Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Юрасов И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные основы
Юрасов И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные основы

Юрасов И., Юрасова О.

Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные основы

Российское местное самоуправление основано на уникальном социальном институте - местном сообществе, организованном «снизу» гражданами

Главными признаками местного сообщества являются неформальная организация, различие местного интереса, протестная активность, соседские связи, обусловленные региональными и местными интересами

Самоорганизация строится на принципах «артельности».

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в отечественной общественной науке является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС). Благодаря ТОС должен развиваться муниципальный менеджмент. Без развитого местного самоуправления невозможно продолжать админист­ративные реформы, модернизацию государственного управления в нашей стране.

Основная проблема ТОС в России связана с развитием местного сообщества. Большинство ученых отмечают их несформированность.

Кроме того, в печатных и электронных СМИ говорится о том, что в Российской Федерации слабо сформированы местные сообщества, на базе которых может развиваться социальный институт, местное самоуправление. Причины этому следует искать в непонимании российской национальной и региональной спе­цифики, в слабом владении совре­менной социологической теорией и практикой и в сложности современного российского социума.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В марте 2010 г. ассоциацией «Совет муниципальных образований Пензенской области» и кафедрой «Государственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета был проведен экспертный опрос по теме «Муниципальная реформа и органы территориального общественного самоуправления». Была разработана анкета и разослана в муниципальные образования Пензенской области с населением от 10 тыс. до 500 тыс. человек. Анкету предлагалось заполнить главе города и депутатам, а также главе администрации города и сотрудникам отдела администрации по работе с общественными организациями. Всего в исследовании приняли участие 87 экспертов.

По мнению экспертов, оптимальной формой управления на местах является администрация района. Данной форме по результатам опроса незначительно уступают формы территориального общественного самоуправления: товарищество собственников жилья и уличные комитеты. Кроме того, эксперты ответили на, вопросы, касающиеся социальных основ ТОС в Пензенском регионе. На выбор были предложены, варианты ответов: властное воздействие государства и местных администраций, низовая активность местного населения, наличие местных лидеров, особые виды соседских связей, знания и компетенции по самоорганизации, уровень доверия граждан и т. п.

Большинство экспертов считают, что органы ТОС в Пензенской области должны создаваться населением при поддержке органов местного самоуправления (72,5%).

На вопрос: «Какова социальная активность населения при решении проблем территории проживания?», 49,0% ответили - «низкая», 31,4 - «умеренная» и лишь 3,9 - «высокая». При этом активность горожан в решении этих проблем проявляется в форме жалоб и прошений (84,3% экспертов отмечают письменные обращения в администрацию, 39,2% - в Думу).

В основном причинами низкой активности являются: безразличие

к общим делам (58,8%), неверие в возможность оказывать влияние на решения властей (47,1%), привычка надеяться на действия властей (35,3%) и др. Социальная активность напрямую зависит от таких показателей, как благополучие, защищенность и достижение социального успеха (снижение социальной депривиации) .

Доверие считается основой «низовых» неформальных экономических и социальных отношений в обществе. Оно складывается в результате общности интересов и ценностей и является определенным ресурсом общества - соци­альным капиталом. В. Звоновский отмечает, что после распада социальных институтов советского общества (и при отсутствии новых) индивидуальное доверие функционирует только как личное (между знакомыми людьми), безличное доверие остается одним из самых слаборазвитых элементов социального взаимодействия . Без доверия нет и дальнейшего объединения на низовом уровне - для защиты собственных интересов или интересов своей группы.

Анализ результатов проведенных социологических исследований показал следующее. Основная проблема развития ТОС состоит в том, что государство пытается организовать местное самоуправление «сверху», насаждая не вполне привычные национальному и региональному обществу социальные институты. Самоорганизация и самоуправление должны быть сформированы «снизу» с использованием уникальных российских и региональных социальных институтов, сформированных с учетом местных интересов. ТОС начинает формироваться тогда, когда возникает угроза реализации местного интереса граждан. На этой основе формируется протестная низовая активность, «запускающая» весь механизм развития ТОС.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОС

Авторы статьи поддерживают точку зрения ученых обществоведов, которые выступают против лоббирования вестернизированных общественных моделей развития и справедливо утверждают, что ТОС, как и определенные формы гражданского общества, присуще нашей стране. Только эти модели обладают социокультурными особенностями, которые являются элементами социальной основы их развития в Российской Федерации. К ним относятся:

местный социально-экономический интерес;

протестная активность;

соседские связи;

особая форма коллективизма - «артельность».

Субъектами и движущей силой ТОС в регионе являются «новые собственники», члены товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и др. «Новые собственники» - это люди, которые приобрели жилье в собственность после 1991 г. за свои собственные финансовые средства. Их главными отличиями являются: высокий уровень социальной активности и мобильности, ответственность, «хозяйский» тип мотивации, высокоразвитый уровень эмоционального интеллекта, способность к самозанятости и самоорганизации.

Кроме того, в соответствии с «железным законом олигархии» Р. Михельса ускоряется процесс выделения «новых собственников» из общей массы местного сообщества и усиливается социальная активность этой социально-экономической группы населения. Можно сделать вывод, что со временем в любой самоорга­низующейся системе, объединенной общими интересами, формируется группа профессиональных управленцев. Эти люди самостоятельно организуют учет финансовых средств, поступивших на счет управляющих компаний, хорошо разбираются в экономических теоретических и практических вопросах, они в состоянии решать сложные вопросы по управлению ТСЖ, организовывать менее активную часть собственников жилья.

Ключ к решению проблемы, связанной с развитием ТОС и самоорганизацией российского социума, следует искать в том, что его пусковым механизмом является протестная неформальная «низовая» активность местного сообщества. Общий социально-экономический интерес «новых собственников», особенно в ситуациях, грозящих его реализации, рождает особую протестную активность и приводит в движение механизм самоорганизации местных сообществ.

Далее «низовая» неформальная протестная активность местного населения сталкивается с таким оригинальным российским социальным явлением как «артельность», которая представляет собой особую форму коллективизма. Она формируется в недрах местного российского сообщества. Е. Троицкий понимает под этим феноменом особую форму российской общинности, способствующей самоорганизации, в основе которой лежит базовая цивилизационная ценность российского народа - социальный коллективизм. М. Слобожанин отмечал, что рос­сийские артели составляли четыре основные группы :

бытовые артели духовного характера. Их можно подразделить на следующие типы: религиозные; развлекательные; ориентированные на удовлетворение умственных потребностей (совместная выписка газет, книг и т.п.);

бытовые артели правового характера для поддержания уровня заработной платы, условий труда. По сути эти артели содержали в себе зачатки рабочих профессиональных союзов;

бытовые артели с хозяйственными экономическими задачами. К ним относились две самые большие группы российских артелей - промысловые и сельскохозяйственные. Промысловыми артелями и товариществами назывались обычно артельные объединения в области обрабатывающей промышленности;

общежительские товарищества и артели. Они объединяли лиц, как занятых трудовой деятельностью, так и не занятых ею.

Используя положения М. Слобожанина, можно сделать вывод, что базовыми качествами российской артельности являются бытовые с хозяйственными и экономическим задачами и общежительские артели. Хотя юридически и формально российская артель на местном уровне представлена слабо, все ее характеристики определяют особенности местного самоуправления. На основе этих характеристик и происходит самоорганизация местных сообществ. Главным ресурсом, позволяющим развивать местное самоуправление, является наличие свободного времени местного населения .

Что касается соседских связей, то всеми исследователями признается значимость и исключительная ценность местного сообщества. Оно способствует формированию таких качеств, как солидарность, взаимное доверие и обязательства, общность интересов. В каждом сообществе существует определенный социальный порядок, особая связь физических лиц с локальной территорией и возникающая в силу этого их особая связанность между собой для достижения совместных целей. Сообщество невелико, поэтому в нем создается соседская связь, обусловленная близостью проживания и сходством повсе­дневных дел, постоянными личными контактами, множеством общих дел, единой системой ценностей. Сообщество постоянно ассимилирует новых индивидов, которые включаются в его жизнь, обмениваются опытом и могут, наконец, выходить из него. Но сообщество вместе с тем порядком, который оно в себе воплощает, продолжает жить дальше.

В методологическом аспекте сообщество можно рассматривать в рамках структурного подхода, который имеет в своей основе три момента: географическую территорию, взаимосвязанные экономические институты и собственные органы управления. К сообществам в таком понимании можно отнес­ти и населенные пункты, и крупные города. При функциональном подходе под сообществом в первую очередь подразумеваются социальные отношения, характеризующиеся доверительностью, высокими моральными устоями, сплоченностью и продолжительностью во времени. Оба подхода по-своему значи­мы и находят отражение в определениях «местного сообщества». Так, Е.Е. Горяченко отмечает, что разные авторы в определениях сообщества выделяют :

1)проживание на общей территории;

2)сложившиеся отношения внутри группы, культурную или ценностную общность;

3)устойчивое социальное взаимодействие;

4)дентификацию с сообществом, главной целью которой остается биологическая адаптация в социальном пространстве.

Таким образом, российское местное самоуправление основано на уникальном социальном институте - местном сообществе, организованном «снизу» самими гражданами. Его главными признаками являются неформальная организация, наличие местного интереса, протестная активность, соседские связи, обус­ловленные региональными и местными интересами. Самоорганизация строится на принципах «артельности. Под этим феноменом понимается особая форма российской общинное, способствующей к самоорганизации, в основе которой лежит базовая цивилизационная ценность российского народа - социальный коллективизм.

Юрасов, И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные основы / И.Юрасов, О. Юрасова //  Проблемы теории и практики местного самоуправления. – 2012. - № 2.-  С. 28 -  35.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 20 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров