Навигация
 
Псковский край в прессе - 2009 год Культура Библиотечное дело Осадчая И.В. Любовь к Отечеству – родом из детства
Осадчая И.В. Любовь к Отечеству – родом из детства

В рамках Всероссийского библиотечного конгресса — XIV Ежегодной конферен­ции Российской библиотечном ассоциации в Вологде состоялся Круглый стол журнала «Библиотека» под названием «Война. Победа. Память: 1941— 1945. Библиотеки и молодёжь — уроки патриотизма».

 

В заседании приняли участие — ветеран Великой Отечественной войны Л.И. МУШНИКОВ; замести­тель директора Волгоградской об­ластной универсальной научной библиотеки С.В. КОСОВЦЕВА; заме­ститель директора Псковской обла­стной детско-юношеской библиоте­ки И.В. ОСАДЧАЯ; заведующая научно-методическим отделом Вологодской универсальной науч­ной библиотеки Н.А. МЯСНИКОВА; директор ЦБС Никольского района Вологодской области И.В. КОРЁПИ-НА; директор Хасавюртовской го­родской ЦБС Республики Дагестан Э.Н. ЯКУБОВ; заведующая отделом Вологодской ОДБ Е.Ю. ИСТРАТОВА и заведующая сектором Т.А. ГРИ-ШОНКОВА, главные библиотекари ОДБ И.А. ВОЛКОВА, СЮ. ВАСИЛЕН­КО, О.Б. ПОЛЯКОВА и С.Н. ЧЕРНЫ­ШЁВА; заведующая сектором Цент­ральной городской библиотеки Нижнего Новгорода В.Н. ТУМАРЬ; заведующий отделом Берлинской библиотеки (ФРГ) О. ХАМАНН; веду­щий научный сотрудник РГБ О.Ф. БОЙКОВА; главный библио­граф Российской государственной библиотеки по искусству М.А, МА-ЗУРИЦКАЯ; главный библиотекарь ЦБС г. Мирный Архангельской обла­сти М.Н. МАЛЮТИНА, ведущий биб­лиотекарь филиала № б ЦБС т. Во­логды М.С ЗАВЕЖЕНЕЦ; учитель школы № 15 г. Вологды И.Н. БУР-ДЫКОВА; генеральный директор Благотворительного фонда имени Ю.Г. Слепухина - Н.А. СЛЕПУХИНА; главный редактор журнала «Библио­тека» СИ. САМСОНОВ, заместитель главного редактора журнала Е.С ТИХОНОВА, заместитель глав­ного редактора Издательства «Жур­нал «Библиотека» О.Р. БОРОДИН."ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЁННО"

 

 

За Круглым столом прозвучал рассказ о патриотической ра­боте ещё одной областной библио­теки — Псковской детско-юношес­кой. О ней, в полемическом ключе, поведала заместитель директора И.В. ОСАДЧАЯ.

«Часто наши выступления, — за­метила И.В. ОСАДЧАЯ, — напоминают самоотчёты о проделанной работе. Только хорошо ли проделанной? В принципе, формы нашей деятель­ности — конференции, выставки, кон­курсы — более или менее однотипны, и во многом мы повторяем друг друга. Проблема заключается в том, на­сколько эта деятельность эффективна и как это проверить. Предположим, прошёл конкурс рисунков на патрио­тическую тему, определены лауреаты, состоялось торжественное награжде­ние. Но остался ли какой-то след в умах и сердцах посетителей? Мы за­являем: «Проведено столько-то меро­приятий, охвачено столько-то читате­лей». Но что из них вынесли читате­ли — большой вопрос.

Я пришла в библиотеку двадцать лет назад. Многие массовые меро­приятия и в то время посвящались па­триотическому воспитанию. Так вот: организовывать их двадцать, пятнад­цать лет назад и сейчас — совершен­но разные вещи. Работать стало на­много труднее. Детско-юношеская аудитория очень сильно изменилась.
Прежде чем начать разговор, к при­меру, о партизанах, приходится объ­яснять, кто они, собственно, такие.
Подростки задают вопрос: «Так что наши или не наши?» Думаю, если сей­час мы выйдем на улицу и опросим десять случайных молодых людей: «Кем были Жуков, Конев и Рокоссов­ский?», правильно ответят один-два человека.
            Сейчас, готовясь к Дню Победы, недостаточно просто пригласить для выступления ветерана или другого свидетеля событий. Во-первых, вете­ранов, способных выступить перед аудиторией, осталось очень мало, и значит, надо находить другие возмож­ности для освещения истории войны. Во-вторых, двадцать лет назад почти у каждого школьника был свой дедуш­ка—участник войны, ребёнок слышал его рассказы и был готов восприни­мать воспоминания другого дедушки с фронтовыми наградами на груди. Сейчас, если к детям просто привести ветерана, большинство из них не пой­мёт, о чём он говорит и почему вооб­ще к ним пришёл этот старик. Если вы разыскали такого человека, желаю­щего выступить перед ребятами, к встрече нужно готовить и аудиторию, и его самого. С детьми надо встре­титься заранее, порекомендовать им книжки, объяснить, что такое «танк Т-34» и что такое «катюша». С ветера­ном — обсудить сценарий его выступ­ления, особенности аудитории, выде­лить интересные для восприятия бое­вые эпизоды. Очень хорошо, если у гостя есть фотографии. Современные дети — носители визуальной культу­ры, и когда им подробно рассказыва­ют о том, что отразилось на фронто­вых снимках, это находит отклик в их сознании. А дело библиотекаря — до­полнить выступление своими коммен­тариями: в каком году это было, как вписывается то или иное событие в историю войны, что происходило в. данное время на других фронтах. В противном случае будет иметь мес­то принудительное мероприятие под вывеской патриотического воспи­тания.

В целом же в наше время можно достигнуть успеха не количеством, а только качеством работы. И строиться она может лишь в содружестве со школьными педагогами.

Наш Псков особый город. Прежде всего — он пограничный, в нём много воинских частей, здесь размещена 76-я Черниговская Краснознамённая гвардейская десантная дивизия. Хо­рошо известно, что в 2000 году, 28— 29 февраля, 6-я рота 104-го полка этой дивизии героически погибла в Чечне. Из 90 воинов 84 человека оста­лись на поле боя.

Тема Чеченской войны — очень больная и сложная. Но у нас в Пскове, небольшом городе с населением в 200 тысяч человек, трагическая ги­бель 6-й роты отозвалась особой бо­лью в душах земляков. Она в памяти и нынешнего поколения молодёжи. В дивизии создан музей 6-й роты. В такой ситуации мы пришли к реше­нию показать ребятам, что такое вой­на, на примере боевых действий в Чечне, перебрасывая отсюда своеоб­разный мостик к событиям Великой Отечественной. На примерах чеченских событий мы говорим ребятам: «Смотри: вот что такое «война», вот что такое «подвиг», вот что такое «пат­риотизм»!»

Хочу сказать о прошедших в нача­ле года Военно-патриотических чте­ниях «Вспомним всех поимённо», по­священных памяти бойцов 6-й роты. Мы готовили их совместно с коман­дованием дивизии, Псковским юри­дическим институтом ФСИН и лице­ем «Развитие». Чтения были рас­считаны на солдат, слушателей института и учащихся лицея. Мы разослали приглашения с копией подлинной фотографии солдат 6-й роты, идущих на задание. Когда род­ственники погибших, их боевые това­рищи получали приглашение и виде­ли родные лица, они уже не могли к нам не прийти. Псковский писатель Олег Терентьев выпустил книгу о 6-й роте под названием «Шаг в бессмер­тие», которая выдержала несколько изданий. Автор стал активным участ­ником чтений и очень помог нам в их подготовке. Выступали же на чтениях учащиеся старших классов из тех районов области, откуда происходи­ли и где были похоронены воины. Ни­кто не рапортовал. Ребята говорили о своих земляках как о близких лю­дях, читали их письма, передавали воспоминания родных. Готовясь к выступлениям, они виделись с. роди­телями воинов, со вдовой одного из них, получили от них ценные доку­менты. В результате выступления (а их было двенадцать) никого не оста­вили равнодушным. Мы пробили, ка­залось бы, непробиваемую стену. И солдаты, и командиры, и ветераны дивизии потом говорили нам, что ус­лышанное здесь уже никогда не из­гладится из памяти. Нас просили проводить такие чтения ежегодно, и это тот редкий случай, когда мы уверены в эффективности своей ра­боты».

 

Осадчая И.В. Любовь к Отечеству – родом из детства: : [рассказ о патриотической ра­боте Псковской детско-юношес­кой библио­теки : в рамках круглого стола на Всероссийском конгрессе – XIV Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации под названием «Война. Победа. Память: 1941-1945. Библиотеки и молодёжь – уроки патриотизма»] // Библиотечная газ. – 2009. - № 15; Библиотека. – 2009. - № 6. – С.18.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 24 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров