Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Чалая Ю.Ю. Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами
Чалая Ю.Ю. Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами

Ю.Ю. Чалая, аспирант Финансового университета при Правительстве РФ

Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами 

Для анализа сложившейся системы управления муниципальными финансами и повышения эффективности управления финансовыми ресурсами могут быть использованы такие формы, как мониторинг и оценка.

Мониторинг качества управления муниципальными финансами - это регулярное измерение и регистрация текущих значений показателей, характеризующих при­менение инетрументов управления финансами. При мониторинге фактические данные сравниваются с плановыми.

Оценка качества управления муниципальными финансами проводится для того, чтобы понять насколько эффективно применяются существующие инструменты управления финансами, каковы результаты их внедрения и что может быть сделано для улучшения финансовых результатов деятельности органов местного самоуправления, при этом анализируются причины достижения или недостижения запланированных результатов.

Основным недостатком сложившихся в муниципальных образованиях систем мониторинга и оценки качества управления является неполный охват этой системой всех сфер управления муниципальными финансами. Мониторинг и оценка, как правило, осуществляются по некоторым обособленным сферам управления муниципальными финансами. Из трех основных групп бюджетных показателей - состояния муниципальных финансов, эффективности расходов и качества управленческих решений - на уровне муниципальных образований наи­более полно представлены показатели, отражающие состояние муниципальных финансов.

Можно выделить несколько проблем проведения и совершенствования мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами: — органы местного самоуправления могут вносить коррективы в систему мониторинга и оценки лишь в той части, в которой они являются инициаторами;

-органы местного самоуправления ограничены в применении инструментов управления доходами муниципального образования, так как обладают ограниченной финансовой самостоятельностью, возможностью применения мер администрирования налоговых поступлений, а также из-за отсутствия в муниципальных образованиях практики эффективной работы с муниципальным имуществом как источником доходов бюджета;

-отсутствие кадровых и финансовых возможностей для создания полной автоматизированной системы мониторинга и оценки качества управления муници­пальными финансами, которая должна стать одним из направлений комплексной системы социально-экономического развития муниципального образования;

-большой риск создания «неправильных» стимулов для муниципальных служащих и работников бюджетной сферы, который связан с утверждением показателей мониторинга и критериев оценки;

-муниципальные образования по объективным причинам находятся на разных стадиях внедрения инструментов управления муниципальными финансами, что необходимо учитывать на федеральном и региональном уровнях при формировании единых требований к мониторингу и оценке качества управления муниципальными финансами.

Во избежание вышеизложенных проблем можно предложить следующие критерии функционирования системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, соблюдение которых обязательно для всех участников проводимого мониторинга и оценки:

-соблюдение сроков проведения и предоставления данных мониторинга и оценки;

-соблюдение требований к формам предоставления данных;

-соблюдение порядка и последовательности предоставления данных, определение ответственных за предоставление необходимых сведений, а также их сбор, систематизацию и обобщение;

адаптивность целей, задач, показателей и критериев мониторинга и оценки к изменяющимся условиям, их своевременная корректировка;

-достоверность и надежность предоставляемых сведений;

-согласованность муниципальных правовых актов в части мониторинга и оценки показателей каче­ства управления муниципальными финансами с нормами федерального и регионального законодательства.

В целях совершенствования мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами остановимся на предложениях по совершенствованию трех основных элементов — показателей мониторинга и оценки и их критические значения; направлениях применения результатов мониторинга и оценки; порядка взаимодействия субъектов мониторинга и оценки.

Для целей проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами все показатели можно разделить на три группы (показатели состояния мунйципальных финансов, показатели эффективности бюджетных расходов и выпадающих доходов, показатели качества управления муниципальными финансами) и предложить характеристики каждой группы показателей.

Показатели состояния муниципальных финансов—показатели бюджетного планирования и исполнения бюджета, отражающие непосредственные результаты планирования и исполнения городского бюджета и позволяющие отслеживать, сопоставлять, анализировать и обрабатывать бюджетные данные в заданном периоде.

Показатели эффективности бюджетных расходов и выпадающих доходов — показатели бюджетного планирования и исполнения бюджета, отражающие размер эффекта в расчете на один рубль израсходованных бюджетных средств.

Показатели качества управления муниципальными финансами -показатели бюджетного планирования и исполнения бюджета, отражающие уровень внедрения инструментов управления муниципальными финансами и результаты их применения, финансовую дисциплину, методологическое и правовое обеспечение бюджетного процесса.

Процедура проведения оценки заключается в формализованном анализе соответствия фактического значения показателей критериям оценки. Расчет оценки предлагается осуществлять в баллах отдельно по показателям эф­фективности бюджетных расходов и выпадающих доходов

и показателям качества управления муниципальными финансами.

Результаты проведения ежеквартального и годового мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами предлагается оформить в форме сводных отчетов. При проведении годового мониторинга может быть дополнительно указано среднее значение показателя по Российской Федерации и соответствующему федеральному округу в случае наличия данной информации в открытом доступе.

Все причины и факторы достижения или недостижения целевых ориентиров целесообразно отражать в пояснительной записке с учетом информации о причинах положительных и отрицательных отклонений, содержащихся в отчетных сведениях субъектов мониторинга и оценки, и делить на две основные группы:

-зависящие от действий органов местного самоуправления;

-не зависящие от действий органов местного самоуправления. Проект пояснительной записки рекомендуется рассматривать на заседании бюджетной комиссии.

С целью своевременной корректировки документов, регламентирующих порядок проведения мониторинга и оценки, предлагается закрепить за должностными лицами финансовой службы, ответственными за проведение мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, ответственность за внесение изменений в соответствующий порядок до начала отчетного года в случае, если изменения необходимы, в том числе в результате:

-изменений федерального, регионального законодательства, федеральных, региональных, муниципальных правовых актов;

-внедрения новых инструментов управления муниципальными финансами в практике муниципального управления и (или) полное внедрение и достижение целевого ориентира в рамках существующих инструментов управления муниципальными финансами на протяжении последних трех лет;

-изменения стратегических целей развития муниципального образования;

-изменения социально-экономической, бюджетной и налоговой политики на территории муниципального образования.

С целью своевременной корректировки элементов системы системе мониторинга и оценки следует отвечать критерию автономного реагирования на изменяющиеся экономические и социальные условия на территории муниципального образования. Для четкого взаимодействия между субъектами мониторинга и оценки целесообразно разработать административный регламент.

Чалая, Ю.Ю. Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами  //  Ю.Ю. Чалая  //  Финансы. – 2012. - № 2. – С. 77 - 79.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 15 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров