Навигация
 
Псковский край в прессе - 2009 год Образование Емельянова В. Наши лучшие учителя получают более 30 тысяч рублей
Емельянова В. Наши лучшие учителя получают более 30 тысяч рублей

Старая система оплаты труда учителей себя изжила и превратилась в главный тормоз развития российской школы. Вера Емельянова не только сама убеждена в этом, но и попыталась убедить «Известия»

 

вопрос: Какой вам видится основная про­блема российской школы и как ее решать? ответ: Конечно, школа нуждается в совер­шенствовании. Особенно это актуально сегодня, когда стране требуется серьезная модернизация экономики и развитие инно­вационных технологий. Отечественная сис­тема образования просто обязана учитывать эти процессы и развиваться в современном формате. И наша область — активный учас­тник комплексного проекта модернизации образования и инновационнъгх проектов регионального и федерального уровня.

Но для того чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех сдерживающих факторов, которые сложились на предыдущих эта­пах развития страны и общества. И в этом смысле ключевой сдерживающей пробле­мой, препятствующей развитию наших школ, мы считаем старую систему финанси­рования. Именно на эту проблему мы обра­щаем особое внимание в последние годы. И не только обращаем, но и создаем условия для перехода к современным финансово-экономическим механизмам: нормативно-подушевому финансированию и новой сис­теме оплаты труда.

Начинали мы с нормативного подхода. Отказались от сметного финансирования школы и заработной платы по тарифной сетке. А потом постепенно задействовали инструменты регулирования и стимулирова­ния развития школы и учителей посредством новой системы оплаты труда. Мы убеждены, что именно таким образом сегодня можно изменить ситуацию. Учитель должен четко понять, что его заработная плата во многом зависит от него самого. Ведь при новой сис­теме она формируется из базового оклада и стимулирующей части, определяемой качес­твом работы педагога, его ответственностью за конечный результат обучения.

в: И каковы результаты внедрения в вашей области новой системы оплаты труда и нор­мативно-подушевого финансирования?

о: Даже с учетом нашего скромного бюджета ясно видно, что они позитивны. Область получила значительное увеличение расхо­дов на одного ученика и рост средней зара­ботной платы учителя в 2,2 раза за два года. В результате средняя зарплата псковских учите­лей выше, чем в среднем по экономике реги­она. На 1 сентября средняя заработная плата в экономике области составляла 11 700 руб­лей, а средняя заработная плата педагогичес­ких работников—14 500 рублей. Это колос­сальный результат для нашего небогатого региона. При этом 30% учителей получают существенно выше данного уровня, а макси­мальная зарплата учителей у нас доходит до 31 тысячи рублей.

Но самое главное—мы видим, что учителя способны правильно реагировать на подоб­ные изменения, работать энергичнее, качес­твеннее и с пониманием того, что уровень их дохода во многом зависит от них самих.

в: Возникают ли при введении на Псковщине новой системы оплаты труда учителей слож­ности психологического характера: соперни­чество, зависть, обиды? о: Конкретных примеров конфликтов между псковскими учителями я привести не могу. Конечно, есть определенные настроения у тех учителей, которые работают в малень­ких классах, маленьких школах. Они полу­чают меньше, чем их коллеги в крупных школах, но в массе своей вполне адекватно к этому относятся. Поскольку объем их работы меньше, чем в школе, где больше учеников и выше нагрузка, они отлично понимают, почему их уровень зарплаты ниже. в: Говоря о нормативно-подушевом финан­сировании школьного образования, нельзя не затронуть проблему закрытия сельских школ. Как вы к этому относитесь?

о: Конечно, такие опасения существуют, чего скрывать. И у нас накоплен немалый опыт решения подобных проблем, поскольку исторически так сложилось, что количес­тво населенных пунктов на Псковщине существенно больше, чем в других регио­нах. В результате вся инфраструктура сложи­лась таким образом, что в каждом населен­ном пункте есть школа, медпункт и т.д. Мы имели достаточно большую сеть общеобра­зовательных учреждений, которая в послед­нее десятилетие по объективным причинам должна была измениться. Если в 2000 году у нас было 97 тысяч школьников, то в 2009-м— только 5 8 тысяч. То есть число школьников сократилось практически вдвое. Неудиви­тельно, что в этих условиях мы самым серь­езным образом относимся к проблеме рес­труктуризации сети, и с ее решением тесно связан процесс модернизации.

В целом мы учли все особенности обра­зовательных учреждений. Поэтому, с одной стороны, происходит оптимизация сети (активно развивалась система базо­вых школ, организовывался подвоз детей в школы, который обеспечивают 160 школь­ных автобусов), а с другой — реализуется комплекс мер по учету социальных рисков, чтобы высвобождаемые учителя имели воз­можность трудоустраиваться (сегодня лишь единицы из них зарегистрированы на бирже труда).

И в этой связи напомню, что Псковская область — это регион, который не является самодостаточным. Здесь нет крупных бюджетоформирующих предприятий. Поэтому мы должны работать на эффективность.

 

Емельянова В. Наши лучшие учителя получают более 30 тысяч рублей [новая система оплаты труда учителей] // Известия. – 2009. – 5 окт.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 6 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров