттестационной экспертизе.

Рекомендуемая категория находится на пересечении результата экспертизы и мо­ниторинга по такой таблице баллов. В случае несоответствия показателей квалиметрического мониторинга шкале баллов решение о проведении внеочередной аттестации на предмет понижения категории принимается через год.

 

В случае несовпадения категории на один сектор преимущество отдается результа­там квалиметрического мониторинга.

При расхождении на два и более секторов выводится среднее арифметическое.

 

Ильина Л. Новый подход к аттестации педагогических кадров: учет достижения школьников и мастерства учителей // Народное образование. – 2009. - № 4. – С. 46-64.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 25 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров